Решение по иску о признании незаконным бездействия эксплуатирующей организации по оформлению декларации безопасности гидротехнического сооружения



2-440-2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Навашино 25 ноября 2010 года

Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., участием помощника прокурора Навашинского района Добротиной А.М., представителя ответчика Администрации г.Навашино Кочеткова А.В., действующего по доверенности, представителей ответчика МУП «ЖЭК, благоустройство г.Навашно» Мохова А.В., Подгорной Л.Н., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навашинского района к Администрации г.Навашино, МУП «ЖЭК, благоустройство г.Навашино» о признании незаконным бездействия эксплуатирующей организации по оформлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, об обязании оформить декларацию гидротехнических сооружений,

Установил:

В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с заявлением к Администрации г.Навашино, МУП «ЖЭК, благоустройство г.Навашино» о признании незаконным бездействия администрации г. Навашино и МУП «ЖЭК, благоустройство г. Навашино» по не соблюдению Федерального закона от 21 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», об обязании администрации г. Навашино и МУП «ЖЭК, благоустройство г. Навашино» принять меры к получению декларации безопасности ограждающей дамбы от паводковых вод от Б. Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма, указывая в заявлении следующее.

На территории Навашинского района расположена ограждающая дамба от паводковых вод от Б. Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма, расположенная в северной части г.Навашино, предназначенная для предотвращения распространения паводковых вод на территорию г.Навашино и обеспечения безопасности населения г.Навашино.

По договору с проектно-изыскательским институтом по проектированию объектов водохозяйственного и дорожного строительства проектно-изыскательским институтом по проектированию объектов водохозяйственного и дорожного строительства изготовлен технический паспорт на ограждающую дамбу от паводковых вод от Б. Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма, проведено обследование и составлено техническое заключение.

Распоряжением главы местного самоуправления Навашинского района *** от ../../....г.. «О приеме в муниципальную собственность гидротехнического сооружения» КУМИ Навашинского района поручено принять ограждающую дамбу от паводковых вод в северной части г.Навашино в муниципальную собственность и внести ее в реестр муниципальной собственности. КУМИ Навашинского района право муниципальной собственности на ограждающую дамбу от паводковых вод в северной части г.Навашино зарегистрировано в Навашинском филиале учреждения ГУЮ 1 октября 2003 года. В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.12.2009 года №3200, актом о приеме передачи сооружения от 14.02.2010 года №1, ограждающая дамба от паводковых вод КУМИ Администрации Навашинского района передана администрации г. Навашино Навашинского муниципального района.

В соответствии с постановлением Администрации г. Навашино от 16.03.2010 года ограждающая дамба от паводковых вод от Б. Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма передана на праве хозяйственного ведения с 16.03.2010 года Муниципальному унитарному предприятию «ЖЭК, благоустройство г. Навашино».

В марте-апреле 2010 года, а также в сентябре 2010 года прокуратурой Навашинского района проведены проверки исполнения Федерального закона от 21 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон), в ходе чего были выявлены нарушения закона

В нарушение ст.ст. 9, 10,19 Закона собственником ограждающей дамбы от паводковых вод в северной части г. Навашино -администрацией г. Навашино и эксплуатирующей организацией МУП « ЖЭК, благоустройство г. Навашино» не обеспечивается систематическое соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения - ограждающей дамбы в северной части г.Навашино не обеспечивается постоянный контроль (мониторинг) за показателями состояния данного гидротехнического сооружения, не осуществляется его оценка безопасности; система контроля за состоянием гидротехнического сооружения не создана; не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующей организации; не обеспечено финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения, меры к получению декларации безопасности ограждающей дамбы не принимаются, что может повлечь происшествия чрезвычайного характера.

Согласно ст. 9 Закона на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Постановлением Правительства РФ от 6.11.1998 года №1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Таким образом, бездействие собственника по не составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения необходимо признать незаконными и обязать его принять меры к устранению нарушений требований законодательства, регулирующего эксплуатацию гидротехнических сооружений и осуществления противопаводковых мероприятий.

По итогам проверки в сентябре 2010 года прокурором Навашинского района 20.09.2010 года на имя главы администрации г. Навашино направлено представление об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего эксплуатацию гидротехнических сооружений и осуществление противопаводковых мероприятий с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений.

В соответствии с ответом на представление от 22.10.2010 года полученным из администрации г. Навашино полный комплекс мероприятий, необходимых в соответствии с действующим законодательством и описанный в представлении не может быть выполнен т.к. это требует финансирования. В Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области направлен проект на проведение капитального ремонта ограждающей дамбы от паводковых вод от Б. Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма, где в настоящий момент решается вопрос о софинансировании ремонтных и строительных работ из федерального и областного бюджета.

В ходе проведения проверки на имя руководителя Волжско-Окского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Волжско-Окского управления Ростехнадзора) В. прокуратурой Навашинского района был направлен запрос о целесообразности оформления декларации безопасности на дамбу, учитывая доводы администрации города Навашино о готовящемся капитальном ремонте.

В соответствии с- полученным ответом декларация безопасности ГТС должна быть разработана собственником или эксплуатирующей организацией на стадии эксплуатации и утверждена в установленном законом порядке.

В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие)органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Бездействие администрации г. Навашино и МУП «ЖЭК, благоустройство г. Навашино» в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в Навашинском районе, создает угрозу жизни и здоровья людей, в случае если произойдет происшествие чрезвычайного характера.

В судебном заседании помощникпрокурора Навашинского района Добротина А.М. поддержал в полном объеме исковые требования, их основания и доводы, указывая, что собственником ограждающей дамбы от паводковых вод Администрацией г.Навашино и эксплуатирующей организацией МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино» не принимаются меры к оформлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, полагая, что на данные организации должна быть возложена данная обязанность с учетом разумных сроков.

Ответчик Администрация г.Навашино в лице представителя Кочеткова А.В., действующего по доверенности, исковые требования признал, пояснив, что ограждающая дамба от паводковых вод от Б. Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма, расположенная в северной части г.Навашино, предназначенная для предотвращения распространения паводковых вод на территорию г.Навашино и обеспечения безопасности населения г.Навашино, фактически была передана из собственности Навашинского муниципального района в собственность городского поселения город Навашино в феврале 2010 года. Бюджет города формировался в 2009 году. Поэтому какие-либо расходы на содержание указанного объекта предусмотрены не были. Ответчик понимает, что обязан содержать указанный объект в надлежащем виде, оформлять декларацию безопасности. При формировании бюджета на 2010 год расходы на содержание ограждающей дамбы от паводковых вод, в том числе на оформлении декларации безопасности будут предусмотрены. К 01 июля 2011 года декларация безопасности будет оформлена.

Ответчик МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино» г.Навашино в лице представителя Подгорной Л.Н., действующей по доверенности, пояснил следующее. Ограждающая дамба от паводковых вод от Б. Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма, расположенная в северной части г.Навашино, предназначенная для предотвращения распространения паводковых вод на территорию г.Навашино и обеспечения безопасности населения г.Навашино, фактически была передана из собственности Навашинского муниципального района в собственность городского поселения город Навашино в феврале 2010 года. 16 марта 2010 года указанный объект был передан МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино» на праве хозяйственного ведения. Фактически все документы поступили 16 апреля 2010 года. При этом какие-либо средства на содержание ограждающей дамбы представлены не были. У ответчика отсутствуют собственные денежные средства, равно как отсутствует персонал по ее обслуживанию. Вместе с тем, ответчик понимает, что обязан содержать ограждающую дамбу.

Третье лицо Волжско-Окское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание представило отзыв, из которого установлено следующее.

На территории Навашинского района расположена ограждающая дамба от паводковых вод от Б,Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма, расположенная в северной части г. Навашино, предназначенная для предотвращения распространения паводковых вод на территорию г, Навашино и обеспечения безопасности населения. В связи с этим прокурор Навашинского района просит обязать администрацию г. Навашино и МУП «ЖЭК, благоустройства г. Навашино» составить декларацию безопасности.

Согласно п.4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 06.11,1998 г. №1303 (далее - Положение), определено, что собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в соответствии с пунктом 9 Положения, представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию,

По решению органа надзора или по инициативе декларанта указанная декларация также представляется:

- после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации гидротехнических сооружений (до приемки соответствующих строительно-монтажных работ),

В соответствии со ст. 2 Положения, учитывая, что ограждающая дамба от паводковых вод от Б. Окуловского кладбища до моста через р. Велетьма, расположенная в северной части г. Навашино, включена в перечень потенциально опасных гидротехнических сооружений Нижегородской области и авария на которой может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, данные гидротехнические сооружения подлежат декларированию безопасности.

Декларация безопасности должна быть разработана собственником или эксплуатирующей организацией на стадии эксплуатации и утверждена в установленном порядке.

На основании вышеизложенного, Волжско-Окское управление Ростехнадзора считает обоснованным направленное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц заявление прокуратуры в Навашинский районный суд.

Суд, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, находит исковые требования прокурора Навашинского района, подлежащими удовлетворению.

Распоряжением Правительства Нижегородской области № 3200-р от 24 декабря 2009 года из собственности Навашинского муниципального района в собственность городского поселения город Навашино передана ограждающая дамба от паводковых вод от Б.Окуловского кладбища до моста через р.Велетьма.

Постановлением Главы администрации г.Навашино Нижегородской области № 63 от 16 марта 2010 года ограждающая дамба от паводковых вод от Б.Окуловского кладбища до моста через р.Велетьма передана на праве хозяйственного ведения МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино».

20 сентября 2010 года, исходящий номер 7-58в-2010 в адрес Главы администрации г.Навашино направлен протест прокурора Навашинского района, в котором содержится требование об устранении нарушений требований ст.ст.9,10,19 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии со ст.45 ГПК РФ 1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ); эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения, и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

В соответствии со ст.8 указанного Закона предоставление деклараций безопасности гидротехнических сооружений является одним из общих требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Таким образом, из требований указанного Закона следует, что обязанность по составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения лежит на собственнике гидротехнического сооружения- городском поселении г.Навашино, и эксплуатирующей организации МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино».

Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела декларация безопасности гидротехнического сооружения - ограждающей дамбы от паводковых вод от Б.Окуловского кладбища до моста через р.Велетьма не оформлена, меры к ее оформлению не приняты. Доказательств обратного суду со стороны ответчиков не представлены.

В силу требований указанного Закона декларация безопасности гидротехнического сооружения должна составляться, в том числе на стадии эксплуатации. Именно на данной стадии в настоящее время находится ограждающая дамба от паводковых вод от Б.Окуловского кладбища до моста через р.Велетьма.

Довод ответчика МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино» о том, что они принимали меры к оформлению декларации не может быть принят во внимание, поскольку в материалы дела представлены данные о том, что у собственника истребовалось внесение изменений в штатное расписание эксплуатирующей организации для обслуживания дамбы, а также истребовались средства для направления лиц на соответствующую подготовку для обслуживания указанной дамбы.

Суд находит, что ответчики не принимали каких-либо мер по оформлению декларации безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку декларация безопасности гидротехнического сооружения может быть оформлена собственником либо эксплуатирующей организацией, суд находит возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, с учетом мнений участников судебного разбирательства и обстоятельств дела, данный срок следует установить до 01 июля 2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Признать незаконным бездействие Администрации г.Навашино, эксплуатирующей организации МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино» по оформлению декларации безопасности гидротехнического сооружения - ограждающей дамбы от паводковых вод от Б.Окуловского кладбища до моста через р.Велетьма, расположенной в северной части г.Навашино Нижегородской области.

Обязать МУП «ЖЭК, благоустройство г.Навашино» г.Навашино, Администрацию г.Навашино Нижегородской области в срок до 01 июля 2011 года оформить декларацию безопасности гидротехнического сооружения: ограждающей дамбы от паводковых вод от Б.Окуловского кладбища до моста через р.Велетьма, расположенной в северной части г.Навашино Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Мельникова Ю.А.