Решение по иску Прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц к МУ `Хозяйственно-эксплуатационная контора` о понуждении к совершению действий



Дело № 2-181/2012        

                                                                                        

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино                                                                   04 июля 2012 года

Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием помощника прокурора Навашинского района Капотовой Н.П., представителя ответчика МУ «Хозяйственно-эксплуатационная контора» Штырева Н.Н., при секретаре Торгашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Хозяйственно-эксплуатационная контора» о понуждении к совершению действий,

Установил:

В Навашинский районный суд обратился Прокурор Навашинского района Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МУ «Хозяйственно-эксплуатационная контора», указывая следующее.

Прокуратурой Навашинского района проведена проверка соблюдения Муниципальным учреждением «Хозяйственно-эксплуатационная контора» законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой было установлено следующее.

Муниципальное учреждение» Хозяйственно-эксплуатационная контора» зарегистрировано в качестве юридического лица ../../....г. за основным государственным регистрационным номером *** (свидетельство о государственной регистрации серии ***) по адресу: *******.

Одним из дополнительных видов деятельности МУ «ХЭК» является деятельность в виде сухопутного пассажирского транспорта - оказание транспортных услуг для муниципальных образовательных учреждений и администрации Навашинского района (выписка из ЕГРЮЛ и п. 2.2 Устава МУ «ХЭК»).

Для осуществления указанного вида деятельности МУ «ХЭК» имеет в пользовании 10 гаражей (инвентарная карточка учета основных средств *** от ../../....г.) и 6 единиц транспортных средств - автобусов (в соответствии с договорами безвозмездного пользования).

В процессе осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, происходит негативное воздействие на окружающую природную среду и атмосферный воздух в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

Таким образом, МУ «ХЭК» имеет стационарные и передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Неорганизованными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются ворота гаражных боксов. Передвижными источниками выбросов является автотранспорт в количестве <данные изъяты>. Источниками выделения загрязняющих веществ являются работающие двигатели транспортных средств. Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми в атмосферный воздух, являются оксиды углерода, углероды, оксиды азота и оксиды серы, сажа, входящие в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, в соответствии с приказом Минприроды РФ от ../../....г. ***.

В соответствии с п. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном Правительством российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 № 288.

Согласно ст. ст. 20, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него обязаны:

- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух,

- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов,

- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок не превышение установленных технических нормативов выбросов.

В нарушение указанных требований законодательства МУ «ХЭК» при осуществлении хозяйственной деятельности осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения; предприятием не разработаны предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы физического воздействия на атмосферный воздух; не осуществляется инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; не ведется учет выбросов; не составлен плен мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Согласно ст. 24 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом в силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды. Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, одним из которых является обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Таким образом, не соблюдение требований законодательства в указанной сфере нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, не способствует реализации принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных гражданских прав.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, ст. 131 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать Муниципальное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная контора» в установленном законом порядке получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установив ответчики срок для совершения указанных действий в течение4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Навашинского района Капотова Н.П. исковое заявление поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении, настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика Муниципального учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная контора» Штырев Н.Н. исковые требования прокурора Навашинского района признал в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление.

Суд, проверив материалы дела, находит исковые требования прокурора Навашинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Навашинского района проведена проверка соблюдения МУ «Хозяйственно-эксплуатационная контора» законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой было выявлено, что МУ «ХЭК» при осуществлении хозяйственной деятельности осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных ГПК РФ, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обраться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В качестве способа защиты нарушенных прав, ст. 11 ГК РФ предусматривается судебная защита.

В ч. 1 ст. 39 ГПК РФ установлена возможность совершения стороной в гражданском процессе такого распорядительного действия, как признание ответчиком иска, при котором не допускаются какие-либо ограничения волеизъявления сторон, кроме предусмотренных ч. 2 названной статьи             ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель ответчика - директор МУ «Хозяйственно-эксплуатационная контора» Штырев Н.Н. признал иск прокурора района в полном объеме, представив суду об этом письменное заявление.

На основании изложенного, суд находит возможным, принять признание ответчиком исковых требований прокурора Навашинского района и удовлетворить в полном объеме заявленные исковые требования, так как данное признание иска не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При этом суд полагает, что срок - в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в который ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Прокурора Навашинского района Нижегородской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная контора» в установленном порядке получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Установить Муниципальному учреждению «Хозяйственно-эксплуатационная контора» срок для совершения указанных действий - 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         Ю.А. Мельникова