Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 3 сентября 2010 года Наровчатский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Черновой О.Ю., при секретаре Никитиной Н.Н., представителя заявителя Романовой К.М., представившей доверенность, удостоверенную нотариусом Наровчатского района Поповой Е.Ю. <…> 20.. г. и зарегистрированную в реестре за № <…>, представителя заинтересованного лица – Главы администрации Наровчатского сельсовета Наровчатского района Кривозубова А.Н., представившего доверенность от <…> 20.. г. за № <…>, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Наровчат гражданское дело по заявлению Романовой Г.Л. оспаривании решения Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, у с т а н о в и л: Решением Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области от <…> июля 20.. года № <…> Романовой Г.Л. отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по основаниям, предусмотренным ст.53 ЖК РФ (последствия намеренного ухудшения ею жилищных условий. Считая отказ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, Романова Г.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Комитета местного самоуправления Наровчатского района Пензенской области от <…> июля 20.. года № <…>, указывая, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и узницей фашистских концлагерей. <…> сентября 20.. года она подарила принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, расположенный в с. <…>, по ул. <…>, д. <…>, своей дочери Романовой Н.М., продолжая проживать в нем вместе с ней. Жилья на праве собственности или найма она не имеет, в связи с чем и обратилась в Наровчатский сельсовет Наровчатского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Комитет местного самоуправления Наровчатского сельсовета принял вышеуказанное решение, указав основанием намеренное ухудшение ею своих жилищных условий. Данное решение считает незаконным, поскольку у нее не было намерения ухудшить свои жилищные условия. Подарив жилой дом дочери, она рассчитывала на заботу и внимание с ее стороны, хотела облегчить дочери процедуру оформления дома после своей смерти, кроме того, дочь постоянно проживала вместе с ней, другого жилья не имеет. Даря жилой дом дочери, не преследовала никакой корысти, поскольку на тот момент не знала о существовании программы по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Дом, в котором она проживает с дочерью, старый, в нем невозможно проживать без капитального ремонта несущих стен. В настоящий момент она является нуждающейся в жилом помещении, которое должно быть ей предоставлено по договору социального найма, а потому просит суд отменить вышеуказанное решение и обязать Комитет местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области поставить ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении. В судебном заседании представитель заявителя Романова К.М. поддержала заявление Романовой Г.Л., просила суд признать решение Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области от <…> июля 20.. года Представитель Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района – Глава администрации Наровчатского сельсовета Наровчатского района Кривозубов А.Н. возражал против удовлетворения заявления Романовой Г.Л. В суде показал, что в 20.. года Романова Г.Л. обратилась в администрацию Наровчатского сельсовета с заявлением о постановке ее, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав как основание отсутствие жилого помещения. При проверке приложенных к заявлению документов было установлено, что Романова Г.Л. <…> августа 20.. года подарила своей дочери Романовой Н.В., принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, расположенный по ул. <…>, д. <…> в с. <…>. До момента дарения и в настоящее время Романова Г.Л. зарегистрирована и проживает в доме вместе со своей дочерью Романовой Н.М. Поскольку с момента отчуждения заявителем жилого дома прошло всего лишь около двух лет, Комитет местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района <…> июля 20.. года единогласно принял решение об отказе в признании Романовой Л.Г. нуждающейся в жилом помещении и постановке ее на учет, поскольку с момента дарения принадлежащего ей жилого дома дочери не истек пятилетний срок, установленный ст.53 ЖК РФ. На момент принятия решения отсутствовали и иные основания для признания Романовой нуждающейся в жилом помещении, в том числе заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания. А потому решение Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области от <…> 20.. года № <…> об отказе в признании Романовой Г.Л. нуждающейся в жилом помещении и постановке ее на учет законно и вынесено в соответствии с полномочиями, предоставленными этому органу. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из подпункта 4 пункта 1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 27.07.2010 г.), членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. В соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (ч.4 ст.52 ЖК РФ). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет ( ч.5 ст.52 ЖК РФ). Согласно ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях допускается в случаях, если, в том числе, представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях; не истек, предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса, срок. Судом установлено, что Романова Г.Л. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается пенсионным удостоверением № <…>, выданным Наровчатским райсобесом Пензенской области <…> 19..года, и справкой, выданной управлением социальной защиты населения Наровчатского района Пензенской области. На данную категорию лиц распространяются льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». <…> 20.. года она, как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав основанием отсутствие жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, что подтверждалось уведомлением Н.Ломовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) об отсутствии в Едином государственном реестре прав сведений о наличии в собственности у Романовой Г.Л. жилья, справкой о составе семьи, домовой книгой, свидетельством о государственной регистрации права на жилой дом, в котором она проживает, на Романову Н.М., актом технического обследования жилого дома. <…> 20.. года Комитетом местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области указанное заявление рассмотрено и принято решение об отказе в признании Романовой Г.Л. нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53 ЖК РФ (последствия намеренного ухудшения жилищных условий). Принимая указанное решение, Комитет местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области исходил из того, что Романовой Г.Л. ранее на праве собственности принадлежал жилой дом по ул. <…>, д. <…>, с. <…>, Пензенской области, который она <…> 20.. года подарила своей дочери Романовой Н.М., что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права от <…> 20.. г. Как следует из договора дарения, заключенного <…> 20.. года и зарегистрированного в управлении Федеральной регистрационной службы по Пензенской области <…> 20.. г. за № <…>, Романова Г.Л. подарила принадлежащий ей на праве собственности жилой дом общей площадью <…> кв.м, расположенный по ул. <…>, д. <…> с. <…>, своей дочери Романовой Н.М. Данный факт подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права <…> от 19.09.2008 г. Справкой, выданной администрацией Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области, подтверждается, что Романова Г.Л. как до дарения, так и в настоящее время зарегистрирована и проживает в доме № <…> по ул. <…>, с. <…>, вместе с дочерью Романовой Н.М. Оценив приведенные выше доказательства, суд считает решение Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района от <…> 20.. года № <…> об отказе в признании Романовой Г.Л. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и постановке на учет, законным и принятым в пределах предоставленных ему полномочий. Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Судом установлено, что действия Романовой Г.Л. по оформлению договора дарения жилого дома, в котором она проживала и проживает до сих пор, были осознанными, в результате указанных действий она распорядилась своей собственностью, добровольно лишив себя жилья, став нанимателем дома, принадлежащего на праве собственности ее дочери. Указанные намеренные действия, совершенные ею, сделали ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с этим, право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий у Романовой Г.Л. возникнет, согласно требованиям ст.53 ЖК РФ, не ранее, чем через пять лет после отчуждения принадлежащего ей жилого дома. А значит, у Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района имелось основание, предусмотренное п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, для отказа Романовой в признании ее нуждающейся в жилом помещении. Других оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Романовой Г.Л. в заявлении не указано и документов, подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, по иным основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, ею не представлялось. А потому Комитетом местного самоуправления Наровчатского сельсовета не рассматривались. Довод представителя заявителя Романовой К.М., о том, что жилой дом, в котором проживает заявитель, непригоден для проживания, не основан на доказательствах. Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно данному Положению межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. У заявителя заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома, в котором она проживает, непригодным для проживания, на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся и в настоящее время не имеется. Учитывая изложенное, суд считает обоснованным отказ Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района в признании Романовой Г.Л. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а потому заявителю надлежит отказать в удовлетворении ее заявления. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, р е ш и л: В удовлетворении заявления Романовой Г. Л. об оспаривании решения Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета Наровчатского района Пензенской области от <…> 20юю года № <…> об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказать. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья О.Ю.Чернова
№ <…> незаконным и обязать данный орган признать Романову Г.Л. нуждающейся в жилом помещении и поставить на учет, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении. В суде дополнила, что ее мать заслужила новое жилье, которое ей обязаны предоставить как вдове участника Великой Отечественной войны и узнице фашистских концлагерей. Какого-либо намерения ухудшить свои жилищные условия у нее не было.