Решение по гражданскому делу по иску Нефедовой Т.А. к администрации Виляйского сельсовета о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2012 года

Наровчатский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Черновой О.Ю.

при секретаре Комардиной Л.А.,

а также истицы Нефедовой Г.Е. и ее представителя Нефедовой Т.А., представившей доверенность, удостоверенную 19.06.2012 главой администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области Ю.В.Живодровой и зарегистрированную в реестре за № 04,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Наровчат,

гражданское дело по иску Нефедовой Г.Е. к администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

Нефедова Г.Е. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО5. После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома, находящегося в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м. Однако нотариус отказал ей в выдаче свидетельства о праве на наследство в виде жилого дома из-за отсутствия на него правоустанавливающих документов. В архиве администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области и в архиве администрации Наровчатского района правоустанавливающие документы также отсутствуют. Вместе с тем, данный жилой дом был построен родителями в <данные изъяты> году на земельном участке, который впоследствии был передан администрацией Виляйского сельсовета в постоянное (бессрочное) пользование ее отцу ФИО5. Земельный участок расположен в границах населенного пункта. С момента постройки дома и до дня смерти отец открыто и непрерывно владел и пользовался домом как собственник, следил за его сохранностью, постоянно улучшал свои жилищные условия, использовал по назначению земельный участок. Каких-либо претензий по дому никто не предъявлял, его право собственности на дом не оспаривал, не ставил вопрос об изъятии земельного участка и сносе дома как самовольно построенного. Запрещений и арестов на доме не имеется. Состояние спорного строения не противоречит требованиям противопожарных норм и правил, соответствует территориальным строительным нормам. Споров со смежными землепользователями не имеется. Просит суд признать за ней право собственности на жилой дом в порядке наследования после смерти отца ФИО5

В судебном заседании истица Нефедова Г.Е. и ее представитель Нефедова Т.А. поддержали свои исковые требования в полном объеме, просили суд признать за истицей право собственности на жилой дом по <адрес> в порядке наследования после смерти отца ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, при этом ссылались на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика, администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области, третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явились. В своих заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствие. Дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения истца, ее представителя, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что данные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам, в соответствии с завещанием или законом.

Судом установлено, что спорный жилой дом был построен родителями истицы ФИО5 и ФИО4 без оформления исходно-разрешительной документации и получения разрешения на строительные работы. Каких-либо правоустанавливающих документов, подтверждающих их право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, а также на земельный участок, на котором располагается жилой дом, нет. Как следует из справок, выданных администрацией Виляйского сельсовета и администрацией Наровчатского района, в их архивах указанных документов также нет. В связи с этим, данные постройки, согласно п.1 ст.222 ГК РФ обладают признаками самовольной, поскольку отсутствует отвод земельного участка под строительство дома, объект создан без получения необходимых разрешений. Эти нарушения влекут признание строительства самовольным.

Однако согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненно наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при условии если ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как следует из выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, умершему ФИО5 принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м,, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенный в <адрес>, назначение земельного участка - земли населенных пунктов.

Технический паспорт подтверждает наличие на данном земельном участке жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой - <данные изъяты> кв.м, состоящего из двух жилых комнат, кухни, кладовой, двух коридоров, террасы.

Из заявления администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области следует, что данный жилой дом построен в границах компактной застройки села. Земельных споров между смежными землепользователями не имеется, споров по данному домовладению не имеется.

Выпиской из похозяйственных книг за <данные изъяты> г.г. подтверждается, что лицевой счет был открыт на имя ФИО5, совместно с ним проживали его жена ФИО4 и дети. С <данные изъяты> года ФИО5 и ФИО4 проживали одни. Год постройки дома указан <данные изъяты>.

Из справок, выданных администрацией Виляйского сельсовета следует, что в доме по <адрес> постоянно до дня смерти проживал и был зарегистрирован один ФИО5, после его смерти в доме никто не зарегистрирован и не проживает.

Свидетели ФИО3 и ФИО2 суду показали, что в <данные изъяты> году ФИО4 и ФИО5 на земельном участке, где ранее находится старый дом родителей последнего, построили новый кирпичный дом. В настоящее время ему присвоен адрес <адрес>. Строился дом за счет их совместных средств для себя и своей семьи, другого жилья они не имели. После строительства дома, а строился он два года, они вселились в него и жили до дня смерти. Никто их право собственности не оспаривал, не ставил вопрос о сносе дома как самовольно возведенного. Отец истицы ФИО5 на протяжении длительного времени открыто и непрерывно владел, пользовался и распоряжался домом как собственник. Следил за его сохранностью, платил налоги и иные платежи за дом и землю, улучшал свои жилищные условия. Дом построен в границах населенного пункта, крепкий и в нем можно проживать без вреда для жизни или здоровья. После смерти ФИО5 наследство приняла его дочь Нефедова Г.Е.

Сообщением отделения надзорной деятельности Наровчатского района Пензенской области подтверждается, что состояние жилого дома по <адрес> не противоречит требованиям противопожарных правил и норм.

Из справки Наровчатского районного отдела УФССП по Пензенской области следует, что на вышеуказанный жилой дом арест не налагался.

Отчетом /ДД.ММ.ГГГГ/<данные изъяты> об оценке рыночной стоимости жилого дома, расположенного по <адрес>, подтверждается, что рыночная стоимость данного жилого дома составляет <данные изъяты> рублей, строение безопасно.

Сообщением Наровчатского производственного участка Н.Ломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», уведомлениями Н.Ломовского отдела Управления Росреестра по Пензенской области подтверждается, что сведениями о правах на объект недвижимого имущества - жилого дома и земельного участка, находящегося по <адрес>, они не располагают.

Таким образом, оценив в совокупности все представленные суду доказательства, суд признает за ФИО5 право собственности на жилой дом, расположенный на <адрес>. Судом установлено, что именно ему как владельцу дома администрацией Виляйского сельсовета /Наровчатского района Пензенской области был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, на котором он находится. Жилой дом был построен за счет его и его жены собственных средств для себя и своей семьи, другого жилья не имел. В похозяйственных книгах администрации Виляйского сельсовета, в лицевых счетах спорный жилой дом значиться как жилой дом, находящийся в частной собственности. На протяжении длительного времени он открыто и непрерывно владел, пользовался и распоряжался домом как собственник, платил за него имущественный налог. Его право собственности на дом никем не оспаривалось. Сохранение данной самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, соответствует всем противопожарным и градостроительным нормам и правилам.

Свидетельством о смерти I-ИЗ подтверждается, что ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти .

Из свидетельства о смерти I-ИЗ следует, что ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти за .

Справкой, выданной нотариусом Наровчатского района, подтверждается, что наследство после смерти ФИО4 и ФИО5 приняла их дочь Нефедова Г.Е.. о чем ей было выдано свидетельство.

Нотариусом Наровчатского района отказано истцу в выдаче свидетельство о праве на наследство в виде жилого дома после смерти ФИО5 ввиду отсутствия на жилой дом правоустанавливающих документов.

Вместе с тем, в суде нашел подтверждение факт владения умершим ФИО5 жилым домом на праве собственности, а потому в соответствии с ч.1 ст.1112 ГК РФ суд включает спорный жилой дом в состав наследственного имущества, оставшегося после его смерти.

Наследственное имущество представляет собой одноэтажный кирпичный жилой дом, состоящий из основного строения (лит.А) общей площадью жилого помещения <данные изъяты> кв.м, с пристроем (лит.а) общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на земельном участке, находящемся в <адрес>. В состав помещений жилого дома входят: две жилые комнаты, кухня, кладовая, два коридора и терраса. Из хозяйственных построек имеются: баня (лит.Г), два сарая (лит.Г1 и Г2) и мазанка (лит.Г3).

На основании изложенного, суд признает исковые требования истца о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Нефедовой Г.Е. к администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворить.

Признать за Нефедовой Г.Е. право собственности на одноэтажный жилой дом, состоящий из основного строения (лит.А), с пристроем (лит.а) общей площадью жилого помещения <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м, имеющий две жилые комнаты, расположенный на земельном участке по <адрес>, <адрес> <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Наровчатский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

                 

                      

                  Судья                                                               О.Ю.Чернова