Решение по гражданскому делу по иску прокурора Навашинского района к МОУ Гимназия г. Навашино об обязании оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения



Дело № 2-298/2012                                                             .

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино                                26 сентября 2012года

Нижегородской области

Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Грачевой Т.Ю.,

с участием помощника прокурора Навашинского района Султанова Д.Р.,

директора МОУ Гимназия г. Навашино Малина О.В.,

представителя администрации Навашинского района Баранова С.В., по доверенности от 09.11.2011 г.,

представителя третьего лица Нищенковой А.И., по доверенности от 04.09.2012 года,

при секретаре Торгашовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Гимназия г. Навашино, администрации Навашинского района, о признании бездействия незаконным, об обязании оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МОУ Гимназия г. Навашино, администрации Навашинского района, указывая следующее.

Прокуратурой Навашинского района в ходе проведения проверки исполнения федерального законодательства выявлены факты нарушений законодательства о федеральной безопасности и противодействии терроризму в деятельности муниципального образовательного учреждения Гимназия г. Навашино, расположенной по адресу: г. Навашино, ул. Ленина, д. 30.

В соответствии со ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на образование.

Указанные конституционные гарантии закреплены и конкретизированы в федеральном законодательстве.

Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других органов государственной власти.

В силу ст. 2 указанного закона к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, соразмерность мер противодействия терроризма степени террористической опасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти; органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности…

В соответствии со ст. 3 указанного закона деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления…

Согласно ст. 4 указанного закона государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Пунктом 3 ч. 3 Закона «О противодействии терроризму» определено понятие террористического акта - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Следовательно, профилактика терроризма в образовательных учреждениях должна включать в себя проведение соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение возможности совершения на указанных объектах террористического акта и укрепление антитеррористической защищенности объектов, в том числе, создание условий, препятствующих, несанкционированному доступу на территорию объектов посторонних лиц.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с п.п. 1,2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

- в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

- в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

При проверке готовности образовательных учреждений к 2012-2013 учебному году установлено, что в нарушение указанных требований закона в Гимназии г. Навашино не обеспечено выполнение общих требований антитеррористической защищенности, а именно, отсутствует система видеонаблюдения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

Однако администрация Навашинского муниципального района в решении данного вопроса бездействует, мер по оснащению школы системой видеонаблюдения не принимает, чем нарушает права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Руководствуясь ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре», ст. ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, просит признать незаконным бездействие администрации Навашинского муниципального района и муниципального образовательного учреждения Гимназии г. Навашино в части невыполнения обязанностей по оснащению МОУ Гимназия системой видеонаблюдения, обязать администрацию Навашинского муниципального района и МОУ Гимназия г. Навашино устранить допущенные нарушения закон и принять конкретные меры по оборудованию МОУ Гимназия г. Навашино системой видеонаблюдения, установив ответчику срок для исполнения решения.

В судебном заседании помощник прокурора Навашинского района Султанов Д.Р. исковое заявление поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика директор МОУ Гимназия г. Навашино Малина О.В., исковые требования прокурора признала частично, пояснив, что они понимают важность данных мероприятий, и не возражают против них при наличии финансирования.

Представитель ответчика администрации Навашинского района Баранов С.В., действующий по доверенности,с иском прокурора не согласился в полном объеме. В представленном суду отзыве указал следующее. Считает, что в удовлетворении данного заявления должно быть отказано по следующим основаниям.

Как было установлено в предварительном судебном заседании, прокуратура Навашинского района до подачи в суд настоящего иска не выносила предписания и не направляла каких-либо информационных писем по данному вопросу ни в адрес администрации Навашинского района, ни в адрес учреждения.

Законодательство не запрещает органам прокуратуры без соблюдения досудебного порядка обращаться с различными требованиями в суд, однако, считают, что по требованиям, которые требуют дополнительного изучения и выделения бюджетных средств, сначала необходимо принимать меры прокурорского реагирования, а в случае неисполнения требований прокуратуры или несогласия с ними уже обращаться с требованиями в судебном порядке.

Постановлением администрации Навашинского района от 01.08.2011 № 209 утверждена комплексная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Навашинском муниципальном районе на 2012-2014 года» (далее - программа). В разделе 3 приложения к Программе указаны мероприятия по антитеррористической защищенности, в том числе и объектов образования (обустройство или проведение капитального ремонта ограждений территорий учреждений образования района; установка кнопки экстренного вызова милиции).

В настоящее время в учреждении осуществляется сторожевая охрана и контрольно-пропускной режим, установлена «тревожная» кнопка.

При данных обстоятельствах, утверждение о бездействии администрации или образовательного учреждения является необоснованным.

Требования, изложенные в заявлении, основаны на целом ряде норм законодательства РФ, однако ни одна из которых прямо не обязывает образовательное учреждение или его учредителя устанавливать систему видеонаблюдения в образовательном учреждении.

Данная позиция находит свое отражение и в судебной практике по данному вопросу (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2011 № 33-8970/2011; кассационное определение Вологодского областного суда от 02.11.2011 № 33-5036/2011; решение Урупского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2011 по делу № 2-475/2011).

В данных судебных разбирательствах органам прокуратуры было отказано в удовлетворении требований об обязании оборудовать образовательные учреждения системами видеонаблюдения.

При проверке готовности образовательного учреждения к новому учебному году составляется акт проверки. Примерная форма акта проверки готовности общеобразовательного учреждения к учебному году была рекомендована письмом Министерства образования РФ от 22.06.2000 № 22-06-273. На практике же встречаются разные формы актов с добавлениями или уточнениями отдельных пунктов.

В акте проверки готовности учреждения к 2012/2013 учебному году от 2 августа 2012 года был указан ряд замечаний для их устранения, но отсутствует замечание об установке системы видеонаблюдения. Необходимо также отметить, что среди других специалистов, в состав комиссии входили и представители ОВД по Навашинскому району и УФСБ РФ по Нижегородской области, которые в первую очередь обращают внимание именно на обеспечение безопасности учреждения.

На основании вышеизложенного, просит отказать прокуратуре Навашинского района в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица Управления образования Навашинского района Нищенкова А.И., действующая по доверенности, с исковыми требованиями прокурора не согласна. В представленном Управлением образования в материалы дела отзыве указано следующее.

Во-первых, установка видеонаблюдения в учреждении должна носить рекомендательный характер, так как в соответствии с «Актом проверки готовности МБОУ Гимназии г. Навашино к 2012/2013 учебному году» общеобразовательное учреждение готово и никаких замечаний и указаний по данному вопросу не имеется. В настоящее время территория учреждения огорожена металлическим забором, в здании учреждения осуществляется контрольно-пропускной режим, установлена кнопка экстренного вызова, имеется охранно-пожарная сигнализация. Таким образом, образовательным учреждением созданы необходимые условия охраны здоровья обучающихся, а что касается беспрепятственного доступа посторонних лиц к зданию, то он исключен.

При данных обстоятельствах, утверждение о бездействии администрации или образовательного учреждения является необоснованным.

Во-вторых, изучив заявление прокуратуры Навашинского района, считают, что нормативно обязанность установки на территории образовательного учреждения системы видеонаблюдения не установлена.

Такой вывод, в том числе подтверждается судебной практикой.

Считают, что в дальнейшей перспективе оборудование общеобразовательного учреждения системой видеонаблюдения возможно, но при наличии дополнительных финансовых средств.

На основании изложенного, просят отказать прокуратуре Навашинского района в удовлетворении заявленных требований.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит исковые требования прокурора Навашинского района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 7 и пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие, как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Часть 3 статьи 5 того же Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. При этом законодательством не конкретизируются эти полномочия, отсылая правоприменителя к документам, определяющим только компетенцию указанных органов.

Подпунктами 1, 2 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

При этом статья 42 данного закона указывает, что указанные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований (01.07.2010 г.).

В силу пункта 1 части 2 статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 года (с изменениями на 10 июля 2012 года) № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно пункта 3 части 3 указанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Статьей 51 (части 1 и 7) того же Закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Таким образом, нормы закона прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательного учреждения систему видеонаблюдения не предусматривают. Кроме того, полномочие образовательного учреждения по оборудованию помещений связано с государственными и местными нормами и требованиями. Между тем, в своем заявлении прокурор не ссылается на конкретные государственные и местные нормы, в соответствии с которыми образовательное учреждение МОУ Гимназия г. Навашино обязано оборудовать помещения образовательного учреждения системой видеонаблюдения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой выявлен факт отсутствия системы видеонаблюдения в МОУ Гимназия г. Навашино.

Также судом установлено, что МОУ Гимназия г. Навашино и администрацией Навашинского района в рамках программы «Профилактики терроризма и экстремизма в Навашинском муниципальном районе на 2012-2014 годы» принимаются меры по выполнению общих требований антитеррористической направленности, а именно территория МОУ Гимназия г. Навашино огорожена, в здании школы имеется охрана, осуществляется контрольно-пропускной режим, установлена кнопка экстренного вызова.

Кроме того, проектом сметы расходов МОУ Гимназия на 2012 год предусмотрены расходы в размере 100 000 рублей на установку системы видеонаблюдения.

Суд приходит к выводу, что представленные в судебном заседании факты свидетельствует о принятии ответчиками необходимых мер, направленных на исполнение законодательства о безопасности и противодействия терроризму, которые осуществляются в пределах их полномочий и в объемах денежных средств, выделенных юридическому лицу на указанные цели, в т.ч. с привлечением собственных средств.

В настоящее время средства МОУ Гимназия г. Навашино выделяются в недостаточном объеме, в связи с чем, система видеонаблюдения не установлена.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со статьей 52, статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование и утверждение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований закона. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, и приходя к выводу об отсутствии нормативно правовых актов, предусматривающих обязанность по установке системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях как обязательное условие по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, и учитывая принятые ответчиками меры по оснащению школы системой видеонаблюдения, суд считает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Навашинского района, МОУ Гимназия г. Навашино и обязании ответчиков принять меры по оборудованию МОУ Гимназия г. Навашино системой видеонаблюдения не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Кроме того, эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения.

Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Навашинского района о признании незаконным бездействия администрации Навашинского муниципального района и муниципального образовательного учреждения Гимназия г. Навашино в части невыполнения обязанностей по оснащению МОУ Гимназия г. Навашино системой видеонаблюдения и обязании администрацию Навашинского муниципального района и муниципального образовательного учреждения Гимназия г. Навашино устранить допущенные нарушения закона и принять конкретные меры по оборудованию муниципального образовательного учреждения Гимназия г. Навашино системой видеонаблюдения и установить срок для исполнения решения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья              Т.Ю. Грачева

.

.а