Постановление о привлечении Администрации города Навашино к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ



Дело № 5-1/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Навашино        31 января 2012 года

Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Савельевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело о привлечении Администрации города Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

при участии:

представителя администрации города Навашино Кочеткова А.В.,

представителя ТО Роспотребнадзора по Нижегородской области в Выксунском, Вознесенком, Кулебакском, Навашиском районах Родяшовой С.В.,

У С Т А Н О В И Л:

В Навашинский районный суд от территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах поступил административный материал и протокол об административном правонарушении от ../../....г. о привлечении к административной ответственности Администрации города Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области по ст. 6.3 КоАП РФ.

В судебном заседании Представитель Роспотребнадзора Родяшова С.В. требование о привлечении Администрации города Навашино к административной ответственности поддержала, пояснив, что в протоколе об административном правонарушении *** от ../../....г. ссылка на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Новая редакция, выполнена в связи с тем, что данные правила устанавливают класс опасности объектов, в т.ч. кладбищ традиционного захоронения, площадью от 20 га. до 40 га, требования к размеру санитарно-защитных зон, а также требования к организации и благоустройству санитарно-защитной зоны объекта. П. 7.1.12 вышеуказанных санитарных правил установлен размер санитарно-защитных зон данного кладбища, он составляет 500 м. СанПиН 2.1.2882-01 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения имеющими право на занятие данными видами деятельности - п. 1.2 настоящих санитарных правил. Таким образом, вопросы по благоустройству Б.Окуловского кладбища, в т.ч. выполнение п. 2.7 (устройство кладбища предполагает обваловку территории кладбища) и п. 2.8 (на территории санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов), являются обязательными для исполнения Администрацией города Навашино, не смотря на то, что данное кладбище передано в муниципальную собственность города недавно (в 2008 году).

Представитель Администрации города Навашино А.В. Кочетков с установленным правонарушением и с привлечением к административной ответственности не согласился, пояснив, что протокол об административном правонарушении был составлен необоснованно, без учета положений действующего законодательства. Протокол составлен за несоблюдение требований к санитарно-защитной зоне кладбища (пункт ../../....г. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», пункты 2.7, 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»). Однако пункта 7.1.12 в Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вообще не имеется, а требование к размерам санитарно-защитных зон кладбищ данным нормативным документом установлены в зависимости от вида и размера кладбища, вопрос о чем, административным органом вообще не рассматривался. Пункты 2.7, 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 включены в главу II данного СанПиНа «Гигиенические требования к размещению кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения», которая предусматривает требования именно к размещению кладбищ. В частности пункт 2.1 гласит, что «размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляется в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами». А пункт 2.7 - Устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории и пр. При этом администрацией города деятельность по размещению, устройству и реконструкции Б.Окуловского кладбища не велась и не ведется, так как данное кладбище размещено на соответствующем земельном участке уже много десятков лет тому назад и в соответствии с действовавшими тогда градостроительными и санитарно-гигиеническими нормативами. Последнее документальное свидетельство, что удалось получить в архиве на данный счет, датировано 1987 годом - решение исполкома Навашинского городского Совета народных депутатов от 13 февраля 1987 года № 36 «О расширении Б.Окуловского кладбища». В муниципальную собственность города Навашино Б.Окуловское кладбище было передано только 25 августа 2008 года в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 25.08.2008 № 1416-р. Таким образом, администрация города Навашино не нарушила вменяемые ей административным органом нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПин 2.1.2882-11 и, следовательно, в ее действиях (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, производство по делу просит прекратить.

Как следует из материалов административного дела, протокола об административном правонарушении с ../../....г. по ../../....г. на основании информации, полученной из прокуратуры Навашинского района о размещении захоронений вне ограждения кладбища, ведущим специалистом-экспертом территориального управления Роспотребнадзора была проведена проверка.

В ходе проверки административным органом установлены нарушения СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а именно согласно протоколу об административном правонарушении:

Б.Окуловское кладбище расположено по адресу г. Навашино, в районе ул. Шверника, общая площадь кладбища 23444 кв.м. (0,234 га.). Объект внесен в реестр муниципальной собственности г. Навашино 07.10.2008 г. и составляет казну города Навашино. При визуальном осмотре Б.Окуловского кладбища 12.12.2011 г. установлено, что кладбище действующее, новые захоронения, методом погребения путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу) осуществляются только в могилу родственников, по истечению кладбищенского периода (более 15 лет). Кладбище ограждено частично, в районе строительства дамбы кладбище ограждение не имеет. Таким образом, оценить осуществляются ли захоронения за территорией кладбища или на территории кладбища, т.е. на специализированном участке кладбища, не представляется возможным. Обваловка территории кладбища также не предусмотрена. Санитарно-защитная зона кладбища в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Новая редакция п. 7.1.12 должна составлять 500 метров. При обследовании установлено, что ССЗ кладбища, рядом с могилами (Бандин, захоронение от 2001 г.) осуществляется строительство дамбы, которая, не является сооружением, предназначенным для обслуживания данного кладбища. Кроме того, территория санитарно-защитной зоны кладбища спланирована (рядом с кладбищем, на расстоянии 10 м от последнего захоронения, могилы - глубокий овраг), не благоустроена и не озеленена, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 2.7, п. 2.8, п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

По факту выявленных нарушений был составлен протокол от ../../....г. об административном правонарушении.

Усматривая в действиях Администрации города Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, главный государственный санитарный врач в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах направил материалы административного дела с протоколом об административном правонарушении в суд для привлечения Администрации города Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности.

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ч. 1 ст. 4) регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 41 и 42) прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данный закон содержит санитарные нормы в соответствии с которым действует ряд санитарных правил и норм (СанПиН), устанавливающих санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования.

Согласно статье 11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Статья 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» прямо указывает, что нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства устанавливает ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования (несоблюдение) санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» СанПиН 2.1.2882-11.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Пунктом 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 установлено: устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

- наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;

- систему дренажа;

- обваловку территории;

- характер и площадь зеленых насаждений;

- организацию подъездных путей и автостоянок;

- планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;

- разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

- канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Пунктом 2.8 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

Согласно п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11, территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 09.09.2010) с 1 марта 2008 года введены в действие санитарные правила «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствие с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га санитарно-защитная зона должна составлять 500 метров.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Нормы, содержащиеся в указанных санитарных правилах, при устройстве кладбища, нарушены, что нашло подтверждение в судебном заседании.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Навашино объект Б.Окуловское кладбище, площадью 23 444 кв.м., расположенное по адресу Нижегородская область, Навашинский район, г. Навашино, в районе ул. Шверника, внесен в реестр муниципальной собственности города Навашино 07 октября 2008 года и составляет муниципальную казну города Навашино.

В соответствие с п.п. 2 п. 1 раздела 4 Положения об администрации города Навашино, утвержденного постановлением городской Думы от 29.08.2006 г. № 33 «Об утверждении положения об администрации Навашино» к полномочиям городской администрации относится управление муниципальной собственностью города, решение вопросов по созданию, приобретению, использованию и распоряжению муниципальной собственностью.

В соответствии с п.п. 23 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно приведенным Санитарным правилам нарушения Администрацией города Навашино п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 2.7, 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 являются недопустимыми.

На основании изложенного, суд делает вывод о наличии в действиях Администрации города Навашино состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,.

С учетом вышеизложенного, суд находит достаточным доказательств, подтверждающих вину администрации города Навашино в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, другое.

Такая мера наказания как приостановление деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Учитывая приведенную норму закона, суд, принимая во внимание все установленные в ходе производства по делу обстоятельства, а так же иные существенные обстоятельства, пришел к выводу, что мера наказания в виде административное приостановление деятельности, не соответствует тяжести совершенного юридическим лицом нарушению и считает возможным применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание в виде штрафа в размере 10 000,0 руб.

При вынесении протокола каких-либо норм процессуального характера административным органом не нарушено, протокол составлен должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий.

Доводы представителя администрации города Навашино не могут быть приняты судом во внимание поскольку основаны на неправильном толковании норм права, требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 2.7, 2.8, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11.

Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

привлечь администрацию города Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области, нахождения: *******, к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000,0 рублей.

Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее 30-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Штраф подлежит уплате на счет:

Получатель - УФК по Нижегородской области, ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Выксунском, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском районах

ИНН 5260147237,

КПП 526001001,

Расчетный счет № 40101810400000010002 ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород,

БИК 042202001,

Код дохода: 141 1 16 90050 05 0000 140,

Код ОКАОТО: 22224501000,

Назначение платежа: штраф по административному делу.

В случае неуплаты в тридцатидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, штраф подлежит принудительному взысканию с соответствии с действующим законодательством.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения такового в Нижегородский областной суд, путем подачи жалобы через настоящий суд.

Судья                                                      Савельева Л.А.

.

.

.