.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Навашино Дело № 5-5/2011
Нижегородской области 29 марта 2011 года
Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Леваневской Е.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело о привлечении Муниципального образовательного учреждения Гимназия г. Навашино к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности,
при участии:
начальника отдела ГПН Навашинского района Храмова С.А., по доверенности от ../../....г. ***,
<данные изъяты> МОУ Гимназия г. Навашино Захаровой О.М.,
<данные изъяты> Управления образования администрации Навашинского района К.-В.С..,
<данные изъяты> МОУ Гимназия г. Навашино К.-В.С..,
администрация города Навашино, администрация Навашинского района, извещенные надлежащим образом, в суд не явились,
установил:
в Навашинский районный суд поступил протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 14 марта 2011 года № 35 о привлечении к административной ответственности МОУ Гимназия г. Навашино по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности.
В судебном заседании начальник отдела ГПН Навашинского района Храмов С.А. требования о привлечении к административной ответственности в виде приостановления эксплуатации цокольного этажа здания Гимназии, где расположены учебные мастерские, поддержал, указав, что размещение мастерских в подвальных и цокольных этажах учебных заведений запрещено нормами действующего СНиП. По нарушению требований пожарной безопасности в части монтажа эвакуационного освещения в помещениях МОУ Гимназия г. Навашино ОГПН Навашинского района в 2010 г. вносило предписание и обязывало учебное заведение произвести данные действия, однако до настоящего времени мер к устранению нарушении не принято.
<данные изъяты> МОУ Гимназия г. Навашино Захарова О.М. в судебном заседании с установленными правонарушениями и с привлечением к административной ответственности не согласилась, указав, что ОГПН применил недействующие редакции СНиП 23-05-95 и СНиП 2.08.02-89*. Вопрос об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в том числе об оборудовании здания гимназии аварийным (эвакуационным) освещением, выводе сигнала о пожаре на центральный узел связи «01», находится в стадии разрешения, уже в 2010 г. был подготовлен проект аварийного освещения. Во исполнение требования ОГПН об установке аварийного освещения, Гимназией был заключен договор с ООО «ЭлектроСити». Однако администрацией района до настоящего времени денежные средства на указанные цели выделены не были. Помещения учебных мастерских соответствуют по оборудованию требованиям пожарной безопасности, эксплуатируются с момента застройки здания. В помещениях имеется автоматическая пожарная сигнализация, первичные средства пожаротушения - порошковые огнетушители, имеются окна с естественным освещением, имеется два эвакуационных выхода из помещений, имеется план аварийной эвакуации, установлена тревожная кнопка на случай наступления чрезвычайных ситуаций, установлена телефонная связь, работники Гимназии аттестованы относительно ППБ и проходят регулярный инструктаж. Приостановление помещений мастерских приведет к срыву учебного процесса в 5,6,7,8 классах. Учебных помещений в подвале Гимназии для теоретических занятий нет.
К.-В.С.., Т.-А.Л.. в судебном заседании пояснили, что здание Гимназии г. Навашино 1934 года постройки. В здании естественное освещение, имеется эвакуационный выход, тревожная кнопка и телефонная связь. Подготовлен план аварийного освещения. В настоящее время заключен договор о выводе сигнала о пожаре на центральный узел связи «01». С привлечением к административной ответственности они не согласны, так как указанное приведет к прекращению учебного процесса по предмету «Технология», в результате не будет выполнена учебная программа. Финансирование Гимназии производится из средств района и является незначительным. Должностные лица Гимназии принимают все зависящие от них меры к устранению нарушений ППБ, но за недостаточностью денежных средств невозможно все устранить немедленно.
Как следует из материалов административного дела, в соответствии с распоряжением отделения ГПН по Навашинскому району, старшим инспектором ОГПН Навашинского района в период с 11.02.2011 года по 14.03.2011 года была проведена проверка деятельности МОУ Гимназия г. Навашино.
В ходе проверки административным органом установлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно: здание Гимназии не оборудовано аварийным (эвакуационное) освещением, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 7.62 СНиП 23-05-95; в цокольном этаже здания Гимназии размещены столярная и слесарная учебные мастерские, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, СНиП 2.08.02.-89* приложение 4 п. 9.
По факту выявленных 14 марта 2011 года нарушений и на основании акта проверки № 5 от 14.03.2011 г. государственным инспектором ОГПН Навашинского района Гирш С.А. в отношении МОУ Гимназия г. Навашино был составлен протокол от 14.03.2011 г. № 35 об административном правонарушении в области пожарной безопасности.
14.03.2011 года начальником ОГПН по Навашинскому району С.А. Храмовым выдано заключение о необходимости приостановления деятельности по эксплуатации помещений столярной и слесарной учебных мастерских МОУ Гимназия г. Навашино за нарушение требований пожарной безопасности.
Усматривая в действиях юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, главный государственный инспектор по пожарному надзору направил материалы административного дела с протоколом об административном правонарушении в суд для привлечения МОУ Гимназия г. Навашино к административной ответственности в виде приостановления деятельности столярной и слесарной учебных мастерских в цокольном этаже здания Гимназии.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет для юридических лиц административное наказание в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Объектом правонарушения является пожарная безопасность.
Объективную сторону правонарушения представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения также организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 313, далее по тексту Правил.
Согласно Правилам наряду с таковыми, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 г. № 541, руководитель детского учреждения обязан обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков.
Вместе с тем, судом установлено, что органом пожарного надзора, что следует из протокола об административном правонарушении от 14.03.2011 г. установлены нарушения положений СНиП 23-05-95 и СНиП 2.08.02-89* в редакциях не действующих, на день установления факта выявленных нарушений.
В частности СНиП 2.08.02-89* утратил силу с 01.01.2010 г. в связи с изданием Приказа Минрегиона РФ от 01.09.2009 г. № 390, утвердившим настоящий документ в новой редакции СНиП 31-06-2009 с изменениями, в том числе относительно приложения 4 п. 9.
При этом СНиП 2.08.02-89* приложение 4 п. 9* не имеет прямого запрета на размещение в подвальных (цокольных) этажах мастерских, напротив, к помещениям общественных зданий, размещение которых допускается в подвальных и цокольных этажах, относятся мастерские, разрешенные санитарными и пожарными службами, в цокольном этаже, пол которого расположен ниже планировочной отметки тротуара или отместки не более чем на 0,5 м., допускается размещать все помещения, кроме учебных помещений школ.
В том числе и согласно п.п. 5, 9 приложения Д СНиП 31-06-2009 в подвальном этаже образовательных учреждений допускается размещение лабораторий и аудиторий для изучения специальных предметов со специальным оборудованием; кабинеты труда и техники безопасности; мастерских, разрешенных к размещению санитарно-эпидемиологическими и противопожарными нормами.
Согласно примечанию 1 к приложению Д СНиП 31-06-2009 указано, что в цокольном этаже, пол которого расположен ниже планировочной отметки тротуара или отмостки не более чем на 0,5 м, допускается размещать все помещения, кроме помещений для пребывания детей в дошкольных учреждениях, учебных помещений для теоретических занятий общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.
Поскольку столярная и слесарная учебные мастерские не предусматривают проведение теоретических занятий, что следует из объяснений участников процесса, и не было опровергнуто административным органом, суд пришел к выводу о том, что их размещение на цокольном этаже здания не противоречит положениям СНиП 31-06-2009 г.
Кроме того, положения п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (в ред. изменений №1, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 29.05.2003 года № 44), о котором речь идет в протоколе об административном правонарушении, касается освещения объемных монументов, памятников, др., и не применяется к общественным зданиям, в частности общеобразовательным учреждениям.
Требование относительно аварийного освещения для эвакуации людей предусмотрено п. 7.74 СНиП 23-05-95, согласно которому эвакуационное освещение в помещениях следует предусматривать в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся свыше 50 человек.
Аналогичное требование предусмотрено и п. 7.8 гл. 65 СНиП II-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты», утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 04.09.1973 г., согласно которому аварийное освещение для эвакуации людей должно предусматриваться в вестибюлях, гардеробных, коридорах, лестничных клетках, рекреационных помещениях, спортивном и обеденном залах, актовом зале - киноаудитории, мастерских, киноаппаратной.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 названного Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении ссылки на надлежащие нормы и правила, нарушенные лицом, привлекаемым к административной ответственности, является существенным недостатком протокола, поскольку названные обстоятельства не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы административного дела, в частности, установить конкретные обстоятельства, имеющие существенное значение для установления вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
При указанном, суд считает, что процессуальные документы настоящего административного дела - протокол об административном правонарушении, акт проверки, содержат существенные нарушения закона, неустранимые в судебном производстве, что является причиной для освобождения правонарушителя от ответственности, поскольку соблюдение требований, установленных КоАП РФ, административным органом при составлении указанных выше документов является гарантией соблюдения прав лица, в отношении которого возбуждено административное производство.
В п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 разъясняется, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
К изложенному выше, суд считает необходимым принять во внимание и то обстоятельство, что учредителем МОУ Гимназия г. Навашино, в соответствии с п. 1.1 Устава, является администрация Навашинского района.
Главой 4 устава предусмотрено, что гимназия финансируется по нормативам на одного учащегося, установленным в районном бюджете. Источниками финансирования Гимназии являются бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное в оперативное управление, добровольное пожертвование родителей (лиц, их заменяющих), физических и юридических лиц.
К компетенции учредителя Гимназии, в соответствии с гл. 5 устава, относится обеспечение содержания зданий и сооружений Гимназии, обустройство прилегающей к ней территории.
Из пояснений сторон следует, что на нарушение требований пожарной безопасности в части монтажа эвакуационного освещения в помещениях МОУ Гимназия г. Навашино указывалось ОГПН Навашинского района еще в 2010 г.
Во исполнения данного требования Гимназией был заключен договор с ООО «ЭлектроСити» на установку аварийного освещения и подготовлен соответствующий проект, представленные в материалы дела.
24.03.2011 г. директор МОУ Гимназия г. Навашино Захарова О.В. в целью принятия мер к устранению нарушений ППБ обращалась с ходатайством об изыскании денежных средств в сумме 66 150,0 руб. для проведения мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, а именно: выводе сигнала о пожаре на центральный узел связи «01», оборудовании здания гимназии аварийным (эвакуационным) освещением.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Гимназией и ее должностными лицами были приняты все зависящие от них меры по соблюдению ППБ.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Однако, учитывая, что устранения Гимназией нарушения в части оборудовании здания Гимназии аварийным (эвакуационным) освещением в первую очередь зависит от своевременного финансирования реализации данного проекта, которое не производилось учредителем с 2010 г. на указанные цели, а установка освещения имеет существенное значение для предотвращения негативных последствий в области пожарной безопасности, суд, приходит к выводу о необходимости вынесения представления в отношении Администрации Навашинского района.
Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л :
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ об административных правонарушениях, возбужденное ОГПН по Навашинскому району в отношении Муниципального образовательного учреждения Гимназия г. Навашино за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения такового в Нижегородский областной суд, путем подачи жалобы через Навашинский районный суд.
Судья Леваневская Е.А.
.
.