ПОСТАНОВЛЕНИЕ дело № 5-15/2011 г.Навашино 20 октября 2011 года Нижегородской области Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Леваневской Е.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Автотранс» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, при участии: помощника прокурора Капотовой Н.П., директора общества Богданова С.А., представителя по доверенности Ивановой Л.И. по доверенности от 17.10.2011 г., у с т а н о в ил : в Навашинский районный суд поступило постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 22 сентября 2011 о привлечении к административной ответственности ООО «Автотранс» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.10.2011 г. 15 час. 15 мин. до 20.12.2011 г. 09 час. 00 мин. В установленное время и после перерыва судебное заседание было продолжено. В судебном заседании помощник прокурора требование о привлечении общества к административной ответственности поддержал, просил привлечь ООО «Автотранс» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ с назначением наказания, поясняя, что собранными в рамках административного дела доказательствами в полной мере подтверждается вина и событие установленного в отношении общества правонарушения. Представители ООО «Автотранс» в судебном заседании не согласились с доводами прокурора и считают, что для проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров необходим только соответствующий сертификат. В штате предприятия у них есть два специалиста, которые проводят осмотры только водителям ООО «Автотранс». В их действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, так как они каких-либо медуслуг сторонним предприятиям и организациям не оказывают. Их основным видом деятельности является оказание услуг по перевозке пассажиров автотранспортом, а предрейсовый осмотр они проводят в рамках основного вида деятельности согласно лицензионным требованиям. С установленным правонарушением и с привлечением к административной ответственности не согласились. Выслушав прокурора, представителей общества, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему. Согласно п. 24 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г.а № 128-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию. Согласно ст. 2 приведенного закона под «лицензией» понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под «лицензионными требованиями и условиями» понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Согласно под. «в» п. 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, лицензиат обязан выполнять установленные ФЗ «О безопасности дорожного движения» основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров. Согласно ст. 20, ч.1 ч. 2 ст. 23 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей установлен в Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555) и применяется с учетом разъяснений, данных в Методических рекомендациях об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (утв. письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32). Как следует из материалов дела, Навашинской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в ООО «Автотранс», расположенного по адресу: *******. В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Автотранс» осуществляет лицензируемую деятельность по перевозке автомобильным транспортом пассажиров, оборудованным для перевозок более 8 человек. Лицензия на перевозку пассажиров имеется со сроком действия до 31.12.2011 г. ООО «Автотранс» лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет. Основным видом деятельности согласно п. 2.2 устава общества является организация пассажирских перевозок. Общество обслуживает 2 городских маршрута и 5 пригородных маршрута автобусами ПАЗ. В штате предприятия работают 23 водителя на 14 автобусах. Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей на предприятии осуществляют штатные медицинские работники общества: диспетчер-медик Е.-Л.П., инспектор по проведению медосмотров С.-В.В. С.-В.В. ../../....г. прошла курсы в НГ УПК автомобильного транспорта по подготовке инспекторов по проведению профосмотров водителей атотраспортных средств. Диспетчер-медик Е.-Л.П. имеет среднеспециальное медицинское образование. С.-В.В. осуществляет предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей общества. Указанные обстоятельства также подтверждаются и материалами административного дела № 5-97/2011, которые были представлены на обозрение в судебное заседание помощником прокурора. Приведенные документы и объяснения участников процесса свидетельствуют о проведении предресовых осмотров водителям ООО «Автотранс» медицинскими работниками, состоящими в штате общества. Доказательств того, что работники ООО «Автотранс» оказывают медуслуги по проведению осмотров сторонним организациям или иным лицам, материалы дела не содержат. По результатам проверки 22.09.2011 г. Прокурором Навашинского района в отношении ООО «Автотранс» возбуждено производство об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна. Для принятия решения по делу, материалы административного дела в отношении ООО «Автотранс» были направлены прокурором в настоящий суд. В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. По мнению прокурора в материалах дела имеются достаточные доказательства о наличии в действиях ООО «Автотранс» состава административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. Однако, суд не может согласиться с выводом прокурора о доказанности вины в установленном в отношении ООО «Автотранс» правонарушении в силу следующего. Согласно ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 г.а № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее ФЗ от 08.08.2001 г.а № 128-ФЗ) в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ Правительство РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики государства в том числе являются утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В соответствии со ст.4 ФЗ от 08.08.2001 г.а № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Согласно п. 96 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г.а № 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» предусмотрено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)). В соответствии с перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности - работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ, включают в том числе работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Согласно ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАп РФ выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности. Объективная сторона приведенного административного правонарушения состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно. Согласно норм действующего законодательства лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, которые предусмотрены законодательством о лицензировании, расширительное толкование требований и условий лицензирования недопустимо. Деятельность, не связанная с получением прибыли, определяется в зависимости от правового статуса юридического лица, ее осуществляющего. Гражданский кодекс РФ в ст. 50 устанавливает два вида юридических лиц в зависимости от установления в качестве цели деятельности получения прибыли. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели, являются некоммерческими организациями (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды и т.д.). В настоящем случае лицо, привлекаемое к ответственности, что следует из материалов дела, является коммерческой организацией созданной исключительно с целью извлечения прибыли. Лицензируемая деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, по мнению суда, включат в себя и работы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей, и является неотъемлемой частью деятельности по перевозкам. То есть в данном случае, работы (обязанность) по проведению предрейсовых осмотров водителей являются составной частью лицензируемой основной и единственной деятельности ООО «Автотранс» по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, и не является самостоятельной деятельностью общества в том смысле как ее трактует закон. Предусмотренное в законе требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является основной. В силу вышесказанного ООО «Автотранс», осуществляющие перевозку пассажиров автомобильным транспортом, имеющее лицензию на данную деятельность, не обязано во исполнение установленных требований и процедур в области безопасности дорожного движения иметь дополнительно лицензию на осуществление медицинской деятельности. Так же суд считает необходимым отметить, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Таким образом, требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм права, у суда отсутствуют законные основания для привлечения ООО «Автотранс» к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, ввиду отсутствия в его действиях состава вменяемого обществу правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд ПОСТАНОВИЛ : прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ об административных правонарушениях, возбужденное Прокурором Навашинского района в отношении общества с ограниченной ответственностью «Автотранс» за отсутствием состава административного правонарушения. Копию настоящего решения направить в течение 3-х дней со дня вынесения настоящего решения в адрес ООО «Автотранс», Прокурору Навашинского района. Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения такового в Нижегородский областной суд, путем подачи кассационной жалобы (протеста) через настоящий суд. Судья Леваневская Е.А.