Решение по жалобе Цопова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении



Дело № 12-31/2012

РЕШЕНИЕ

по делу по жалобе об административном правонарушении

г.Навашино 20 августа 2012 года

Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Савельевой Л.А.,

с участием государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору Ивентьева А.С.,

заявителя Цопова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Цопова А.В. на постановление государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору Ивентьева А.С. от 22 июня 2012 года, которым Цопов А.В. привлечен к административной ответственности по ст.ст. 20.4 ч.1, 20.4 ч.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору Ивентьева А.С. от 22 июня 2012 года, главный врач ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» Цопов А.В., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности по ст.ст. 20.4 ч.1, 20.4 ч.4 КоАП РФ, в назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Цопов А.В. обратился в Навашинский районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указывая в жалобе следующее:

«22 июня 2012 года государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору Ивентьевым А.С. было вынесено постановление № 60 о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, которым заявитель, как лицо, ответственное за пожарную безопасность ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ», привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей на основании ч. 1.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Постановление).

С данным постановлением не согласен в части назначенного наказания.

При назначении наказания не учтено, что руководителем ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» (далее по тексту ЦРБ) он назначен приказом министра здравоохранения Нижегородской области № 168-л от 23 января 2012 года. Приступил к работе в качестве главного врача ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» с 23 января 2012 г.

ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» бюджетное учреждение, финансируемое из средств областного бюджета, согласно целевых программ. Денежные средства, перечисляемые ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» целевые, на реализацию определенных программ и не могут быть потрачены на другие цели. Заработанные ЦРБ денежные средства, распределяются также на конкретные цели. Свободных денежных средств ЦРБ не имеет. В подтверждение вышеизложенного прилагает «Роспись расходов на 2012г. по средствам областного бюджета».

20 июня 2012 г. государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору, капитаном внутренней службы Ивентьевым А.С. выдано предписание 41/1-4/20, где установлены сроки устранения перечисленных в постановлении № 60 от 22.06.2012 г. нарушений требований пожарной безопасности (до марта 2013 года).

В настоящее время производится расчет расходов на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Министру здравоохранения Нижегородской области направлено письмо с просьбой выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Данное письмо в настоящее время находится на рассмотрении у министра. Таким образом, им проводится по мере возможности соответствующая работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности, но в связи с отсутствием финансирования устранить выявленные замечания не представляется возможным.

В 2011 году прежним руководителем ЦРБ проводилась работа по изысканию необходимых денежных средств для приведения помещений ЦРБ в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

На 2012 год прежним руководителем ЦРБ расходы на пожарную безопасность не заложены.

23 марта 2011 глава администрации Навашинского района Черепахин А.В. утвердил Перспективный план капитальных противопожарных мероприятий по медицинским учреждениям Навашинского района на 2011-2013 годы (далее по тексту Перспективный план). Данный План был согласован 21 марта 2011 года с начальником ОГПН Навашинского района. В Перспективном плане сделан расчет затрат на момент утверждения, необходимых для приведения помещений на тот момент МУЗ Навашинская ЦРБ в соответствие с требованиями СНиПов в области пожарной безопасности. Финансирование мероприятий пожарной безопасности Администрацией района не произведено, собственных средств на указанные цели у ЦРБ нет. До 1 января 2012 года ЦРБ являлось муниципальным учреждением.

Главе администрации Навашинского района направлялось письмо с просьбой выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений пожарной безопасности в ЦРБ ни ответа, ни денежных средств в ЦРБ не поступило.

Считает, что наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей для него является чрезмерно суровым, просит учесть следующие обстоятельства.

Главным врачом ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» работает с 23 января 2012 года. Со своей стороны принял все возможные меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности. Как только министр утвердит наши сметы на указанные цели и будут выделены денежные средства, помещения ЦРБ будут приведены в соответствие с требованиями СНиПов в области пожарной безопасности. Так же просит учесть, что впервые привлекается к административной ответственности.

Просит постановление о назначении административного наказания Цопову А. В. в виде штрафа в размере 15 000 рублей от 22 июня 2012 года за № 60 государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору Ивентьева А.С. изменить в части назначенного наказания, заменив штраф на предупреждение».

В судебном заседании Цопов А.В. доводы и основания жалобы поддержал в полном объеме.

Государственный инспектор Навашинского района Ивентьев С.А. с жалобой не согласился, в отзыве указал, что 05 июля 2012г. в ОГПН по Навашинскому району поступило определение и жалоба Цопова А.В. на постановление № 60 о назначении административного наказания за нарушения требований в области пожарной безопасности, вынесенное старшим инспектором ОГПН, государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору Ивентьевым А.С. 22 июня 2012 года. По существу данного заявления может пояснить следующее: Старшим инспектором ОГПН Навашинского района, капитаном внутренней службы Ивентьевым А.С. на основании распоряжения № 41 от 29 мая 2012 года выданного заместителем главного государственного инспектора Нижегородской области по пожарному надзору Пономаревым А.Н., в период с 04 по 20 июня 2012г., проводилась проверка выполнения требований пожарной безопасности на объектах защиты государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Навашинская ЦРБ», указанных в предписании ГПН об устранении нарушений требований пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера от 21.07.2011г. № 62\1-4\34.

В ходе проведенной проверки выявленные нарушения требований пожарной безопасности за актированы, в установленном законом порядке, и вручены под роспись официальному представителю юридического лица. (Акт№ 41от 20.06.2012 года).

Цопов А.В. работает в ГБЗУ НО «Навашинская ЦРБ» в должности главного врача (является должностным лицом) и как руководитель отвечает за состояние противопожарной безопасности на объектах ГБЗУ НО «Навашинская ЦРБ».

За выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, в соответствии со ст. 38 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), а именно: строительных норм и правил 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 23-05-95 №естественное и искусственное освещение», СПиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», а так же норм пожарной безопасности (далее НПБ) 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях», Цопов А.В., как должностное лицо, являясь ответственным за обеспечение пожарной безопасности, привлечен к административной ответственности по ч. 1 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, протоколы № 60 и №61 от 21.06.2012г., рассмотрение протоколов было назначено на 22 июня 2012г. Данные протоколы Цоповым А.В. не обжаловались.

В связи с вышеизложенным считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, просит жалобу на постановление № 61 от 22 июня 2012 года о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности оставить без удовлетворения.

В ходе рассмотрения жалобы судом Ивентьев С.А., поддержав доводы изложенные в своем отзыве на жалобу, оставляет разрешение жалобы по существу на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы административного дела, заслушав заявителя, инспектора ОГПН, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела, в том числе административного дела, следует, что в соответствии с распоряжением Управления надзорной деятельности ГУ МСЧ России по Нижегородской области о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № 62 от 22 июня 2011 года, отделением ГПН по Навашинскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области, в период с 24 июня по 21 июля 2011г. была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ГБЗУ НО «Навашинская ЦРБ» и 21 июня 2011года составлен акт проверки № 41.

При проведении проверки ОГПН по Навашинского району выявлены нарушения требований пожарной безопасности, Главному врачу МУЗ «Навашинская ЦРБ» Кондранину В.Ф. выдано предписание № 62/1,1/34 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно, необходимо устранить следующие нарушения:

Коридоры и лестничные площадки в зданиях больницы оборудовать аварийным (эвакуационным) освещением, объекты здания оборудовать выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части, электрические лампы освещения в коридорах и палатах 3 этажа, отделения скорой помощи оборудовать плафонами (рассеевателями), блок вспомогательных помещений, гаражи, Поздняковскую, Тешинскую амбулатории, ФАПы: Горицкий, Ефановский, Левинский, М.Окуловский, Монаковский, Новошинский, Степуринский, Роговский, Румасовский, Угольновский, Родяковский, Салавирский, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, смонтировать автоматическую систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, Поздняковскую амбулаторию -обеспечить источником наружного противопожарного водоснабжения водоем или емкость объемом не менее 100мЗ; работники учреждения не обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазами) на военное время обучить способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях и в области ГО. Установлен срок устранения допущенных нарушений до 01.12.2011 г.,01.06.2012г.

На основании акта проверки от 21 июля 2011 года государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору вынесено предписание №62/1.4/34 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности главному врачу МУЗ «Навашинская ЦРБ» Кондранину В.Ф. и установлен срок для устранения до 01.06.2012 года.

В соответствии с распоряжением Управления надзорной деятельности ГУ МСЧ России по Нжегородской области № 41 от 29 мая 2012 года, отделением ГПН по Навашинскому району УНД ГУ МЧС России по Нижегородской области, в период с 04 июня по 20 июня 2012г. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ГБЗУ НО «Навашинская ЦРБ» и 20 июня 2012 года составлен акт проверки № 41.

При проведении проверки ОГПН по Навашинского району выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно СНиП21-01-97 п.6.22, СНиП23-05-95 п.7.74, НПБ 110-03 п.12, НПБ 110-03,НПБ 104-03, СНиП 2.04.02-84 прил таб.6, а именно: коридоры и лестничные площадки в зданиях больницы не оборудованы аварийным (эвакуационным) освещением, объекты здания, отделения, не оборудованы выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части 17 ПЧ 9-ОФП, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в блоке вспомогательных помещений, Ефановском ФАП, Левинском ФАП, М.Окуловском ФАП, Степуринском ФАП, Роговском ФАП, Румасовском ФАП, Родяковском ФАП, Салавирском ФАП, Тешинской амбулатории; отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в Горицком ФАП; Поздняковская амбулатория -отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения водоем или емкость объемом не менее 100мЗ, работники учреждения не обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазами) на военное время.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности»).

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности.

Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N313.

В силу ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и примечанием к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с п. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения является пожарная безопасность.

Судом установлено, что с 1 января 2012года «Навашинская ЦРБ» не является муниципальным учреждением, а является государственным бюджетным учреждением Нижегородской области.

Финансирование ГУБЗ НО «Навашинская ЦРБ» с января 2012года осуществляется из средств областного бюджета, за счет средств обязательного медицинского страхования и осуществляет внебюджетную деятельность в части оказания населению платных медицинских услуг.

Цопов А.В. назначен главным врачом ГБУЗ НО «Навашинская ЦРБ» с 23 января 2012года.

Как следует из материалов дела, в марте 2011г. Главой администрации Навашинского района утвержден и согласован с начальником ОГПН Навашинского района перспективный план капитальных противопожарных мероприятия по медицинским учреждениям Навашинского района на 2011-2013г.г., для выполнения которых на 2011г. запланировано 760400 рублей, в т.ч. предусмотрено финансирование на установку пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре - 208000 рублей, оборудование коридоров и лестничных площадок аварийным освещением 85000 рублей, оборудование объектов выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пункт связи пожарной части -80000рублей. Однако фактически указанные денежные средства на проведение указанных противопожарных мероприятий не выделялись.

С 01 января 2012г. МУЗ «Навашинская ЦРБ» является получателем бюджетных средств из областного бюджета.

В 2012г. средства из районного бюджета на устранение правил пожарной безопасности данному учреждению не выделялись.

Из материалов дела следует, что к моменту проведения повторной проверки Цопов А.В. работал в должности главного инженера около пяти месяцев.

Кроме того, к моменту истечения установленного предписанием № 62/1,4/34 от 21 июля 2011 года сроку, часть выявленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности Цопов А.В., как главный врач ГУБЗ НО «Навашинская НРБ» устранил, а оставшиеся не устраненными нарушения, в силу незначительного временного периода нахождения в должности Цопова А.В. главного врача, отсутствия достаточного финансировании, заявителем устранены небыли.

Невозможность выполнения лицом своих служебных обязанностей (при условии, что такие обязанности были возложены на лицо в установленном порядке) по независящим от такого лица обстоятельствам само по себе не может являться основанием для привлечения такого лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения (ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1, ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление судья отменяет постановление и прекращает производство по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.

Материалами дела установлено, что Цоповым А.В., как главным врачом ГУБЗ НО «Навашинская ЦРБ» за период с 23 января 2012г. по 22 июня 2012г., для выполнения изложенных в предписании ОГПН по Навашинскому району требований были предприняты все необходимые меры, таковые осуществлялись в пределах его полномочий и в объемах денежных средств, выделенных юридическому лицу на указанные цели, в т.ч. с привлечением собственных средств, полученных от оказания платных медицинских услуг.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание отсутствие вины Цопова А.В. в установленных нарушениях требований пожарной безопасности, суд считает возможным прекратить производство по делу в отношении Цопова А.В. по основаниям ч. 4 ст. 1.5, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменив постановление № 60 от 22 июня 2012 года государственного инспектора Навашинского района по пожарному надзору о привлечении Цопова А.В. к административной ответственности по ч. 1,4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 15 000,0 рублей и прекратив производство по делу.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Цопова А.В. удовлетворить.

Отменить постановление от 22 июня 2012 года № 60, вынесенное государственным инспектором Навашинского района по пожарному надзору Ивентьевым С.А., о привлечении Цопова А.В. к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 15 000,0 рублей.

Производство по настоящему делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Судья        Л.А.Савельева