о защите избирательных прав



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В. при секретаре Кудрявцевой О.И., с участием прокурора Малышева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению Пихооя Евгения Робертовича о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Пихооя Е.Р. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района от Дата обезличена г. «О регистрации Баранова Александра Николаевича кандидатом на должность Главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области на досрочных выборах Дата обезличена г», признать недействительным решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от Дата обезличена г. Номер обезличен «О назначении досрочных выборов Главы Наро-Фоминского муниципального района». Исковые требования обоснованы тем, что Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от Дата обезличена г. № 67­-ФЗ устанавливается, что в соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию,... не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.». Аналогичное требование содержится в п. 4 ст.22 3акона московской области 03-101/2006 "О муниципальных выборах в Московской области"

Из представленных гражданином Барановым А.Н.на регистрацию документов, из Решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года «О досрочном прекращении полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района», опубликованного в спецвыпуске газеты «Основа» от Дата обезличена года, следует, что полномочия Главы Наро-Фоминского муниципального района Баранова были прекращены досрочно «В связи с изменением порядка формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в соответствии с п.l ч.4.ч.5 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации, во исполнение требований ст.36 указанного закона, а также в целях исключения одновременного исполнения полномочий председателя Совета депутатов и руководителя администрации Наро-Фоминского муниципального района». Изменение порядка формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района произошло в октябре 2009 года и досрочное прекращение полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района, соответственно, основано на правоотношениях, возникших в октябре 2009 года.

Из разъяснений, данных А.Н.Барановым на пресс-конференции, опубликованных в газете «Основа» Дата обезличена года на странице 3, следует, что «На внеочередном заседании Совета депутатов района, депутаты приняли решение о досрочном сложении полномочий Главы Наро­Фоминского муниципального района и назначили новые выборы», то есть, выборы были назначены в связи со сложением полномочий, отставкой по собственному желанию. О добровольном характере сложения полномочий говорит и тот факт, что Глава, как следует из разъяснения «Новые выборы как завершение реформы», опубликованного в спецвыпуске газеты «Основа» от Дата обезличена года рядом с решениями о прекращении полномочий и назначением выборов, сам обратился к депутатам с такой просьбой ( «-я прошу депутатов оперативно решить этот вопрос»).

Указание в решении Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличен на то, что выборы якобы назначены «В связи с досрочным прекращением полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района в соответствии с п.11.1 части 6 ст.36 ФЗ № 131 -ФЗ, не соответствует закону, фактическим обстоятельствам дела.

Выборы не могли быть назначены в связи с досрочным прекращением полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района в соответствии с п.11.1 части 6 ст. 36 131-ФЗ потому, что:

1. в решении Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года «О досрочном прекращении полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района» не указано, что полномочия Главы Наро-Фоминского муниципального района Баранова А.Н. прекращены в соответствии с п.11.1 части 6 ст.36 131 -ФЗ.

2. в решении Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года «О досрочном прекращении полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района» указано, что полномочия Главы Наро-Фоминского муниципального района Баранова были прекращены досрочно «В связи с изменением порядка формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района». Изменение порядка формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района произошло в октябре 2009 года. На момент изменения порядка формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района пункта 11.1 части 6 ст.36 в 131-ФЗ не существовало. Пункт 11.1 части 6 ст.36 был Федерального закона № 131-ФЗ был введен Федеральным законом от Дата обезличена г. и вступил в силу с Дата обезличена г. Закон обратной силы не имеет и его действие не может распространяться на правоотношения, возникшие до его вступления в силу

3. после вступления в силу пункта 11.1. части 6 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ, то есть после 01.01.2010 г. порядок формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района не изменялся.

Следовательно, указание в оспариваемом решении Совета депутатов о том, что выборы назначена в связи с досрочным прекращением полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района в соответствии с п. 11.1 части 6 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ, не имеет правовой основы, не соответствует закону и не может применяться.. Значит, полномочия Главы Наро-Фоминского района Баранова А.Н., по утверждению заявителя, были прекращены в связи с добровольным сложением полномочий по собственному желанию, досрочные выборы были назначены в связи с добровольным сложением полномочий и Баранов А.Н. не мог быть выдвинут кандидатов на этих выборах и решение о его выдвижении и регистрации в качестве кандидата на должность Главы Наро-Фоминского района незаконны.

Баранов А.Н., по мнению заявителя, не имел права подписывать оспариваемое решение Совета депутатов Номер обезличен, так как на момент подписания не являлся Главой района и председателем Совета депутатов, полномочия его на момент подписания решения Совета депутатов были прекращены.

Заявитель, представители заявителя по устному ходатайству в судебном заседании заявление поддержали. Пихооя Е.Р. в судебном заседании пояснил, что оспариваемыми решениями нарушены его избирательные права как зарегистрированного кандидата на должность Главы Наро-Фоминского района, так как незаконная регистрация в качестве кандидата на выборную должность Баранова А.Н. нарушает его право быть избранным.

Председатель Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района в судебном заседании против требований заявителя возражал, считая их необоснованными, представил письменный отзыв.

Представители Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, представили письменный отзыв.

Баранов А.Н. в судебном заседании отсутствовал, просил рассмотреть дело в отсутствие.

Прокурор в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражал.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ, избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. Избирательные права граждан – конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральными законами.

В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

На основании решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области Номер обезличен от Дата обезличена г. «О досрочном прекращении полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района» прекращены досрочно полномочия Главы Наро-Фоминского муниципального района, возглавлявшего Администрацию Наро-Фоминского муниципального района, в связи с изменением порядка формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во исполнение требований ст. 36 указанного закона, а также в целях исключения одновременного исполнения полномочий председателя Совета депутатов и руководителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района л.д. 28).

На основании решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области Номер обезличен от Дата обезличена г. «О назначении досрочных выборов Главы Наро-Фоминского муниципального района» в связи с досрочным прекращением полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района в соответствии с п. 11.1 части 6 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. назначены досрочные выборы Главы наро-Фоминского муниципального района по единому избирательному округу, включающему всю территорию Наро-Фоминского муниципального района на единый день голосования – воскресенье Дата обезличена г. л.д. 26). Пунктом 2 решения установлено, что с момента избрания на муниципальных выборах Глава Наро-Фоминского муниципального района входит в состав Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.

На основании решения Совета депутатов Номер обезличен постановлением Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области Номер обезличен от Дата обезличена г. прекращены досрочно полномочия Главы Наро-Фоминского муниципального района.

Решением ТИК Наро-Фоминского района Номер обезличен от Дата обезличена г. Баранов Александр Николаевич зарегистрирован кандидатом на должность Главы Наро-Фоминского муниципального района на выборах Дата обезличена г. л.д. 27).

Заявитель Пихооя Е.Р. также является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Наро-Фоминского муниципального района на выборах Дата обезличена г., что подтверждено удостоверением л.д. 9).

В соответствии со ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию, не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, в том числе, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Пунктом 6 ст. 36 названного закона предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае, в том числе:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;…

11.1) изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона;

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ).

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (п. 8 ст. 36).

Таким образом, законом установлена невозможность одновременного исполнения Главой муниципального образования полномочий Главы местной администрации и председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования представительного органа муниципального образования Наро-Фоминский район в соответствии с частью 5 ст. 35 указанного Федерального закона № 131-ФЗ изменился в октябре 2009 г., что подтверждено сторонами в судебном заседании. Пункт 11.1 части 6 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ введен в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и является самостоятельным основанием досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования наряду с отставкой по собственному желанию.

Как указано в решении Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области Номер обезличен от Дата обезличена г. «О досрочном прекращении полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района» полномочия Главы Наро-Фоминского муниципального района, возглавляющего Администрацию Наро-Фоминского муниципального района, прекращены досрочно в связи с изменением порядка формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть по п. 11.1 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ, а не в связи с отставкой по собственному желанию, как указывает заявитель в своем заявлении. Отсутствие в решении Совета депутатов указания на п. 11.1 не влечет за собой изменение формулировки досрочного прекращения на «отставка по собственному желанию». «Отставка по собственному желанию» в решении Совета депутатов не указана в качестве основания прекращения полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района. Доводы заявителя о том, что прекращение полномочий Главы Наро-Фоминского района Баранова А.Н. в данном конкретном случае следует считать отставкой по собственному желанию надуманы. Ни в одном из указанных решений Совета депутатов Наро-Фоминского района, ни в постановлении Администрации Наро-Фоминского района, ни в трудовой книжке Баранова А.Н. нет записи об отставке по собственному желанию.

Что касается пункта 2 указанного решения, то он в точном соответствии воспроизводит статью 36 ФЗ № 131-ФЗ, а также п. 7 ст. 26 Устава Наро-Фоминского муниципального района Московской области, а не изменяет структуру и полномочия органов местного самоуправления, а не изменяет структуру и полномочия органов местного самоуправления, как указывает заявитель. Данный пункт не нарушает прав заявителя как зарегистрированного кандидата на должность Главы Наро-Фоминского района, поскольку соответствует Уставу Наро-Фоминского района, требованиям закона, регистрация заявителя в качестве кандидата на должность Главы Наро-Фоминского муниципального района была осуществлена на основании оспариваемого заявителем решения.

Значит, досрочные выборы Главы Наро-Фоминского муниципального района назначены решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен, в соответствии с действующим законодательством. Довод заявителя о том, что пункт 11.1 введен в действие после изменения порядка формирования представительного органа Наро-Фоминского муниципального района и не может в данном конкретном случае распространяться на возникшие до его принятия правоотношения, суд считает несостоятельными. Полномочия Главы Наро-Фомиского района были прекращены в силу требований закона в целях приведения деятельности и полномочий Главы Наро-Фоминского муниципального района в соответствие с требованиями закона.

Статьей 10 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Согласно пункту 7 указанной статьи, решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Таким образом, оспариваемое заявителем решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен соответствует закону, оснований для признания его недействительным не установлено. Решение Совета депутатов подписано уполномоченным на то лицом, поскольку, в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, днем увольнения считается последний день работы. Дата обезличена г. являлся последним днем работы Баранова А.Н. в должности Главы Наро-Фоминского района.

Кроме того, оспариваемое решение Совета депутатов Наро-Фоминского района не нарушает избирательных прав заявителя как кандидата на должность Главы Наро-Фоминского района. Ведь именно на основании оспариваемого решения Пихооя Е.Р. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Наро-Фоминского района.

Доводы заявителя о том, что решение ТИК Наро-Фоминского района о регистрации Баранова А.Н. в качестве кандидата на должность Главы Наро-Фоминского района было принято в нарушение требований закона несостоятельны. Нарушений п. 6 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также на п. 4 ст. 22 Закона Московской области № ОЗ-101/2006 «О муниципальных выборах в Московской области» оспариваемым решением не установлено. Регистрация кандидата осуществлена в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 251-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Пихооя Евгения Робертовича о защите избирательных прав признать необоснованным.

В удовлетворении требований заявления об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района от Дата обезличена г. «О регистрации Баранова Александра Николаевича кандидатом на должность Главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области на досрочных выборах Дата обезличена г», признании недействительным решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от Дата обезличена г. Номер обезличен «О назначении досрочных выборов Главы Наро-Фоминского муниципального района» отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение пяти дней с даты принятия решения в окончательной форме.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200