О разработке проекта



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     ДД.ММ.ГГГГ                               ст. Наурская

Наурский районный суд в составе:

председательствующего                                                                                                         Никифорова Н.В.

при секретаре                                                                                                                          ФИО3

с участием помощника прокурора <адрес>                                                          ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосолкушинского сельского поселения Наурского муниципального района о разработке проекта организации санитарно-защитной зоны,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> ЧР обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Новосолкушинского сельского поселения Наурского муниципального района о разработке проекта организации санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании помощник прокурора района ФИО1 свои требования поддержала и пояснила, что <адрес> проведена проверка исполнения действующего законодательства об экологической безопасности администрацией Новосолкушинского поселения Наурского муниципального района.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2 ДД.ММ.ГГГГ-03, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлено что предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

В соответствии с п. 2.10 данных правил и норм для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. В составе проекта организации озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме позволяющим дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

Проверкой установлено, что главой администрации Новосолкушинского сельского поселения, отвечающий за санкционированным осуществлением выбросов твердых бытовых отходов, в том числе за содержание общественных свалок на территории сельского поселения, проект санитарно-защитной зоны на площадку выбросов твердых, бытовых отходов не разрабатывался и в установленном порядке не утверждался.

Незаконный выброс загрязняющих веществ в атмосферу без соответствующего разрешения, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в части не разработки проекта санитарно-защитной зоны может привести к негативным последствиям для атмосферного воздуха и населения. Тем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и гарантированные государством.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении и прекращении деятельности юридических или физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом

В соответствии с пп. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

           Глава администрации Новосолкушинского сельского поселения, извещенный о дне и месте слушания дела надлежащим образом, в суд не явился. В материалах дела имеется заявление от главы администрации ФИО2 с просьбой о рассмотрении гражданского дела в его отсутствии, с исковыми требованиями он согласен.

            Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны считает, что требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

            Как видно из представленной объяснительной главы администрации ФИО2 с выявленным нарушением о необходимости разработки проекта организации санитарно-защитной зоны он согласен и обязуется утвердить его в установленном порядке в органах Роспотребнадзора.

             В материалах дела имеется письмо прокуратуры <адрес>, адресованное начальнику ТО Управление Роспотребнадзора по ЧР в <адрес> о предоставлении списка организаций, предприятий, учреждений, не разработавших и не утвердивших проект санитарно-защитной зоны в соответствии со ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

            Согласно ответа начальника ТО Управления Роспотребнадзора на письмо прокуратуры <адрес> ни одно предприятие и органы местного самоуправления не предоставили проект организации санитарно-защитной зоны.

           Суд, изучив материалы дела, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Пунктом 2.6 СанПиН 2.2.1/2 ДД.ММ.ГГГГ-03, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлено что предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

В соответствии с п. 2.10 данных правил и норм для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. В составе проекта организации озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме позволяющим дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать главу администрации Новосолкушинского сельского поселения Наурского муниципального района разработать проект санитарно-защитной зоны площадки для выбросов твердых бытовых отходов (общественной свалки) и утвердить его в установленном порядке в органах Роспотребнадзора в течение 3-месячного срока.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его оглашения в Верховный Суд ЧР.

Судья            Н.В. Никифоров

Копия верна

        Судья            Н.В. Никифоров          

            Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Судья            Н.В. Никифоров

            Секретарь            ФИО3