РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2010 года г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Кулюкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-666/10 по заявлению Сенченкова Петра Ильича, Сенченковой Надежды Ивановны, Сенченковой Марины Петровны, Сенченкова Артема Петровича об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Сенченковы обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) начальника Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района, начальника Наро-Фоминского Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области, в котором просят признать незаконными действия ответчиков, выразившиеся в отказе ответчиков в регистрации заявителей по месту жительства в квартире Номер обезличен ... по ... ... ..., занимаемой ими по договору найма служебного жилого помещения, и обязать ответчиков оформить необходимые документы для регистрации заявителей семьи по месту жительства, зарегистрировать заявителя и членов его семьи по месту жительства в указанном жилом помещении. Заявление обосновано тем, что истцы являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма. Наро-Фоминская КЭЧ не оформляет документы для регистрации истцов по месту жительства, требует нотариально заверенное обязательство о сдаче ранее занимаемой жилой площади Наро-Фоминской КЭЧ. ОУФМС не регистрирует истцов по месту жительства пока Наро-Фоминская КЭЧ не представит все документы.
Заявитель Сенченкова Н.И. в судебном заседании заявление поддержала, иные истцы в судебном заседании отсутствовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители Наро-Фоминской КЭЧ, Наро-Фоминского ОУФМС России по Московской области, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовали.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявление обоснованным, требования – подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Истцы Сенченковы являются нанимателями служебного жилого помещения – квартиры Номер обезличен ... по ... ... ... по договору социального найма жилого помещения от Дата обезличена г. л.д. 15-17).
Истцы обращались к начальнику Наро-Фоминской КЭЧ района с заявлением о разрешении регистрации по месту жительства по указанному адресу. В ответе от Дата обезличена г. на заявление ФИО3 отказано в регистрации по месту жительства с указанием, что для этого необходимо нотариально заверенное обязательство о сдаче жилой площади л.д. 24). Согласно ответу от Дата обезличена г. Номер обезличен начальника Наро-Фоминского ОУФМС России по Московской области, регистрация по месту жительства не осуществляется в связи с не предоставлением Наро-Фоминской КЭЧ необходимых для этого документов л.д. 23). Заявители считаит, что права их нарушены, поэтому оспаривает отказ в регистрации по месту жительства.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и ФИО7ым Судом
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ ( Постановление Номер обезличенП от Дата обезличена г.), уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых и т.п.), а также иное жилое помещение.
Квартира является предоставлена заявителям для постоянного проживания, является местом проживания семьи Сенченковых, поэтому отказ в регистрации по месту жительства заявителей по указанному адресу не соответствует законодательству РФ, нарушает права граждан.
Регистрация по месту жительства граждан в Наро-Фоминском районе осуществляется Наро-Фоминским ОУФМС по Московской области, возглавляемом начальником.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Сенченкова Петра Ильича, Сенченковой Надежды Ивановны, Сенченковой Марины Петровны, Сенченкова Артема Петровича об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц признать обоснованным.
Обязать начальника Наро-Фоминской КЭЧ района представить в Наро-Фоминский отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области необходимые документы для регистрации Сенченкова Петра Ильича, Сенченковой Надежды Ивановны, Сенченковой Марины Петровны, Сенченкова Артема Петровича по месту жительства в жилом помещении – квартире Номер обезличен ... по ... ... ..., выдать разрешение на регистрацию по месту жительства с оформлением необходимых документов.
Обязать Наро-Фоминский отдел Управления Федеральной миграционной службы России по ... зарегистрировать Сенченкова Петра Ильича, Сенченкову Надежду Ивановну, Сенченкову Марину Петровну, Сенченкова Артема Петровича по месту жительства в жилом помещении – квартире Номер обезличен ... по ... ... ... после предоставления документов на регистрацию в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Судья