Решение по гражданскому делу по иску прокурора к администрации Большеокуловского сельсовета об обязании разместить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих на официальном сайте



Дело № 2-319-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Навашино      27 сентября 2012года

Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Савельевой Л.А.

с участием заместителя прокурора Навашинского района Зрилиной Т.В.,

при секретаре Соколовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района к Большеокуловской сельской администрации об обязании разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления и предоставления данных сведений средствам массовой информации для опубликования; обязании разместить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации и членов их семей за 2011 год в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте

У С Т А Н О В И Л:

В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с исковым заявлением к администрации Большеокуловского сельского совета Навашинского района Нижегородской области, указывая следующее.

Прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Навашинского муниципального района федерального законодательства о противодействии коррупции в части размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.

В ходе проверки установлено, что администрацией Большеокуловского сельсовета Навашинского района до настоящего времени не осуществлено опубликование в средствах массовой информации и размещение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации и членов их семей за 2011 год в сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления; нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации и членов их семей на официальном сайте администрации и предоставления данных сведений средствам массовой информации для опубликования, не принят.

Тогда как, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3 настоящей части.

Решением сельского Совета Большеокуловского сельсовета Навашинского района от 23.03.2012 г. № 21 в перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Большеокуловского сельсовета Навашинского района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включены главные должности муниципальной службы: главы администрации; младшие должности муниципальной службы - специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист.

Согласно ч. 6 ст. 8 Закона о противодействии коррупции (в действующей редакции), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемым нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 561 (ред. от 12.01.2010).

Частью 2 Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 561 (ред. от 12.01.2010) предусмотрено, что на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

б) перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

в) декларированный годовой доход лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (федерального государственного служащего), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные с пункте 2 настоящего порядка, размещают на официальных сайтах в 14-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Президентом Российской Федерации, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, федеральными министрами, лицами, замещающими должности федеральной государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации, а также лицами, замещающими иные государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы (п. 4 Порядка).

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о противодействии коррупции, к числу нормативных правовых актов Российской Федерации в числе прочих относятся также и муниципальные правовые акты.

Исходя из смысла вышеуказанной нормы Закона о противодействии коррупции (ч. 6 ст. 8 Закона о противодействии коррупции), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, а также предоставляются для опубликования средствам массовой информации. Порядок указанного размещения и предоставления определяется соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятых ими в самостоятельном порядке.

В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений в числе прочих отнесено также и осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В силу ч. 6 ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области», органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области вправе:

- устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции;

- устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона;

- устанавливать порядок и проводить антикоррупционный мониторинг на уровне муниципальных образований Нижегородской области;

- организовывать антикоррупционное образование и участвовать в антикоррупционной пропаганде на уровне муниципальных образований Нижегородской области;

- предоставлять информацию, связанную с проведением антикоррупционной экспертизы актов и антикоррупционного мониторинга, по запросам органов государственной власти Нижегородской области;

- осуществлять иные меры по противодействию коррупции, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основных гарантий основ конституционного строя является не вхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Интересы неопределенного круга лиц нарушены и тем фактом, что непринятие администрацией соответствующего нормативного правового акта и не размещение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными служащими администрации в отношении себя и своих близких родственников в сети Интернет снижает возможности общественного контроля гражданского общества (неопределенного круга лиц) за законностью деятельности муниципальных служащих администрации, осуществляемой в рассматриваемой сфере правоотношений.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

Руководствуясь ст. 23, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, просит обязать администрацию Большеокуловского сельсовета Навашинского муниципального района разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации и членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления и предоставления данных сведений средствам массовой информации для опубликования; обязать администрацию Большеокуловского сельсовета Навашинского муниципального района разместить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации и членов их семей за 2011 год в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления.

В судебном заседании заместитель прокурора Навашинского района Зрилина Т.В. исковое заявление поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на его удовлетворении. Также просила установить ответчику срок для исполнения решения суда в 2 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика заместитель главы администрации Большеокуловского сельсовета Навашинского района Нижегородской области Кислов А.С., извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения настоящего дела в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, исковые требования прокурора признает полностью.

Представитель третьего лица администрации Навашинского района, извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

В силу части 3, 5 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит исковые требования прокурора Навашинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Обязанность органов местного самоуправления по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления закреплена в ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействий коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей части.

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 561.

В силу п. 42 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений в числе прочих отнесено также и осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Судом установлено, что прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Навашинского муниципального района федерального законодательства о противодействии коррупции в части размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих. В ходе проверки было установлено, что администрацией Большеокуловского сельсовета Навашинского района не осуществлено размещение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации и членов их семей за 2011 год в сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления, а также не разработан и не утвержден нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации и членов их семей на официальном сайте администрации и предоставления данных сведений средствам массовой информации и для опубликования.

Не опубликование вышеуказанных сведений нарушает основные принципы и нормы законодательства о противодействии коррупции, нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с такими сведениями.

Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных ГПК РФ, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обраться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В качестве способа защиты нарушенных прав, ст. 11 ГК РФ предусматривается судебная защита.

В ч. 1 ст. 39 ГПК РФ установлена возможность совершения стороной в гражданском процессе такого распорядительного действия, как признание ответчиком иска, при котором не допускаются какие-либо ограничения волеизъявления сторон, кроме предусмотренных ч. 2 названной статьи             ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель ответчика - заместитель главы администрации Большеокуловского сельсовета Кислов А.С. признал иск прокурора района в полном объеме, представив суду об этом письменное заявление.

На основании изложенного, суд находит возможным, принять признание ответчиком исковых требований прокурора Навашинского района и удовлетворить в полном объеме заявленные исковые требования, так как данное признание иска не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, соответствует требованиям закона.

Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Навашинского района Нижегородской области удовлетворить.

Обязать администрацию Большеокуловского сельского совета Навашинского района Нижегородской области разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления и предоставления данных сведений средствам массовой информации для опубликования;

разместить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации и членов их семей за 2011 год в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа.

Установить ответчику - администрации Большеокуловского сельского совета Навашинского района Нижегородской области, срок для исполнения настоящего решения суда 2 (два) месяца, с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья       Л.А.Савельева

.

.

.а