Решение по иску Анаськиной Т.П. к ГУ УПФР по Наровчатскому району о признании права на досрочную пенсию по старости.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2012 года

Наровчатский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Мещерина А.В.,

при секретаре Калининой Т.Н.,

с участием истицы Анаськиной Т.П.,

представителя ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району Пензенской области Просиной Т.М., представившей доверенность № 10 от 21 августа 2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Наровчат Пензенской области гражданское дело по иску Анаськиной Т.П.к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Наровчатскому району Пензенской области о признании права на досрочную пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Анаськина Т.П. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району, указывая, что свою трудовую деятельность она начала с дд.мм.гг. в должности фельдшера Н-П-ого ФАП. Дд.мм.гг. была переведена в Наровчатскую ЦРБ на должность фельдшера скорой помощи. С дд.мм.гг. по дд.мм.гг. работала медсестрой терапевтического отделения, после чего до настоящего времени вновь является фельдшером скорой помощи. Считая, что ее медицинский стаж составил более 25 лет, обратилась по вопросу назначения досрочной пенсии по старости в ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от дд.мм.гг. ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа, т.к. в специальный стаж не были засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. и с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.. Не соглашаясь с указанным решением, просит признать решение ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным и обязать ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району Пензенской области включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и по уходу за ребенком, а также назначить досрочную пенсию по старости со дня подачи заявления.

В судебном заседании истица Анаськина Т.П. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что на курсы повышения квалификации её направлял работодатель, за ней в данный период сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, производились страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж, также как и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, поскольку в данный отпуск она ушла до внесения изменений в законодательство.

Представитель ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району Пензенской области Просина Т.М. против удовлетворения требований истицы возражала, пояснив, что причиной отказа во включении истице периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, послужило то, что Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, данные периоды не предусмотрены. Кроме того, во время нахождения на курсах повышения квалификации, Анаськина Т.П. фактически лечебную деятельность не осуществляла. Также считает, что истице в специальный стаж не может быть включен и период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком после 06 октября 1992 года, поскольку после указанной даты данный период не включается в специальный стаж в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № # от дд.мм.гг., комиссия ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району отказала Анаськиной Т.П. в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет, поскольку в специальный стаж не включила периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком после 06 октября 1992 года, мотивировав тем, что находясь на курсах повышения квалификации истица лечебную деятельность не осуществляла, а исходя из п.15 постановления Пленума Верховного суда РФ от дд.мм.гг. № # период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж если имел место до 06 октября 1992 года.

С выводом ответчика о не включении в специальный стаж Анаськиной Т.П. периода её нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком после 06 октября 1992 года суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пению по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Указанным Списком предусмотрены должности фельдшера и медицинской сестры.

Как установлено судом, Анаськина Т.П. в период с дд.мм.гг. по настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на должностях фельдшера ФАП и скорой помощи, а также медицинской сестры терапевтического отделения. Также установлено и это не оспаривается ответчиком, что специальный стаж истицы на дд.мм.гг., без включения в него периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходе за ребенком с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., составляет 00 года 0 месяца 0 день. В случае включения оспариваемый периодов специальный стаж будет составлять более необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 25 лет.

Данные обстоятельства установлены судом на основании записей в трудовой книжке истицы, а также уточняющих занятость справок ГБУЗ «Наровчатская ЦРБ».

Статьей 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Сохранение заработка является условием для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Как видно из выписок из приказов ГБУЗ «Наровчатская ЦРБ» от дд.мм.гг., дд.мм.гг., дд.мм.гг., Анаськина Т.П.. направлялась руководством на курсы повышения квалификации с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

Как видно из карточек-справок, справки ГБУЗ «Наровчатская ЦРБ» от дд.мм.гг. и выписки из лицевого счета Анаськиной Т.П., в периоды нахождения Анаськиной Т.П. на курсах повышения квалификации ей начислялась заработная плата и производились соответствующие отчисления.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Учитывая, что предоставляемые истице для прохождения курсов повышения квалификации отпуска являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, облагаемыми взносами в Пенсионный фонд РФ, суд приходит к выводу о том, что их исключение из трудового стажа истицы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, незаконно и они подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно.

Согласно приказу Наровчатской ЦРБ № # от дд.мм.гг., Анаськиной Т.П. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

Как следует из приказа Наровчатской ЦРБ № # от дд.мм.гг., Анаськина Т.П. вернулась из отпуска по уходу за ребенком дд.мм.гг..

Действовавшей до 06 октября 1992 года, т.е. на момент предоставления Анаськиной Т.П. отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, ст.167 КзоТ РСФСР предусматривалось, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается, в том числе и в стаж по специальности.

Таким образом, истице отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предоставлялся в соответствии с вышеуказанным законодательством.

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком в целом начался у Анаськиной Т.П. в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска истицы по уходу за ребенком, в том числе и его часть после 06 октября 1992 года, подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что специальный стаж Анаськиной Т.П. с учетом включения в него периодов нахождения на курсах повышения квалификации и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на день обращения за назначением пенсии составляет более требуемых законом 25 лет, суд удовлетворяет её требования в полном объеме.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Судом установлено, что истица обратилась за назначением пенсии 20 июня 2012 года.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Анаськиной Т.П. о признании права на досрочную пенсию по старости удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району Пензенской области включить Анаськиной Таисии Петровне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.., с дд.мм.гг. по дд.мм.гг.., с дд.мм.гг.. по дд.мм.гг., а также период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..

Обязать ГУ УПФ РФ по Наровчатскому району Пензенской области досрочно назначить Анаськиной Таисии Петровне трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 20 июня 2012 года.Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья                                                                                                       А.В.Мещерин