12-38/2012 РЕШЕНИЕ по жалобе по делу об административном правонарушении г. Навашино 06 сентября 2012 года Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу Грибановой О.С., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МП «Навашинские коммунальные системы» на постановление от 26 июля 2012 года мирового судьи судебного участка № 1 Навашинского района по делу обадминистративном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил: Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Навашинского района Нижегородской области от 26 июля 2012 года МП «НКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 610 000,0 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, МП «НКС» подана жалоба, в которой заявитель просит решение мирового судьи отменить частично, а именно в виде увеличения штрафа, указывая в обоснование доводов жалобы следующее. 26 июля 2012 года мировой судья судебного участка № 1 постановил признать виновным Муниципальное предприятие «Навашинские коммунальные системы» г. Навашино в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде в размере 610000 (шестьсот десять тысяч) рублей за нарушение срока оплаты административного штрафа наложенного постановлением госинспектора по геологическому контролю по ПФО от 21.02.2012 года №05-022/20122 по ст. 7.3 ч.2 КоАП РФ. МП «НКС» считает вынесенное постановление незаконным, согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения. В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья. устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении. иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннем) убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ административным правонарушением признается неуплата административного штрафа в срок предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу ч. 1 ст. 32,2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности,! не позднее 30 дней со дня вступления постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Считают, что действие (бездействие) Муниципального предприятия «Навашинские коммунальные системы» г. Навашино, выразившееся в неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ г. вытекло вследствие тяжелого финансового состояния предприятия, возникшего в период правления «бывшего» директора МП «НКС» г. Навашино. Следовательно, квалификация действий (бездействия) МП «НКС» г. Навашино по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ осуществлена не правильно. В судебном заседании представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу Грибанова О.С. с жалобой не согласилась, считает, что постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное Мировым судьей судебного участка №1 от 26 июля 2012 года является законным и обоснованным, просит оставить жалобу МП «НКС» без удовлетворения. В отзыве относительно жалобы также указала, что Плановой выездной проверкой, проведенной Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу, в отношении МП «ИСК» установлено, что МП «НСК» округу с 06 по 09,02.2012 выявлено, что МП «Навашинские коммунальные системы» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения из водозаборных скважин, расположенных па территории г. Навашипо Нижегородской области, с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами. МП «Навашинские коммунальные системы» допустили пользование недрами с целью добычи подземных вод с нарушением условий лицензионного соглашения к лицензии НЖГ 01142 ВЭ. Выявленное правонарушение носит формальный характер и не обуславливается наличием либо отсутствием негативных последствий от действий правонарушителя. Таким образом, выявленное правонарушение посягает на установленный законом порядок пользования недрами, этом по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения» а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является отношение, складывающееся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, которое выражается в нарушении норм Закона РФ «О недрах» от 21,02.92 № 2395-1, а именно: п. 10 ч,2 ст. 22 - выполнение условий, установленных лицензией, Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, выражается в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией). Субъектом административного правонарушения признается юридическое лицо -МП «Навашинские коммунальные системы», совершившее опасное деяние и обладающее административной деликтоспособностью. Субъективной стороной правонарушения является - пользование недрами с нарушением условий - характеризуется прямым умыслом, который выражается в пренебрежительном отношении к выполнению условий лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами. МП «Навашинские коммунальные системы» осуществляет недропользование с нарушением условий, установленных лицензией, так как юридическое лицо - МП «Навашипские коммунальные системы», не представило доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Данное нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, т.е. является длящимся, Днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, В соответствии с п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24,03.2005 № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Выявленное правонарушение посягает на установленный законом порядок пользования недрами, при этом по указанному правонарушению существенная, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей. В связи с чем, вменяемое юридическому лицу правонарушение не может быть признано малозначительным, МП «НКС» были нарушены п. 9, п. 10 ч, 2 ст. 22, ст, 17,1 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 2395-1, п.п. 6.4, 2.6.5, 2,6,8, 2.6.14, 4.2 лицензионного соглашения к лицензии НЖГ 01142 ВЭ. При рассмотрении дела приняты как смягчающие вину обстоятельства: признание нарушителем и социальная значимость предприятия по водоснабжению населения г, Навашино. На основании выше изложенного было вынесено постановление от 29.02,2012 № 05-022/2012 штраф в размере 305000 рублей (трехсот пяти тысяч рублей). МП «Навашинские коммунальные системы было выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29,02.2012 № 05-022/2012, Указанное постановление обжаловано не было и вступило в силу 02.03.2012 срок оплаты штрафа - 01.04.2012. В адрес Департамента от МП «НКС» было направлено ходатайство от 14.03.2012 года №82 с просьбой о рассрочке уплаты административного штрафа на три месяца равными долями, в связи с тяжелым материальным положением предприятия. Старшим государственным инспектором по геологическому контролю по ПФО Ф-Ф.Ф. данное ходатайство было удовлетворено, была предоставлена рассрочка на три месяца ч уплатой равными долями до 30.06.2012 года. ../../....г. в адрес Департамента от МП «НКС» поступило ходатайство от 28.06.2012 года №285 о предоставлении отсрочки исполнения наказания сроком, не превышающим трех календарных месяцев. Департаментом Росприроднадзора в соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ МП «НКС» уже была предоставлена рассрочка. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях повторное предоставление рассрочки уплаты административного штрафа не предусмотрено. По истечении срока уплаты штрафа юридическим лицом, а именно по состоянию на 02.07.2012 года, документов, подтверждающих уплату штрафа, не представлено. Документов, подтверждающих, что юридическое лицо пыталось выполнить условия лицензии, не представлено. Таким образом, за совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ. Департаментом был составлен протокол об административном правонарушении №05-129/2012 от 02.07.2012 и направлен в адрес Мирового судьи Судебного участка №1 Навашинского района Нижегородской области. МП «Навашинские коммунальные системы», извещенные своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили. В судебное заседание поступило ходатайство МП «НКС» об отложении рассмотрения жалобы в связи с невозможностью явки законного представителя в судебное заседание. Из представленного ходатайства не усматривается уважительность причин не явки в судебное заседание представителя МП «НКС». Суд полагает, что не явка представителя вызвана не уважительными причинами, и находит возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке. Рассмотрев материалы административного дела, заслушав представителя Департамента Росприроднадзора, суд пришел к следующим выводам. Как усматривается из административного материала в отношении МП «НКС» Департаментом Росприроднадзора по ПФО в период с 06.02.2012 года по 09.02.2012 года была проведена плановая выездная проверка в отношении МП «НКС», в ходе которой выявлено, что МП «НКС» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения из водозаборных скважин, расположенных на территории г. Навашино Нижегородской области с нарушением условий, предусмотренных лицензией НЖГ 01142 ВЭ. В том числе установлены нарушения п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 17.1, п.п. 9,10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», а также п.п. 6.4, 2.6.5, 2.6.8, 2.6.14, 4.2 лицензионного соглашения к лицензии НЖГ 01142 ВЭ. Допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования послужили основанием для привлечения МП «НКС» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 305 000,0 рублей, о чем Департаментом Росприроднадзора по ПФО 21 февраля 2012 года вынесено постановление №05-022/2012. Приведенное постановление было получено законным представителем МП «НКС» М-Д.Н. 21 февраля 2012 года, постановление в установленном порядке не обжаловано и вступило в законную силу 02 марта 2012 года. 21 марта 2012 года в адрес Департамента Росприроднадзора по ПФО поступило ходатайство МП «НКС» о предоставлении рассрочки по уплате штрафа сроком на три месяца с оплатой штрафа ежемесячно равными долями. Определением от 03 апреля 2012 года №05-022/2012 заявителю предоставлено рассрочка исполнения постановления от 21 февраля 2012 года №05-022/2012 о назначении административного наказания на три месяца с уплатой равными долями до 30 июня 2012 года. 27 июня Департаментом в адрес МП «НКС» было направлено уведомление о сроке оплаты административного штрафа, где указано, что срок предоставления рассрочки истекает 30 июня 2012 года. 28 июня 2012 года МП «НКС» вновь обратилось в административный орган с ходатайством о предоставлении отсрочки уплаты штрафа, однако данное ходатайство было оставлено без удовлетворения. 02 июля 2012 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу составлен протокол №05-129/2012 об административном правонарушении в отношении МП «НКС» по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы административного дела вместе с указанным протоколом направлены мировому судье. Квалифицируя действия МП «НКС», мировой судья пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, постановлением от 26 июля 2012 года МП «НКС» признано виновным в совершении данного административного правонарушения и заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 610 000,0 рублей. Выводы мирового судьи нельзя признать правильными. Согласно с п. 1 ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Аналогичные сведения об обжаловании содержатся в постановлении от 21 февраля 2012 года № 05-022/2012. В силу ст. 31.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Согласно ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев. Судом установлено, что административным органом МП «НКС» по ходатайству последних, была предоставлена рассрочка уплаты штрафа сроком на три месяца до 30 июня 2012 года. В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Таким образом, исходя из положений п. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, тридцатидневный срок уплаты штрафа начинается с 01 июля 2012 года и истекает 31 июля 2012 года. Протокол об административном правонарушении №05-129/2012 составлен Департаментом Росприроднадзора по ПФО 02 июля 2012 года, а постановление о привлечении МП «НКС» к административной ответственности вынесено мировым судьей 26 июля 2012 года, то есть до истечения срока на добровольное исполнение заявителем наказания в виде административного штрафа. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Объектом правонарушений, предусмотренных указанной статьей, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Вина является одним из признаков состава правонарушения. Недоказанность вины как одного из признаков состава правонарушения, свидетельствует об отсутствии состава этого правонарушения. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Навашинского района Нижегородской области, вынесенное в отношении МП «НКС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения на день составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Решил: Постановление от 26 июля 2012 года мирового судьи судебного участка № 1 Навашинского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МП «Навашинские коммунальные системы» отменить, производство по делу прекратить. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Судья Ю.А. Мельникова