Решение о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления Натальинского сельского совета



2-450-2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Навашино 16 ноября 2010 года

Судья Наашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием заместителя прокурора Навашинского района Зрилиной Т.В., председателя Натальинского сельского совета Мурагина И.В., главы Натальинской сельской администрации Мурагина Е.В., при секретаре Авдошиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Навашинского района о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления Натальинского сельского совета по не рассмотрению по существу протеста прокурора Навашинского района от 04 июня 2010 года на решение Натальинского сельского совета от 19 января 2010 года № 17 «Об избрании главы администрации Натальинского сельсовета»,

Установил:

В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с заявлением о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления Натальинского сельского совета по не рассмотрению по существу протеста прокурора Навашинского района от 04 июня 2010 года на решение Натальинского сельского совета от 19 января 2010 года № 17 «Об избрании главы администрации Натальинского сельсовета», указывая заявлении следующее.

6 мая 2010 года в прокуратуру Навашинского района поступило обращение главы местного самоуправления Навашинского района Малышева В.Д. о нарушениях при проведении конкурса на замещение должности главы администрации Натальинского сельсовета.

По данному обращению прокуратурой района проведена проверка, по результатам которой установлено следующее:

Решением Натальинского сельского Совета от 19 января 2010 года № 17 «Об избрании главы администрации Натальинского сельсовета» в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой администрации Натальинского сельсовета Навашинского района назначен Мурагин Е.В., с Мурагиным Е.В. заключен контракт на должность главы администрации Натальинского сельсовета.

Данное решение признано незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

В соответствии с ч.2 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Согласно ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования (ч. 5 ст. 37 Закона).

Положение о порядке проведения конкурса и назначения на должность главы администрации Натальинского сельсовета Навашинского муниципального района утверждено решением Натальинского сельского Совета от 22 декабря 2009 года № 7.

В соответствии с п.2 Положения о порядке проведения конкурса и назначения на должность главы администрации Натальинского сельсовета Навашинского муниципального района, утвержденного решением Натальинского сельского Совета от 22 декабря 2009 года № 7 основными целями проведения конкурса на замещение должности главы администрации Натальинского сельсовета являются отбор и предоставление сельскому Совету для назначения на должность главы администрации Натальинского сельсовета Навашинского муниципального района кандидатов, соответствующих требованиям законодательства по уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию законодательства, Устава Натальинского сельсовета и нормативных правовых актов Натальинского сельсовета; реализация права граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Конкурс на замещение должности главы администрации Натальинского сельсовета проведен конкурсной комиссией 19 января 2010 года. Первое заседание конкурсной комиссии состоялось 15 января 2010 года. Решением конкурсной комиссии от 15 января 2010 года по результатам проверки представленных документов к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Натальинского сельсовета допущено 3 кандидата.

На заседании конкурсной комиссии от 19 января 2010 года 1 кандидат отказался участвовать в конкурсе, кандидатура второго кандидата снята с участия в конкурсе.

Решением конкурсной комиссии от 19 января 2010 года сельскому Совету Натальинского сельсовета предложено назначить на должность главы администрации Натальинского сельсовета только одного кандидата Мурагина Е.В.

Таким образом, на втором заседании конкурсной комиссии конкурс документов (оценка участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении муниципальной, государственной и о трудовой деятельности, других документов), собеседование с участниками конкурса, отбор кандидата (кандидатов) на должность путем голосования не проводился.

Следовательно, цель проведения конкурса не достигнута, конкурсный отбор кандидатов не состоялся.

Кроме того, в части 6 статьи 37 Федерального закона Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» речь идет о нескольких кандидатах, представленных конкурсной комиссией. Такая норма направлена на то, чтобы обеспечить привлечение для участия в конкурсе нескольких специалистов, среди которых в дальнейшем можно было бы выбрать наиболее профессионального. Представительный орган муниципального образования должен иметь возможность выбора между кандидатами, иначе теряется смысл проведения конкурса. Исходя из этого, на рассмотрение представительного органа необходимо представить не менее двух кандидатур.

4 июня 2010 года за исх.номером 5-79ж-2010 на решение Натальинского сельского Совета от 19 января 2010 года № 17 «Об избрании главы администрации Натальинского сельсовета» принесен протест с требованием о рассмотрении данного протеста на ближайшем заседании представительного органа местного самоуправления с момента его поступления и уведомлении в письменном виде прокурора Навашинского района о результатах рассмотрения данного протеста.

До настоящего времени протест прокурора не рассмотрен, письменное сообщение о результатах рассмотрения протеста в прокуратуру района не поступило.

Тогда как, согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

В период с 4 июня 2010 по настоящее время состоялось 2 заседания представительного органа местного самоуправления Натальинского сельсовета: 23 июля 2010 года и 1 сентября 2010 года. Однако, установленная законом обязанность о рассмотрении протеста прокурора района на ближайшем заседании представительного органа местного самоуправления с момента его поступления и уведомлении в письменном виде прокурора

Навашинского района о результатах рассмотрения данного протеста до настоящего времени не выполнена.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст.254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, (ст.255 ГПК РФ).

Согласно ст. 256 ГПК РФ Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Фактом не рассмотрения вышеназванного правового акта нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные и иные органы местного самоуправления. Указанное обстоятельство позволяет осуществлять местное самоуправление должностному лицу исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (администрации), назначенному на должность главы администрации с нарушением процедуры конкурсного отбора.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статьей 3 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Статьей 4 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Изложенные нарушения свидетельствуют об умалении авторитета Закона представительным органом местного самоуправления, что ущемляет права и законные интересы граждан, заключающиеся в формировании единого правового пространства.

О нарушении прав и законных интересов граждан прокурору района стало известно 27 сентября 2010 года при поступлении в прокуратуру района копий правовых актов, принятых Натальинским сельским Советом на двух заседаниях: 23 июля и 1 сентября 2010 года, поэтому срок для обращения в суд не истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, п.3 ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 45, 254-256 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления Натальинского сельсовета по нерассмотрению по существу протеста прокурора Навашинского района от 04.06.2010г. за исходящим номером 79ж-2010 на решение Натальинского сельского Совета от 19 января 2010 года № 17 «Об избрании главы администрации Натальинского сельсовета».

Обязать представительный орган местного самоуправления Натальинского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании прокурор Зрилина Т.В. в полном объеме поддерживает указанное заявление, его доводы и основания, просит его удовлетворить.

Председатель Натальинского сельского совета Навашинского района Нижегородской области Мурагин И.В. согласился с тем, что ответ на протест прокурора не был рассмотрен вовремя, не отрицает фактов нарушения закона, однако, не согласен с тем, что имело место незаконное бездействие. Натальинский сельский совет не имел возможности своевременно рассмотреть протест прокурора в связи с пожароопасной обстановкой в летний период времени.

Глава Натальинской сельской администрации Навашинского района Нижегородской области Мурагин Е.В. также считает, что имело место несвоевременное рассмотрение протеста прокурора. Однако это было вызвано пожароопасной обстановкой на территории Натальинской сельской администрации.

Суд, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

19 января 2010 год Натальински сельским советом было принято решение № 17 «Об избрании главы администрации Натальинского сельсовета».

Данное решение было опротестовано прокурором Навашинского района, протест направлен 4 июня 2010 года в адрес Натальинской сельской администрации.

10 июня 2010 года передано председателю Натальинского сельского совета Мурагину И.В. Дату и факт передачи указанного протест прокурора участники судебного разбирательства не отрицают.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Судом установлено, что в период с 10 июня 2010 года и на момент поступления заявления прокурора в суд состоялось 2 заседания представительного органа местного самоуправления Натальинского сельсовета: 23 июля 2010 года и 1 сентября 2010 года.

Ближайшее заседание представительного органа местного самоуправления с момента поступления протеста прокурор состоялось 23 июля 2010 года.

Таким образом, установленная законом обязанность о рассмотрении протеста прокурора района на ближайшем заседании представительного органа местного самоуправления с момента его поступления и уведомлении в письменном виде прокурора Навашинского района о результатах рассмотрения данного протеста не выполнена.

Довод председателя Натальинского сельского совета Мурагина И.В. о сложной пожароопасной обстановке на территории администрации Натальинского сельского совета, помешавшей своевременно рассмотреть протест прокурора, не может быть принят во внимание, поскольку распоряжение № 29 «О введении на территории администрации Натальинского сельсовета особого противопожарного режима» было вынесено 09 августа 2010 года.

Кроме того, на заседании Натальинского сельского совета 23 июля 2010 года в повестке дня заседании было рассмотрено 8 вопросов, не связанных каким-либо образом пожароопасной обстановкой.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Суд находит, что трехмесячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, не пропущен.

Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается участниками судебного разбирательства, что протоколы заседаний Натальинского сельского совета от 23 июля и 01 сентября 2010 года поступили в прокуратуру Навашинского района 27 сентября 2010 года. Указанное заявление прокурора поступило в Навашинский районный суд 02 ноября 200 года.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд

Руководствуясь ст.ст.194-199, 268 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Навашинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления Натальинского сельского совета по не рассмотрению по существу протеста прокурора Навашинского района от 04 июня 2010 года на решение Навашинского сельского совета от 19 января 2010 года № 17 «Об избрании главы администрации Натальинского сельского совета».

Обязать представительный орган местного самоуправления Натальинского сельского совета устранить допущенное нарушение в полном объеме в течение одного месяца со дня получения решения.

Сообщить суду и прокурору Навашинского района об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Мельникова Ю.А.