№ 12-25/2011 . РЕШЕНИЕ По жалобе по делу об административном правонарушении г. Навашино 29 августа 2011 года Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Мельниковой Ю.А., с участием главного государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору Храмова С.А., заинтересованного лица Кондранина В.Ф., представителя администрации Навашинского района по доверенности -Баранова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кондранина В.Ф. на постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору, и материалы административного дела, установил: постановлением от 26.08.2011 г. № 111 главного государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору Храмова С.А., Кондранин В.Ф. привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000,0 руб. Не согласившись с указанным постановлением, Кондранин В.Ф. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что с указанным постановлением не согласен в полном объеме по следующим причинам: Из Постановления следует, что Кондраниным В.Ф. были нарушены требования пунктов №№3,16,60,94,95,98 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), СНиП 21-01-97** п.6.22, СНиП 23-05-95 п.7.74, СНиП 2.04.02-84* прил.1 табл.6 НПБ 104-03, НПБ 110-03 и что, данные нарушения совершены повторно. В МУЗ Навашинская ЦРБ в 2010 году была разработана целевая программа «Пожарная безопасность учреждений здравоохранения Навашинского района на 2011-2013 годы», в приложении 8 содержался перечень работ, проведение которых необходимо в МУЗ Навашинская ЦРБ с необходимым размером финансирования. Указанная целевая программа была согласована 9 сентября 2010г. с начальником управления финансов М.А.А.., <данные изъяты> администрации Навашинского района Ч.А.В., начальником ОГПН по Навашинскому району Храмовым С.А.. Но целевая программа «Пожарная безопасность учреждений здравоохранения Навашинского района на 2011-2013 годы» не была утверждена Администрацией Навашинского района. МУЗ Навашинская ЦРБ бюджетное учреждение, финансируемое из средств местного и областного бюджетов, согласно целевых программ. Денежные средства, перечисляемые МУЗ Навашинской ЦРБ (далее ЦРБ) целевые, на реализацию определенных программ не могут быть потрачены на иные цели. Заработанные ЦРБ денежные средства, распределяются также на определенные цели. Свободных денежных средств ЦРБ не имеет. В подтверждение к жалобе прилагаются утвержденные сметы расходов. 23 марта 2011 года в ЦРБ был разработан Перспективный план капитальных противопожарных мероприятий по медицинским учреждениям Навашинского района на 2011-2013 годы, который утвержден 21 марта 2011 года начальником ОГПН Навашинского района Храмовым С. А. и главой администрации Навашинского района Черепахиным А.В. Однако, до сих пор финансирование на реализацию перечисленных в Перспективном плане капитальных противопожарных мероприятий в ЦРБ администрацией района не выделено. В ЦРБ разработаны Мероприятия по устранению требований пожарной безопасности и защите населения и территорий от ЧС, отмеченных главным государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору в акте - Предписании № 62/1,4/34 от 21 июля 2011 г. со сроками выполнения. Таким образом, им проводилась соответствующая работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности, но в связи с отсутствием финансирования устранить выявленные замечания не представляется возможным. Объективный состав административного правонарушения предусмотренный ч.5 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется прямым умыслом, выразившемся в бездействии, то есть непринятии мер для устранения выявленных первоначально нарушений, в данном случае, норм пожарной безопасности. В его действиях (бездействии) отсутствует данный состав, так как он предпринял все возможные меры к устранению выявленных ранее нарушений норм пожарной безопасности (утвержден Перспективный план капитальных противопожарных мероприятий по медицинским учреждениям Навашинского района на 2011-2013 годы), но в связи с отсутствием финансирования со стороны районной администрации устранить выявленные замечания не представляется возможным. Подводя итог изложенному, считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.5 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.30.2, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просит постановление о назначении административного наказания Кондранину В.Ф. (главному врачу МУЗ Навашинская ЦРБ) в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей от 26 июля 2011 года за № 111 главного государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору Храмова С.А., отменить как незаконное, поскольку отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности. В судебном заседании Кондранин В.Ф. изложенные в жалобе доводы поддержал в полном объеме, считает вынесенное ОГПН Навашинского района незаконным и подлежащим отмене. Главный государственный инспектор ОГПН Навашинского района Храмов С.А., в судебном заседании с жалобой не согласился, считает её необоснованной, а требования, ввиду отсутствия законных оснований, не подлежащими удовлетворению. Представитель администрации Навашинского района Баранов С.В. в судебном заседании пояснил, что нарушение правил пожарном безопасности подтверждено материалами дела, им не оспаривается. В отношении финансирования МУЗ «Навашинская ЦРБ» может пояснить следующее. В бюджете 2010 года было предусмотрено финансирование МУЗ Навашинская ЦРБ в сумме 40 132540 рублей, в том числе денежные средства на зарплату - 19319941 рубль; на оплату коммунальных услуг - 7 282 247,9 рублей. Всего израсходовано - 39 477 321,51 рубль. На прочие расходы было предусмотрено - 13 530 352 рубля. Денежных средств на содержание имущества (работы, услуги) было предусмотрено в сумме 3 670 429 рублей. Расход из этих средств составил - 3 668 994,27 рублей. По внебюджетному финансированию в 2010 году: План ассигнований составлял 3 570 000 рублей, в том числе денежные средства на зарплату - 2 423 100 рублей; на оплату коммунальных услуг - 45 000 рублей. Денежных средств на содержание имущества (работы, услуги) было предусмотрено в сумме 68 250 рублей. Расход из этих средств составил - 56 614,70 рублей. Общий расход составил - 3 502 762,64 рубля. В бюджете 2011 года предусмотрено финансирование МУЗ Навашинская ЦРБ в сумме 46 404 800 рублей, в том числе денежные средства на зарплату - 24 032 000 рублей; на оплату коммунальных услуг - 9373333,0 рубля. Всего израсходовано на 26.08.2011 г. -27 827 033.35 рублей. На прочие расходы предусмотрено - 12 999 467,0 рублей. Денежных средств на содержание имущества (работы, услуги) выделено в сумме 3 015 384,0 рубля. Расход из этих средств составил на 26.08.2011 г. - 1 911 870,17 рублей., По внебюджетному финансированию на 2011 год: План ассигнований составляет 3 947 880,0 рублей, в том числе денежные средства на зарплату - 2 819 479,0 рублей; на оплату коммунальных услуг - 27 290 рублей. На прочие расходы предусмотрено -1 101 111,0 рублей. Денежных средств на содержание имущества (работы, услуги) предусмотрено в сумме 277 640 рублей. Расход из этих средств составил на 26.08.2011 г. - 147 802,0 рубля. Общий расход составил на 26.08.2011 г. - 1 734 310,78 рублей. Таким образом, в 2010 году неизрасходованными остались денежные средства, выделяемые из бюджета района, в сумме 655 219 рублей, а также 67 237,40 рублей по внебюджетному финансированию. В 2011 году неизрасходованными по затратам на содержание имущества остаются в настоящий момент денежные средства в сумме 1 103 513,90 рублей. Цели, на которые расходуются финансовые средства, и их размеры финансирования определяются учреждением самостоятельно. На финансирование противопожарных мероприятий могут быть использованы денежные средства, предоставленные МУЗ «Навашинская ЦРБ» по статье расходов: «прочие расходы», «содержание имущества (работы, услуги). На данные цели деньги выделялись. Решение по делу оставляет на усмотрение суда. Рассмотрев материалы административного дела, заслушав участников судебного разбирательства, суд пришел к следующим выводам. Как следует из материалов административного дела, Кондранин В.Ф. приказом от 10.05.1989 года назначен главным врачом МУЗ «Навашинская ЦРБ». МУЗ «Навашинская ЦРБ» является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, имеет ИНН, ОГРН, адрес местонахождения и иные необходимы реквизиты, имеет в своем составе обособленные подразделения. Учредителем МУЗ «Навашинская ЦРБ», в соответствии с п. 5 Устава, является Администрация Навашинского района. 19.07.2010 года главным государственным инспектором Навашинского района Нижегородской области в отношении должностного лица - главного врача МУЗ «Навашинская ЦРБ» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и 21.07.2010 года вынесено постановление №117 о привлечении Кондранина В.Ф. к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 1 000,0 руб. Основанием к вынесению 21.07.2010 года постановления №117 послужило нарушение МУЗ «Навашинская ЦРБ» требований пунктов №№3,16,57,60,98 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), СНиП 23-05-95 п. 7.62, НПБ104-03, НПБ 110-03. Установленный указанным постановлением административный штраф в сумме 1 000,0 рублей, был уплачен Кондраниным В.Ф. своевременно и в полном объеме. 21.07.2011 года в отношении должного лица Кондранина В.Ф. был составлен протокол №111 об административном правонарушении в области пожарной безопасности, предусмотренные пунктами №№3,16,60,94,95,98 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), СНиП 21-01-97** п. 6.22, СНиП 23-05-95 п. 7.74, СНиП 2.04.02-84* прил. 1 табл. 6 НПБ104-03, НПБ 110-03, а именно: общие мероприятия - коридоры и лестничные площадки в зданиях больницы не оборудовано аварийным (эвакуационным) освещением; объекты (здания, отделения) не оборудованы выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части 17-ПЧ 9-ОФПС. Хирургическое отделение - на электрических лампах в коридорах и палатах 3-го этажа отсутствуют плафоны (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников. Отделение скорой помощи - на электрических лампах отсутствуют плафоны (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников. Блок вспомогательных помещений - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на электрических лампах отсутствуют плафоны (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников. Гараж - на электрических лампах отсутствуют плафоны (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников. Гаражи пер. Дзержинского - на электрических лампах отсутствуют плафоны (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильников. Поздняковская амбулатория - отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения водоём или емкость объема не менее 100 куб.м.; на электрических лампах отсутствуют плафоны (рассееватели), предусмотренные конструкцией светильников. Тёшинская амбулатория, Горицкий ФАП, Ефановский ФАП, Левинский ФАП, М-Окуловский ФАП, Степуринский ФАП, Роговский ФАП, Румасовский ФАП, Салавирский ФАП, Новошинский ФАП - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Монаковский ФАП, Родяковский ФАП - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на электрических лампах отсутствуют плафоны (рассееватели), предусмотренные конструкцией светильников. По результатам рассмотрения административного дела 26.07.2011 года главным государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору было вынесено постановление о привлечении должностного лица - главного врача МУЗ «Навашинская ЦРБ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 5 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Согласно ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объектом правонарушения является пожарная безопасность. Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности»). Объективную сторону правонарушения представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313, далее по тексту ППБ. Согласно п. 1, п. 2, п. 4 Правил требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные требования установлены и нормами пожарной безопасности (НПБ) 104-03 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденными Приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323. Нормами пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315, установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с п. 1.2.1 Правил пожарной безопасности для учреждения здравоохранения. ППБО 07-91 (утв. Минздравом СССР 30.08.1991, ГУПО МВД СССР 30.06.1991), устанавливающих основные требования пожарной безопасности для лечебно-профилактических, санитарно-профилактических и иных учреждений здравоохранения, ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждений несут персонально их руководители. В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Кондраниным В.Ф. повторно нарушены требования законодательства пожарной безопасности. Доводы Кондранина В.Ф. о том, что на проведение мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности требуется дополнительное финансирование и об отсутствии свободных денежных средств, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергаются материалами дела. В судебном заседании установлено, что МУЗ «Навашинская ЦРБ» финансируется из средств местного и областного бюджетов в соответствии с целевыми программами, кроме того в силу п. 17 Устава, учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными им по смете в соответствии с их целевым назначением. Как следует из доводов представителя администрации Навашинского района, являющихся учредителем МУЗ «Навашинская ЦРБ», в бюджете администрации как в 2010 году, так и в 2011 году, было предусмотрено финансирование МУЗ «Навашинская ЦРБ», в том числе средства на зарплату, на оплату коммунальных услуг, на содержание имущества (работы, услуги), на прочие расходы. Средства, предназначенные на прочие расходы, на содержание имущества (работы, услуги) как по бюджетному так и внебюджетному финансированию, могут быть направлены на финансирование мероприятия по противопожарной безопасности. На конец 2010 года у МУЗ «Навашинская ЦРБ» неизрасходованными на содержание имущества (работы услуги) остались денежные средства (по бюджетному и внебюджетному финансированию) в размере 655 219 руб. (выделяемые из бюджета района) и 67237,40 руб. (по внебюджетному финансированию). В настоящее время на 26 августа 2011 год у МУЗ «Навашинская ЦРБ», имеются неизрасходованные денежные средства, выделенные на содержание имущества (расходы, услуги) в сумме 1 103 513,90 рублей. Из указанного следует, что у МУЗ «Навашинская ЦРБ» имеются денежные средства для приведения объектов в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, как имелись и в 2010 году, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Действия Кондранина В.Ф. правильно квалифицированы ОГПН по Навашинскому району по ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление о привлечение к административной ответственности вынесено государственным инспектором пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел и соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ. При вынесении протокола каких-либо норм процессуального характера административным органом не нарушено, протокол составлен должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий. Административное наказание назначено Кондранину В.Ф. в пределах санкции ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований для отмены постановления судом не усматривается. Кроме того, суд считает, что наличие угрозы возникновения пожара, созданной в результате нарушения правил пожарной безопасности, в местах массового нахождения людей может создать угрозу для их жизни или здоровья, а так же угрозу утраты имущества, принадлежащего юридическому лицу. Кондраниным В.Ф. не представлено доказательств о том, что выявленные нарушения законодательства не могут повлечь причинение вреда здоровью и жизни людей по причине возникновения пожара. Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд Решил: постановление по делу об административных правонарушениях от 26 июля 2011 года о привлечении Кондранина Владимира Федоровича к административной ответственности по ч. 5 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Конранина В.Ф. - без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Судья Мельникова Ю.А.