Решение по гражданскому делу по иску прокурора Навашинского района к Администрации Натальинского сельсовета об обязании разработать программу противодействия коррупции на 2012-2013 г.



Дело № 2-193/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино                                                                   29 июня 2012 года

Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Савельева Л.А.,

с участием и.о. прокурора Навашинского района Зрилиной Т.В.,

представителя ответчика Мурагина Е.В.,

при секретаре Савеловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навашинского района к Администрации Натальинского сельсовета Навашинского района Нижегородской области об обязании разработать программу противодействия коррупции на 2012-2013 года,

У С Т А Н О В И Л:

В Навашинский районный суд обратился Прокурор Навашинского района Навашинского района с исковым заявлением к Администрации Натальинского сельского совета Навашинского района Нижегородской области, указывая следующее.

Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 (в ред. от 13.03.2012) «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» утверждена прилагаемая Национальная стратегия противодействия коррупции.

Подпунктом «б» п. 5 Указа органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться пунктом 4 настоящего Указа в отношении планов соответствующих муниципальных образований по противодействию коррупции.

Пунктом 4 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов: поручено:

руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы, внести до 1 июня 2010 г. в планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов;

организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;

обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период.

Пунктом 4 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 предусмотрено, что меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Одной из мер реализации Национальной стратегии противодействия коррупции федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами является контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы утвержден Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

Подпунктом «б» п. 4 Указа Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано: активизировать деятельность советов по противодействию коррупции; усилить работу подразделений кадровых служб указанных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений; руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденным настоящим Указом, внести до 1 мая 2012 г. в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Пунктом 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З (ред. от 05.03.2012) «О противодействии коррупции в Нижегородской области» мерами противодействия коррупции являются:

1) принятие и реализация программ противодействия коррупции;

2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

3) антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда;

4) иные меры, предусмотренные федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.

Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области» программа противодействия коррупции в Нижегородской области является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Нижегородской области.

Программа противодействия коррупции в Нижегородской области разрабатывается и утверждается Правительством Нижегородской области.

Статьей 14 Закона Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе:

1) устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции;

2) устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона;

3) устанавливать порядок и проводить антикоррупционный мониторинг на уровне муниципальных образований Нижегородской области;

4) организовывать антикоррупционное образование и участвовать в антикоррупционной пропаганде на уровне муниципальных образований Нижегородской области;

5) предоставлять информацию, связанную с проведением антикоррупционной экспертизы актов и антикоррупционного мониторинга, по запросам органов государственной власти Нижегородской области;

6) осуществлять иные меры по противодействию коррупции, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о противодействии коррупции и деятельности органов местного самоуправления Натальинского сельсовета, в ходе которой установлены следующие нарушения:

Решением представительного органа Натальинского сельсовета от 4 мая 2009 года № 7 была утверждена программа противодействия коррупции Натальинского сельсовета на 2009-2010 годы. Срок действия программы истек.

Согласно представленной письменной информации № 176 от 08.06.2012 г. программа противодействия коррупции Натальинского сельсовета на 2012 год и последующие годы не принималась, изменения, направленные на достижение конкретных результатов, в программу не вносились.

Отсутствие муниципальной программы по противодействию коррупции препятствует осуществлению антикоррупционного мониторинга, который проводится в целях своевременного приведения правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с законодательством Российской Федерации; обеспечения оценки эффективности мер, реализуемых посредством программ противодействия коррупции (ст. 11 Закона Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области».

Поэтому разработка и принятие программы противодействия коррупции является необходимым.

При отсутствии необходимой нормативно-правовой базы по реализации антикоррупционного законодательства создание эффективной системы противодействия коррупции в деятельности органов местного самоуправления невозможно. Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции являются одними из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Статьей 4 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Изложенные нарушения свидетельствуют об умалении авторитета Закона органом местного самоуправления Натальинского сельсовета, что ущемляет права и законные интересы граждан, заключающиеся в формировании единого правового пространства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 131, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать администрацию Натальинского сельсовета разработать программу противодействия коррупции на 2012-2013 года, установив ответчику срок для совершения указанных действий в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании и.о.прокурора Навашинского района Зрилина Т.В. исковое заявление поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении, настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика глава Администрации Натальинского сельсовета Навашинского района Нижегородской области Мурагин Е.В. исковые требования прокурора Навашинского района признал в полном объеме, представив суду письменное заявление.

Суд, заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, находит исковые требования прокурора Навашинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой было выявлено отсутствие Программы противодействия коррупции на 2012-2013 года Натальинского сельсовета Навашинского района Нижегородской области.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных ГПК РФ, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обраться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В качестве способа защиты нарушенных прав, ст. 11 ГК РФ предусматривается судебная защита.

В ч. 1 ст. 39 ГПК РФ установлена возможность совершения стороной в гражданском процессе такого распорядительного действия, как признание ответчиком иска, при котором не допускаются какие-либо ограничения волеизъявления сторон, кроме предусмотренных ч. 2 названной статьи             ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель ответчика - глава администрации Натальинского сельсовета Мурагин Е.В. признал иск прокурора района в полном объеме, представив суду об этом письменное заявление.

На основании изложенного, суд находит возможным, принять признание ответчиком исковых требований прокурора Навашинского района и удовлетворить в полном объеме заявленные исковые требования, так как данное признание иска не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Навашинского района Нижегородской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Натальинского сельского совета Навашинского района Нижегородской области разработать программу противодействия коррупции на 2012-2013 годы в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         Л.А. Савельева

.

.

.а