5-14/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Навашино 19 июля 2011 года Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Мельниковой Ю.А., при участии ведущего специалиста - эксперта Балинской Е.Б.- представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Нижегородской области в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах, директора <данные изъяты> Елховой О.Г.,, начальника школьного оздоровительного лагеря <данные изъяты> Горшковой Е.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном п. 6.6 КоАП РФ в отношении лагеря с дневным пребыванием детей на базе Муниципального образовательного учреждения Поздняковская средняя образовательная школа, установил: в Навашинский районный суд от территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Нижегородской области в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах поступил административный материал и протокол об административном правонарушении от 15.07.2011 г. о привлечении к административной ответственности <данные изъяты> по ст. 6.6 КоАП РФ в виде приостановления деятельности лагеря с дневным пребыванием детей, расположенном в *******. В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Балинская Е.Б. требование о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде приостановления деятельности лагеря с дневным пребыванием детей, поддержала. Директор <данные изъяты> Елхова О.Г., начальник лагеря с дневным пребыванием детей на базе <данные изъяты> Горшкова Е.А., в судебном заседании с установленными фактами нарушений согласились, считают, при этом, что оснований для приостановления деятельности лагеря не имеется. Пояснили, что в настоящее время нарушения, выявленные в ходе проверки школьного оздоровительного лагеря и указанные в акте, частично устранены. В том числе, весь персонал лагеря был ознакомлен с актом проверки; была проведена полная обработка пищеблока столовой 1% раствором дезинфицирующего средства «Форимикс-лайт»; при приготовлении пищи используется всегда только кипяченая, отстоянная вода; 11.07.2011 года была проведена чистка трубы, заменен кран; пищевые продукты - курага, творожный продукт, у которых отсутствовали сопроводительные документы, 12.07.2011 года были возвращены поставщикам и заменены, о чем свидетельствуют акты и накладные; с поваром проведена беседа о том, что на склад не принимаются продукты без сертификатов качества; в складском помещении пищеблока был проведен повторный замер температурного режима двумя термометрами: расхождение температуры с термометрами на складе составило 2-3 градуса, в складском помещении установлен вентилятор, позволяющий снизить температуру до 20 градусов; 11.07.2011 года проведена обработка яиц; журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья исправлен: добавлена запись о часе поступления и фактической реализации продукта; у уборочного инвентаря для санитарных узлов обновлена маркировка красного цвета, инвентарь хранится отдельно. Как следует из материалов административного дела, в соответствии с распоряжением (приказом) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 05.06.2011 года, в период с 06.07.2011 года по 15.07.2011 года ведущим специалистом-экспертом территориального управления Роспотребнадзора была проведена проверка осуществления деятельности лагеря с дневным пребыванием детей на базе <данные изъяты> Лагерь с дневным пребыванием детей на базе <данные изъяты> открыт в соответствии с приказом <данные изъяты>, начальником лагеря назначена Горшкова Е.А., в обязанности которой входит, в том числе, при организации работы лагеря соблюдать требования СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул». В ходе проверки административным органом установлены нарушения ст. 17, 19, 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 9.20 Приложения 8, п. 9.24, п. 11.11, п. 8.4 СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», п. 7.7, п. 7.8, п. 7.11, п. 8.19, п. 6.4, п. 3.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические к организации общественного питания и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 3.1., п. 3.2, п. 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», выразившиеся в следующем. На пищеблоке <данные изъяты>- лагеря с дневным пребыванием детей расположенном по адресу: *******, допускается прием пищевых продуктов и продовольственного сырья без сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, а именно: 11.07.2011г. с 10.00 до 11.30 на момент проверки не были представлены сопроводительные документы на курагу весом 3 кг. 830 г. и продукт творожный «Фермерский» весом 4 кг. 140 г. ОАО «Молококомбинат» г. Гусь-Хрустальный, дата изготовления которого 08.07.2011г. Данная продукция является некачественной и опасной. Пищевая продукция, в отношении которой владелец не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. Данные нарушения могут привести к возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) детей и персонала лагеря с дневным пребыванием детей. На пищеблоке допускается прием пищевых продуктов с признаками порчи: на момент проверки 11.07.2011г. с 10.00 до 11.30 в складском помещении пищеблока курага массой 3 кг. 830 г. в полиэтиленовом пакете с признаками порчи (поражена амбарными вредителями), такой продукт в питание детей использовать недопустимо. Зараженный продукт амбарными вредителями может привести к возникновению у детей, а также персонала к заболеваниям иерсиниозом, гельминтозами. Хранение пищевых продуктов в складском помещении пищеблока проводится с нарушением температурного режима, а именно: в складском помещении при температуре +26°С хранились пирожные бисквитные с молочной начинкой «медвежонок Барни» массой по 30,0 в количестве 25 штук при норме его хранения при температуре не выше +25°С. Пирожное бисквитное «Буренкино» массой по 30,0 в количестве 25 штук и десерт «Бонжур» капучино массой по 29,0г в количестве 25 штук ЗАО Производственное объединение «Конти», Украина, условия хранения которых при температуре 18+/-5°С. Хранение пищевых продуктов с нарушением температурного режима может привести к нарушению потребительских свойств изделий (вкуса, органолептических показателей), к поражению кондитерских изделий мучными червями, а также к микробиологическому загрязнению продукта. При хранении кондитерских изделий с нарушением температурного режима происходит размножение микроорганизмов, вследствие чего может возникнуть распространение таких заболеваний как сальмонеллез, дизентерия, привести к массовым отравлениям детей и персонала. В холодильнике в складском помещении на верхней полке хранилась полукопченая колбаса «салями Коньячная», которая не подлежит термической обработке, на нижней полке в пластмассовой ёмкости хранилось необработанное яйцо, что недопустимо. Хранение необработанного куриного яйца в холодильнике совместно с готовыми пищевыми продуктами может привести к обсеменению пищевых продуктов сальмонеллами, находящимися на скорлупе куриных яиц, и вызвать заболевание сальмонеллезом среди детей и персонала и в дальнейшем может привести к тяжелым органическим заболеваниям. Обеденные столы в столовой и столы в горячем цехе пищеблока обрабатываются некачественно, о чем свидетельствуют результаты испытаний смывов с объектов внешней среды: обнаружены БГКП в смывах с обеденного стола и со стола с маркировкой «готовая продукция». (Протокол испытаний смывов с объектов внешней среды № 2025-2034 от 08.07.2011г.). Некачественная обработка обеденных и производственных столов на пищеблоке, наличие на поверхностях столов бактерий группы кишечной палочки может привести к вспышке массовых инфекционных заболеваний среди детей и персонала. Качество питьевой воды, отобранной на исследование в столовой пищеблока, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 в эпидемическом отношении по микробиологическим показателям. В питьевой воде в 100мл обнаружены ОКБ-2 (общие колиформные бактерии), которые в норме в 100мл отсутствуют. (Протокол лабораторных исследований № 341/г от 08.07.2011г). Наличие ОКБ в питьевой воде может привести к вспышечной заболеваемости среди детей и персонала острыми кишечными инфекциями, вирусному гепатиту А. Все вышеперечисленные факты могут послужить причиной возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. По факту выявленных нарушений и на основании акта проверки от 15.07.2010 г., был составлен протокол от 15.07.2011 г. об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности от 15.07.2011г., которым определено время прекращения деятельности - 11 ч. 00 мин. 15.07.2011 г. Усматривая в действиях <данные изъяты> состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ, главный государственный санитарный врач в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах направил материалы административного дела с протоколом об административном правонарушении в суд для привлечения лагеря с дневным пребыванием детей <данные изъяты> к административной ответственности. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ч. 1 ст. 4) регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 41 и 42) прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данный закон содержит санитарные нормы в соответствии с которым действует ряд санитарных правил и норм (СанПиН), устанавливающих санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования. Согласно статье 29 указанного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, по осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона). Статья 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» прямо указывает, что за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объектами правонарушения выступают здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, Состав правонарушения формальный и представляет собой противоправное действие или бездействие, нарушающее соответствующие санитарно-эпидемиологических требования. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.04.2010 г. N 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10», введены в действие «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Указанные санитарные правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул. В соответствии с п. 8.4. СанПиН 2.4.4.2599-10, оздоровительные учреждения обеспечиваются водой, отвечающей требованиям безопасности на питьевую воду. Согласно п. 11.11 СанПиН 2.4.4.2599-10 уборка обеденных залов должна проводиться после каждого приема пищи. Обеденные столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши. Ветошь в конце работы замачивают в воде при температуре не ниже 45 °C, с добавлением моющих средств, дезинфицируют или кипятят, ополаскивают, просушивают и хранят в таре для чистой ветоши. В соответствии с п. 9.20. СанПиН 2.4.4.2599-10 прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в организации общественного питания, обслуживающие оздоровительные учреждения, должен осуществляться при наличии документов, гарантирующих качество и безопасность пищевых продуктов. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, должна сохраняться до окончания использования продукции. Согласно п. 9.24. СанПиН 2.4.4.2599-10 в целях производственного контроля за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи, за соблюдением условий хранения и сроков годности пищевых продуктов, оценкой качества приготовленных блюд на пищеблоке оздоровительного учреждения должны ежедневно заполняться журналы в соответствии с рекомендуемыми формами (приложение 9 настоящих санитарных правил), а также отбираться суточные пробы от каждой партии приготовленных блюд. Согласно приведенным Санитарным правилам нарушения обществом п. 9.20, п. 9.24, приложения 8, п. 11.11, п. 8.4 СанПиН 2.4.4.2599-10 являются недопустимыми. Санитарными правилами 2.3.6.1079-01. «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 и введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 установлено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п. 1.1). Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий) (п.1.2). Настоящие Правила являются основой для разработки санитарных норм и правил для организаций общественного питания, обеспечивающих организацию питания различных групп населения (детские, подростковые, лечебно-оздоровительные учреждения, питание на транспорте и др.) (п. 1.3). Нормы, содержащиеся в указанных санитарных правилах, при организации лагеря с дневным пребыванием детей, нарушены, что нашло подтверждение в судебном заседании. Основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах, в числе которых: акт проверки, протокол об административном правонарушении, протокол испытаний смывов с объектов внешней среды от 08.07.2011 года, протокол лабораторных исследований от 08.07.2011 года, предписания от 15.07.2011года, объяснения представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора, полученные в судебном, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным и правовые основания для его отмены отсутствуют. При указанном, суд приходит к выводу о наличии в действиях <данные изъяты> - лагеря с дневным пребыванием детей, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, пояснений начальника лагеря, частично выявленные нарушения частично устранены, о чем указано в информации МОУ <данные изъяты>, и представленных накладных о возврате пищевых продуктов, копиями фотографий, копией журнала. Согласно ст. 3.12 КоАП РФ под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, другое. Такая мера наказания как приостановление деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Учитывая приведенную норму закона, суд, принимая во внимание все установленные в ходе производства по делу обстоятельства, принимая также доводы и доказательства о частичном устранении нарушений и о ведении мероприятий по устранению нарушений в целом, приведенные в судебном заседании директором МОУ Поздняковская СОШ и начальником лагеря с дневным пребыванием детей, учитывая, что правонарушение совершено в учреждении с преимущественным пребыванием несовершеннолетних детей, а так же иные существенные обстоятельства, пришел к выводу, что испрашиваемая мера наказания соответствует тяжести совершенного нарушения, и считает возможным применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание в виде приостановления деятельности сроком по 26 июля 2011 года. При вынесении протокола каких-либо норм процессуального характера административным органом не нарушено, протокол составлен должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий. Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд п о с т а н о в и л: привлечь <данные изъяты> - лагерь с дневным пребыванием детей, расположенный по адресу: ******* административной ответственности по ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде приостановления деятельности. Приостановить деятельность <данные изъяты> на срок 12 суток по 26 июля 2011 года включительно, начиная с 11.00 часов 15 июля 2011 года, запретить его эксплуатацию по назначению, прекратив осуществление мероприятий культурно-массового характера, и запретив доступ в помещение гражданам и детям, за исключением лиц, занятых в осуществлении мероприятий по устранению нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Приостановление произвести путем наложение пломб, опечатывания помещений, также применяя другие необходимые меры по исполнению настоящего постановления. Обязать <данные изъяты>, начальника лагеря с дневным пребыванием детей в период приостановления и до окончания срока приостановления деятельности выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений, приведя <данные изъяты> - лагерь с дневным пребыванием детей, расположенный по адресу: ******* в соответствие с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей и нормативами в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исполнительный лист выдать. Разъяснить <данные изъяты> - лагерь с дневным пребыванием детей право на обращение в суд с ходатайством о досрочном прекращении исполнения приостановления деятельности, в случае если обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, устранены. Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения такового в Нижегородский областной суд, путем подачи жалобы через Навашинский районный суд. Судья Ю.А. Мельникова