Дело № 2-300/2012 . Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Навашино 26 сентября 2012 года Нижегородской области Навашинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Грачевой Т.Ю., с участием помощника прокурора Навашинского района Султанова Д.Р., директора МОУ СОШ № 4 Киевой Т.Л., представителя администрации Навашинского района Баранова С.В., по доверенности от 09.11.2011 г., представителя третьего лица Нищенковой А.И., по доверенности от 04.09.2012 года, при секретаре Торгашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 4 г. Навашино, администрации Навашинского района о признании бездействия незаконным, об обязании оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения, У С Т А Н О В И Л: В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 г. Навашино, администрации Навашинского района, указывая следующее. Прокуратурой Навашинского района в ходе проведения проверки исполнения федерального законодательства выявлены факты нарушений законодательства о федеральной безопасности и противодействии терроризму в деятельности муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4, расположенной по адресу: г. Навашино, ул. 50 лет Октября, д. 20. В соответствии со ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на образование. Указанные конституционные гарантии закреплены и конкретизированы в федеральном законодательстве. Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других органов государственной власти. В силу ст. 2 указанного закона к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, соразмерность мер противодействия терроризма степени террористической опасности. Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти; органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности… В соответствии со ст. 3 указанного закона деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления… Согласно ст. 4 указанного закона государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Пунктом 3 ч. 3 Закона «О противодействии терроризму» определено понятие террористического акта - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Следовательно, профилактика терроризма в образовательных учреждениях должна включать в себя проведение соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение возможности совершения на указанных объектах террористического акта и укрепление антитеррористической защищенности объектов, в том числе, создание условий, препятствующих, несанкционированному доступу на территорию объектов посторонних лиц. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В соответствии с п.п. 1,2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: - в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; - в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. При проверке готовности образовательных учреждений к 2012-2013 учебному году установлено, что в нарушение указанных требований закона в МОУ СОШ № 4 не обеспечено выполнение общих требований антитеррористической защищенности, а именно, отсутствует система видеонаблюдения. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. Однако администрация Навашинского муниципального района в решении данного вопроса бездействует, мер по оснащению школы системой видеонаблюдения не принимает, чем нарушает права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Руководствуясь ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре», ст. ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, истец просит признать незаконным бездействие администрации Навашинского муниципального района и муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 в части невыполнения обязанностей по оснащению МОУ СОШ № 4 системой видеонаблюдения, обязать администрацию Навашинского муниципального района и МОУ СОШ № 32 устранить допущенные нарушения закон и принять конкретные меры по оборудованию МОУ СОШ № 4 системой видеонаблюдения, установив ответчику срок для исполнения решения. В судебном заседании помощник прокурора Навашинского района Султанов Д.Р. исковое заявление поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на его удовлетворении. Представитель ответчика директор МОУ СОШ № 4 г. Навашино Киева Т.Л., исковые требования прокурора признала частично, пояснив, что согласны с тем, что необходимо устанавливать камеры видеонаблюдения, однако для этого необходимы дополнительные денежные средства. Представитель ответчика администрации Навашинского района Баранов С.В., действующий по доверенности,с иском прокурора не согласился в полном объеме. В представленном суду отзыве указал следующее. Считает, что в удовлетворении данного заявления должно быть отказано по следующим основаниям. Как было установлено в предварительном судебном заседании, прокуратура Навашинского района до подачи в суд настоящего иска не выносила предписания и не направляла каких-либо информационных писем по данному вопросу ни в адрес администрации Навашинского района, ни в адрес учреждения. Законодательство не запрещает органам прокуратуры без соблюдения досудебного порядка обращаться с различными требованиями в суд, однако, считают, что по требованиям, которые требуют дополнительного изучения и выделения бюджетных средств, сначала необходимо принимать меры прокурорского реагирования, а в случае неисполнения требований прокуратуры или несогласия с ними уже обращаться с требованиями в судебном порядке. Постановлением администрации Навашинского района от 01.08.2011 № 209 утверждена комплексная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Навашинском муниципальном районе на 2012-2014 года» (далее - программа). В разделе 3 приложения к Программе указаны мероприятия по антитеррористической защищенности, в том числе и объектов образования (обустройство или проведение капитального ремонта ограждений территорий учреждений образования района; установка кнопки экстренного вызова милиции). В настоящее время в учреждении осуществляется сторожевая охрана и контрольно-пропускной режим, установлена «тревожная» кнопка. При данных обстоятельствах, утверждение о бездействии администрации или образовательного учреждения является необоснованным. Требования, изложенные в заявлении, основаны на целом ряде норм законодательства РФ, однако ни одна из которых прямо не обязывает образовательное учреждение или его учредителя устанавливать систему видеонаблюдения в образовательном учреждении. Данная позиция находит свое отражение и в судебной практике по данному вопросу (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2011 № 33-8970/2011; кассационное определение Вологодского областного суда от 02.11.2011 № 33-5036/2011; решение Урупского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2011 по делу № 2-475/2011). В данных судебных разбирательствах органам прокуратуры было отказано в удовлетворении требований об обязании оборудовать образовательные учреждения системами видеонаблюдения. При проверке готовности образовательного учреждения к новому учебному году составляется акт проверки. Примерная форма акта проверки готовности общеобразовательного учреждения к учебному году была рекомендована письмом Министерства образования РФ от 22.06.2000 № 22-06-273. На практике же встречаются разные формы актов с добавлениями или уточнениями отдельных пунктов. В акте проверки готовности учреждения к 2012/2013 учебному году от 2 августа 2012 года был указан ряд замечаний для их устранения, но отсутствует замечание об установке системы видеонаблюдения. Необходимо также отметить, что среди других специалистов, в состав комиссии входили и представители ОВД по Навашинскому району и УФСБ РФ по Нижегородской области, которые в первую очередь обращают внимание именно на обеспечение безопасности учреждения. На основании вышеизложенного, просит отказать прокуратуре Навашинского района в удовлетворении заявленных требований. Представитель третьего лица Управления образования Навашинского района Нищенкова А.И., действующая по доверенности, с исковыми требованиями прокурора не согласилась. В представленном Управлением образования в материалы дела отзыве указано следующее. Во-первых, установка видеонаблюдения в учреждении должна носить рекомендательный характер, так как в соответствии с «Актом проверки готовности МБОУ средней общеобразовательной школы № 4 г. Навашино к 2012/2013 учебному году» общеобразовательное учреждение готово и никаких замечаний и указаний по данному вопросу не имеется. В настоящее время территория учреждения огорожена металлическим забором, в здании учреждения осуществляется контрольно-пропускной режим, установлена кнопка экстренного вызова, имеется охранно-пожарная сигнализация. Таким образом, образовательным учреждением созданы необходимые условия охраны здоровья обучающихся, а что касается беспрепятственного доступа посторонних лиц к зданию, то он исключен. При данных обстоятельствах, утверждение о бездействии администрации или образовательного учреждения является необоснованным. Во-вторых, изучив заявление прокуратуры Навашинского района, считают, что нормативно обязанность установки на территории образовательного учреждения системы видеонаблюдения не установлена. Такой вывод, в том числе подтверждается судебной практикой. Считают, что в дальнейшей перспективе оборудование общеобразовательного учреждения системой видеонаблюдения возможно, но при наличии дополнительных финансовых средств. На основании изложенного, просят отказать прокуратуре Навашинского района в удовлетворении заявленных требований. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит исковые требования прокурора Навашинского района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Пункты 7 и 13 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие, как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Часть 3 статьи 5 того же Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. При этом, законодательством не конкретизируются эти полномочия, отсылая правоприменителя к документам, определяющим только компетенцию указанных органов. Подпунктами 1, 2 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. При этом статья 42 данного закона указывает, что указанные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований (01.07.2010 г.). В силу пункта 1 части 2 статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 года (с изменениями на 10 июля 2012 года) № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно пункта 3 части 3 указанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Статьей 51 (части 1 и 7) того же Закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Таким образом, нормы закона прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательного учреждения систему видеонаблюдения не предусматривают. Кроме того, полномочие образовательного учреждения по оборудованию помещений связано с государственными и местными нормами и требованиями. При этом в своем заявлении прокурор не ссылается на государственные и местные нормы, в соответствии с которыми образовательное учреждение МОУ СОШ № 4 обязано оборудовать помещения образовательного учреждения системой видеонаблюдения. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства, в ходе которой выявлен факт отсутствия в МОУ средней общеобразовательной школе № 4 г. Навашино системы видеонаблюдения. Также судом установлено, что МОУ СОШ № 4 и администрацией Навашинского района в рамках программы «Профилактики терроризма и экстремизма в Навашинском муниципальном районе на 2012-2014 годы» принимаются меры по выполнению общих требований антитеррористической направленности, а именно вокруг территории МОУ СОШ № 4 возведено ограждение, в здании школы имеется охрана, осуществляется контрольно-пропускной режим, установлена кнопка экстренного вызова. Кроме того, проектом сметы расходов на 2013 предусмотрены расходы в размере 100 000 рублей на установку системы видеонаблюдения. Суд приходит к выводу, что представленные в судебном заседании факты свидетельствует о принятии ответчиками необходимых мер, направленных на исполнение законодательства о безопасности и противодействия терроризму, которые осуществляются в пределах их полномочий и в объемах денежных средств, выделенных юридическому лицу на указанные цели, в т.ч. с привлечением собственных средств. Но в связи с отсутствием средств в настоящее время МОУ СОШ № 4 системой видеонаблюдения не оборудована. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со статьей 52, статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование и утверждение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований закона. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Оценивая представленные доказательства в совокупности, и приходя к выводу об отсутствии нормативно правовых актов, предусматривающих обязанность по установке системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях как обязательное условие по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, и учитывая принятые ответчиками меры по оснащению школы системой видеонаблюдения, суд считает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Навашинского района, МОУ средней общеобразовательной школы № 4 г. Навашино и обязании ответчиков принять меры по оборудованию МОУ СОШ № 4 системой видеонаблюдения не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Кроме того, эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения. Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Навашинского района о признании незаконным бездействия администрации Навашинского муниципального района и муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 в части невыполнения обязанностей по оснащению МОУ СОШ № 4 системой видеонаблюдения и обязании администрацию Навашинского муниципального района и муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 устранить допущенные нарушения закона и принять конкретные меры по оборудованию муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 системой видеонаблюдения и установить срок для исполнения решения, отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья Т.Ю. Грачева . .а