Решение по иску прокурора Навашинского района о создании рабочих мест в счет квоты



ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 2-70/2011

г. Навашино 21 марта 2011 года

Нижегородская область

Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи

Леваневской Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания Торгашовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района», третьи лица - Министерство социальной политики Нижегородской области, Государственное учреждение «Центр занятости населения Навашинского района», о создании рабочих мест в счет квоты для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

при участии:

помощника прокурора Навашинского района Добротиной А.М.,

представителей ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района» И.-А.Л. по доверенности от 18.03.2011 г., заместителя <данные изъяты> С.-В.Б.,

представитель ГУ «Центр занятости населения Навашинского района» Б.-Е.В.,

У С Т А Н О В И Л:

в Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с исковым заявлением, которым просит обязать ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района» создать рабочие места в счет квоты для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор в заявлении и в судебном заседании указал то, что на основании обращения директора ГУ «Центр занятости населения Навашинского района» о неисполнении ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района» Закона Нижегородской области № 191-3 «О квотировании рабочих мест», прокуратурой Навашинского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с Приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2000 г. № 217 утвержден Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количества граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год. В данный перечень включено ГУ« Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района», которому установлена квота в количестве 1 человека для трудоустройства работников моложе 18 лет, однако на момент проверки рабочие места для несовершеннолетних не выделены (не созданы). Не создание рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, относящихся к социально незащищенной категории граждан, влечет нарушение гарантированного им ст.ст. 7, 37 Конституции РФ права на труд.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме. Считает возможным установить для ответчика шестимесячный срок для выполнения данной обязанности с момента вступления решения суда в законную силу.

Представители ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района» с исковым заявлением не согласились, в отзыве и в судебном заседании указали, что в ГУ «КЦСОН Навашинского района» квота по трудоустройству инвалидов выполняется. В отношении несовершеннолетних граждан на сегодняшний день вакантных ставок нет. В ГУ «КЦСОН Навашинского района» имеется три должности, не требующие специального образования, это сторож, мойщик посуды и уборщик служебных помещений. Работники, занимающие эти должности, работают на постоянной основе. В соответствии со статьей 96 ТК РФ на должность сторожа не может быть трудоустроен несовершеннолетний гражданин. Статья 9 Закона № 191-3 устанавливает, что рабочие места в счёт установленной квоты либо выделяются, либо создаются работодателем за счёт собственных средств. Выделить рабочие места в счёт квоты не представляется возможным, так как для этого необходимо уволить работников, уже работающих по указанным должностям, что явилось бы грубым нарушением трудового законодательства и конституционного права на труд. Единственным способом для исполнения данных требований является создание новых рабочих мест для несовершеннолетних. ГУ «КЦСОН Навашинского района» является государственным бюджетным учреждением, штатное расписание которого формируется и утверждается Министерством социальной политики Нижегородской области. С 2006 года в штатное расписание, утвержденное для учреждения, Министерством социальной политики, не вводилось ни одной дополнительной штатной единицы. Фонд оплаты труда учреждения выделяется Министерством финансов Нижегородской области, в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Следовательно, создать новые рабочие места не представляется возможным. ГУ ЦЗН Навашинского района на запрос ГУ «КЦСОН Навашинского района» предоставило сведения о том, что по состоянию на 10.03.2011 года граждане моложе 18 лет по вопросам трудоустройства не обращались.

Представитель ГУ «Центр занятости населения Навашинского района» в судебном заседании с исковым заявлением согласилась, считает таковое подлежащим удовлетворению.

Министерство социальной политики Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, в суд представителя не направило, в отзыве на исковое заявление указали, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, пояснив, что в соответствии с Приказом Управления государственной службы занятости от 15.11.2010г. № 217 утверждён Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счёт квоты на 2011 год. В данный Перечень включено ГУ «КЦСОН», которому установлена квота в количестве одного человека для трудоустройства работников моложе 18 лет. В целях создания мест для лиц моложе 18 лет, включая детей сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ГУ «КЦСОН» обратилось ГУ ЦЗН с запросом от 10.03.2011г. № 60 о наличии в базе данных лиц данной категории, нуждающихся в трудоустройстве. На что был получен ответ 11.03.2011 г. № 250, что с начала 2011 года - граждане моложе 18 лет в ГУ ЦЗН не обращались. Таким образом, отказа ГУ «КСЦОН» от трудоустройства несовершеннолетних в 2011 году в ГУ ЦЗН не поступало. Следует отметить, что для замещения должностей, предусмотренных штатным расписанием, ГУ «КЦСОН» требуется специальное образование, или среднее образование, а также навыки работы на данных должностях, которые у большинства лиц, данной категории отсутствуют в силу возраста. Перечнем установлено общее количество граждан, трудоустраиваемых в счёт квоты, в количестве 4 человек, ГУ «КЦСОН» предоставило 5 рабочих мест, что в целом не нарушает общее количество граждан трудоустраиваемых в счет коты.

Суд, выслушав мнение прокурора, руководствуясь ч. 3 и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Часть 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» гласит, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), устанавливает квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 г. № 191-З «О квотировании рабочих мест» предусматривает, что квотирование рабочих мест устанавливается не только для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, но и на работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 4 Закона от 26.12.2007 г. № 191-З квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.

Квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан, для которых введено квотирование рабочих мест.

Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.

Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы (далее - уполномоченный орган), ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Статьей 8 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 г. № 191-З «О квотировании рабочих мест» предусмотрено, что центры занятости населения:

1) доводят до сведения работодателей условия квотирования рабочих мест и размер квоты;

2) формируют банк данных рабочих мест, выделенных (созданных) работодателями в счет квоты;

3) направляют безработных граждан в организации для трудоустройства на квотируемые рабочие места;

4) информируют органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области о выполнении решений по квотированию рабочих мест;

5) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

В соответствии с законодательством РФ должностные лица органа исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющего полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, имеют право в установленном порядке посещать организации с целью проверки информации и документов, связанных с квотированием рабочих мест и приемом на работу граждан в пределах установленной квоты.

Как следует из материалов дела ГУ «КЦСОН Навашинского района», юридический адрес: *******, основной государственный номер (ОГРН) ***, зарегистрировано в налоговом органе с внесением записи в ЕГРЮЛ 29.12.2005 г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, выданной налоговым органом.

ГУ «КЦСОН Навашинского района» поставлено на налоговый учет 05.07.2002 г., что подтверждается свидетельством о постановке серии 52 ***.

Единственным учредителем ГУ «КЦСОН Навашинского района» в соответствии с п. 1.2 Устава является департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области.

ГУ «КЦСОН Навашинского района» является некоммерческой организацией, основным видом деятельности является предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.

Согласно штатному расписанию на 01.01.2010 г. в ГУ «КЦСОН Навашинского района» имеются 7 отделов (АУП, хозяйственно-обслуживающий персонал, отделение по вопросам семьи и детей, отделение срочного социального обслуживания, отделение социально-бытового обслуживания на дому, отделение социально-медицинского обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, где имеются следующие должности (рабочие места): директор, заместитель директора (2 должности), главный бухгалтер, бухгалтер (2,5 должности), кассир, специалист по кадрам, программист, инженер по охране труда (0,5 должности), секретарь-машинистка, рабочий по комплексному обслуживанию зданий, уборщик служебных помещений, водитель, сторож (2 должности), завхоз (0,5 должности), слесарь (0,5 должности), заведующие отделениями (9 должностей), специалисты (3 должности), специалисты по соц. работе (11,5 должностей), соц. работники (98 должностей), психолог, медсестры (13 должностей), сестра-хозяйка, культорганизатор, инструктор по трудотерапии, санитрака - уборщица (0,5 должности), повар (0,5 должности), официант (0,5 должности), мойщик посуды (0,5 должности), всего 157,50 штатных единиц.

Количество занятых вакансий (рабочих мест), и число работающих сотрудников аналогично.

На основании приказа № 217 от 15.11.2010 года Управлением государственной службы занятости населения Нижегородской области утвержден перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 года.

В соответствии с приведенным приказом установлено необходимое количество граждан, которые должны быть трудоустроены в ГУ «КЦСОН Навашинского района» в счет квоты - 4 человека, из них 1 - работники моложе 18 лет, 3 - инвалиды.

Из смысла ст. 7 Закона Нижегородской области «О квотировании рабочих мест» работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения об утверждении перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количестве граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

По информации ГУ «КЦСОН» Навашинского района квота на создание рабочих мест для работников моложе 18 лет по состоянию на 01.02.2011 года не выполнена, рабочее место на день рассмотрения спора в суде не выделено (не создано).

Указанное не оспаривается участниками процесса.

На основании изложенного суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.

При этом доводы ответчика и третьего лица подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и нормам законодательства, регулирующего данные правоотношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить.

Обязать государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района» создать 1 рабочее место в счет квоты для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Установить ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Навашинского района» срок для выполнения обязанности по созданию1 рабочего места в счет квоты для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в 10-дневный срок.

Судья Леваневская Е.А.