о нарушении избирательных прав



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В. при секретаре Кудрявцевой О.И. с участием прокурора Малышева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению Краснощекова Александра Михайловича о нарушении избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Краснощеков А.М. обратился в суд с заявлением о нарушении избирательных прав, в котором просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области от Дата обезличена г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 Камнева Александра Вячеславовича. Заявление обосновано тем, что оспариваемым решением Камнев А.В. зарегистрирован кандидатом в нарушение норм закона, поскольку не было представлено необходимых в соответствии с законом документов для выдвижения и регистрации кандидата. Камнев А.В. является индивидуальным предпринимателем. В качестве документа об основном месте работы Камневым А.В. представлена трудовая книжка, выданная индивидуальным предпринимателем Камневым самому себе, что, по мнению заявителя, противоречит ст.ст. 20, 16, 56 Трудового кодекса РФ, так как недопустимо одновременное представление двух сторон трудового договора одним лицом. Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, как документ об основном месте работы Камневым А.В. в ТИК не представлено, в нарушение ч. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…в Российской Федерации». В документах Камнева А.В. отсутствует нотариально удостоверенная копия устава избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, в нарушение п. 17 ст. 24 Закона Московской области № 134 «О выборах депутатов Советов депутатов… в Московской области».

В судебном заседании заявитель Краснощеков А.М., его представитель по устному ходатайству требования поддержали, дополнив и пояснив, что кандидатом Камневым А.В. не представлены на регистрацию: нотариально удостоверенная копия паспорта, состоящего из 20 листов, первый финансовый отчет и уведомление об открытии специального избирательного счета, не представлена копия диплома об образовании, поскольку отсутствует приложение к диплому, значит, представленные копии паспорта и диплома нельзя считать копиями документов, не представлены документы избирательного объединения, выдвинувшего кандидата Камнева А.В., не подтвержден род занятий Камнева А.В. Все указанные нарушения являются, по утверждению заявителя, основаниями для отказа в регистрации кандидата. Регистрация кандидата Камнева А.В. в отсутствие перечисленных документов нарушает избирательные права заявителя, который также является зарегистрированным кандидатом по этому же избирательному округу, так как нарушен принцип равенства, кандидат зарегистрирован в отсутствие документов, в отличие от заявителя.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района в судебном заседании против требований заявителя возражал, считая их необоснованными, просил применить к заявлению срок дасности.

Третье лицо Камнев А.В., представляющий его интересы адвокат Катаева Л.И. в судебном заседании против требований возражали.

Прокурор в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражал.

Представитель Московского областного отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» в судебном заседании заявление поддержал, представил свои доводы незаконности регистрации кандидата и оспариваемого решения, изложенные в письменном виде.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд считает заявление необоснованным, требования заявителя не подлежащим удовлетворению.

Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 75 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 3 ст. 259 ГПК РФ, с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит (п. 2 ст. 260 ГПК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Номер обезличенФЗ, избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. Избирательные права граждан – конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральными законами.

Статьей 26 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» № 101/2006-ОЗ от 11.07.2006 г. (действующей редакцией с последними изменениями, внесенными Законом Московской области от 03.12.2009 N 146/2009-ОЗ) установлено, что избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Пунктом 6 данной статьи закона предусмотрено, что уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, соответствующие списки кандидатов. Представление списка кандидатов считается уведомлением о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (ст. 22).

Статьей 23 названного закона установлены условия выдвижения кандидатов.

О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, окружная избирательная комиссия (при проведении выборов депутатов Советов депутатов муниципальных образований по спискам кандидатов и выборов главы муниципального образования - избирательная комиссия, организующая выборы) (далее - соответствующая избирательная комиссия) уведомляется в установленном настоящим Законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

Вместе с заявлением, указанным в части 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной в приложении 9 к настоящему Закону.

При выборах депутатов Советов депутатов, других должностных лиц местного самоуправления, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

Документы, указанные в частях 1, 2 и 4 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в частях 1, 2 и 4 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), в иных случаях, установленных Федеральным законом.

Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы. Указанное письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов.

Решением ТИК Наро-Фоминского района от 05.02.2010 г. № 4.4 Камнев А.В., выдвинутый Политсоветом Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Наро-Фоминского муниципального района Московской области зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 4 л.д. 63).

Согласно сведениям ТИК, для регистрации кандидата Камнева А.В. были представлены следующие документы: нотариально удостоверенная копия устава партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», копия устава партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заверенная руководителем регионального отделения избирательного объединения, выписка из решения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о выдвижении кандидата, решение о назначении уполномоченного представителя партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», копия паспорта, копия диплома, личное заявление кандидата о согласии баллотироваться, первый финансовый отчет, копия трудовой книжки, выписка из реестра членов партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», выписка о создании местного отделения партии на территории Московской области, копия свидетельства о государственной регистрации партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», сведения об эмблеме партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Все перечисленные документы (их заверенные копии) представлены ТИК Наро-Фоминского района в суд.

Свои доводы об отсутствии необходимых документов для регистрации кандидата Камнева заявитель основывает на справке о приеме от гражданина документов для выдвижения кандидатом в депутаты, выданной Территориальной избирательной комиссией Наро-Фоминского района Камневу А.В. 27.01.2010 г., согласно которой от Камнева А.В. приняты документы: заявление, копия паспорта на 2-х листах, копия диплома на 1 листе, копия трудовой книжки на 2 листах. По утверждению заявителя, иных документов на момент регистрации кандидата Камнева А.В. в ТИК не имелось, они были представлены позднее.

Данные доводы заявителя не подтверждены доказательствами, опровергаются представленными письменными доказательствами, свидетельскими показаниями. Справка о приеме от гражданина документов датирована 27.01.2010 г., в ней указаны документы, которые, в соответствии с законом, кандидат предоставляет в избирательную комиссию лично. Иные документы, в том числе решение избирательного объединения о выдвижении кандидата, справка о членстве кандидата, иные документы партии могут быть предоставлены, в соответствии с законом, уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата. Ссылка заявителя на ст. 24 Закона Московской области № 101/2006-ОЗ несостоятельна, так как в данной статье речь идет о самовыдвижении кандидата, а кандидат Камнев А.В. выдвинут кандидатом политической партией.

По объяснениям Краснощекова А.М., он также сдавал документы в ТИК на регистрацию, как и кандидат Камнев А.В., 27.01.2010 г. При сдаче документов до принятия избирательной комиссией оспариваемого решения о регистрации кандидата Камнева А.В., Краснощеков А.М. с представленными на регистрацию кандидата Камнева А.В. документами не знакомился, поскольку не было в этом необходимости, получил в ТИК по его просьбе, только справку о приеме документов от Камнева А.В. от 27.01.2010 г., которую ему выдали по первому его требованию. Поскольку заявитель не знакомился с документами, представленными при выдвижении Камнева А.В., его утверждения о том, что на момент выдвижения кандидата Камнева А.В. какие-либо из представленных Территориальной избирательной комиссией документов отсутствовали в комиссии, голословны и бездоказательны.

По объяснениям председателя ТИК Наро-Фоминского района Балыбиной Н.П., кандидатом Камневым А.В. как и кандидатом Краснощековым А.М. в комиссию все необходимые документы были представлены 27.01.2010 г., в выданных кандидатам справках о приеме документов указаны те документы, которые просили указать кандидаты. Оснований не доверять объяснениям председателя ТИК у суда не имеется. Отсутствие в выданной кандидату Камневу справке о приеме комиссией документов каких-либо из представленных по перечню документов является нарушением Территориальной избирательной комиссии, поскольку на комиссию возложена законом обязанность по выдаче письменных подтверждений о приеме документов, может являться основанием для оспаривания действий ТИК, но не подтверждает фактического отсутствия необходимых документов. У заявителя, его представителей, в соответствии с законом, имелась возможность ознакомиться с представленными на выдвижение и регистрацию кандидата Камнева документами в ТИК, заявить об этом в ТИК или в суд. Однако, с момента выдвижения кандидата Камнева до его регистрации в качестве кандидата, то есть с 27.02.2010 г. до 12.02.2010 г., когда Краснощековым А.М. было направлено заявление об отмене регистрации кандидата в суд, никто не заявил об отсутствии необходимых документов.

По объяснениям заявителя, представителя ЛДПР, представителя ТИК, показаниям свидетелей Катыкиной Р.С., Савостикова А.И., Краснощеков А.М., его представитель, представитель партии ЛДПР, выдвинувшей кандидата Краснощекова А.М., член ТИК Наро-Фоминского района с правом решающего голоса от партии ЛДПР, присутствовали на заседании ТИК Наро-Фоминского района 05.02.2010 г. при принятии оспариваемого решения. Документы, являющиеся основаниями для регистрации кандидатов, были представлены на обозрение лиц, присутствовавших на заседании комиссии, каждый присутствовавший имел возможность знакомиться с документами. Никто из присутствовавших на заседании комиссии членов ТИК, иных лиц, в том числе Краснощеков А.М. и его представитель, не заявил о недостаточности документов для регистрации кандидата Камнева А.В., все члены комиссии проголосовали единогласно и за кандидата Камнева А.В., и за кандидата Краснощекова А.М. Свидетели Катыкина Р.С. и Савостиков А.И. в судебном заседании подтвердили, что все необходимые для регистрации кандидата Камнева А.В. документы, в том числе финансовый отчет, документы политической партии о выдвижении, о членстве, устав партии, были представлены на момент принятия решения о выдвижении кандидата Камнева. Свидетельские показания в данном случае также являются допустимыми доказательствами, в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ.

Со слов заявителя Краснощекова А.М., на заседании ТИК Наро-Фоминского района он знакомился с документами, представленными на регистрацию кандидата Камнева, выявил конкретные недостатки и нарушения. Однако, не заявил членам комиссии о выявленных нарушениях, в том числе об отсутствии каких-либо документов, что также косвенно подтверждает голословность утверждений заявителя. Заявитель не освобождается законом от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается, как на основание своих требований. Доказетельств наличия отсутствия документов для регистрации кандидата Камнева А.В. заявителем не представлено.

Все документы, необходимые для регистрации кандидата Камнева А.В., согласно предусмотренному законом перечню, в ТИК имеются, представлены на обозрение суда, что подтверждает их наличие. Финансовый отчет кандидата Камнева датирован 27.01.2010 г. Доказательств того, что какие-либо из документов были представлены позднее, заявителем также не представлено.

Документы, представленные на регистрацию кандидата Камнева А.В. аналогичны документам, представленным в ТИК Наро-Фоминского района Краснощековым А.М., которые были представлены представителями ТИК Наро-Фоминского района и обозревались судом и лицами, участвующими в деле, в судебном заседании. Так, Краснощековым А.М., также как и Камневым А.В. в ТИК представлены копии страниц паспорта на двух листах и копия диплома без приложений, не удостоверенные нотариально. Представленная копия устава политической партии «ЛДПР», также как и копия устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» датирована регистрацией устава 2008 г.

Предоставление в комиссию устава политической партии лично выдвинутым кандидатом законом не предусмотрено. В соответствии со ст. 26 Закона Московской области № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», устав политической партии может быть представлен в избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения. Ссылка заявителя на пункт 10 ст. 26 указанного закона в подтверждение обязанности кандидата представить заверенные копии документа, удостоверяющего личность, а также документов об образовании несостоятельна, так как в данном пункте речь идет о предоставлении документов уполномоченным представителем партии, а не кандидатом. Нотариально удостоверенная копия устава избирательного объединения предоставляется в комиссию, в соответствии с законом, также уполномоченным представителем партии, а не лично кандидатом. Такая копия устава партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в ТИК Наро-Фоминского района имеется. Предоставление в комиссию нотариально удостоверенных копий устава политической партии по каждому кандидату, выдвинутому этой политической партией, необязательно.

В подтверждение сведений о месте работы, занимаемой должности (роде занятий) кандидатом Камневым А.В. в ТИК представлена трудовая книжка заполненная самим индивидуальным предпринимателем Камневым А.В. с указанием ОГРНИП, в которой в сведениях о работе указано «индивидуальный предприниматель», в соответствии с законом. Трудовой кодекс РФ, гражданское законодательство РФ не содержит запрета индивидуальным предпринимателям заполнять трудовую книжку на самого себя. Достоверность сведений, внесенных в трудовую книжку Камнева А.В., факт того, что Камнев А.В. является индивидуальным предпринимателем, никем не оспорены.

Необходимость предоставления в ТИК всех копий листов паспорта в количестве 20 листов, а также приложений к диплому в целях выдвижения кандидата для участия в выборах законодательством не предусмотрена.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», ТИК Наро-Фоминского района уведомлена о выдвижении Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидата Камнева А.В. в установленном порядке, в ТИК представлены все необходимые и предусмотренные законом для этого документы.

Наличие исправлений в заявлении Камнева А.В. в ТИК Наро-Фоминского района в указании номера избирательного округа не является основанием для отказа в регистрации кандидата. Из содержания заявления понятно, что Камнев А.В дает свое согласий баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского района, на выборах 14 марта 2010 г. в порядке выдвижения местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Таким образом, доводы заявителя несостоятельны. Нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением, принципа равноправия при регистрации кандидатов, оснований для признания оспариваемого решения незаконным, отмены регистрации кандидата, предусмотренных ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не установлено.

Заявление о применение судом процессуального срока, установленного п. 2 ст. 260 ГПК РФ несостоятельно, так как, согласно штампу на конверте, заявление Краснощекова А.М. направлено в суд Дата обезличена г., то есть в установленный законом 10-дневный срок с даты принятия оспариваемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Краснощекова Александра Михайловича об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области от Дата обезличена г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 Камнева Александра Вячеславовича отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение пяти дней с даты принятия решения.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200