РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2010 года г. Наро-Фоминск г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Кулюкиной О.С., с участием прокурора Финютиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1400/10 по заявлению Савостьянова Николая Михайловича о признании недействительным нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Савостьянов Н.М. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «Об утверждении размера платы за жилое помещение для населения Наро-Фоминского муниципального района». Заявление обосновано тем, что оспариваемое решение подписано неуполномоченным лицом, так как на момент принятия и подписания оспариваемого решения Глава Наро-Фоминского муниципального района не имел полномочий председателя Совета, а возглавлял Администрацию Наро-Фоминского района, следовательно, Глава района не имел полномочий подписывать решение. По утверждению заявителя, решение принято нелигитимным Советом депутатов, так как в соответствии с п. 5 ст. 35 ФЗ-131 «день начала работы данного органа, сформированного в порядке, установленном пунктом 1 части 4 статьи 35 131-ФЗ, не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи», то есть не может быть ранее марта 2012 года, Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 5 ст. 35 в редакции на Дата обезличена г.) на момент формирования Совета депутатов Наро-Фоминского района запрещал изменять порядок формирования представительного органа муниципального района ранее 2 лет со дня начала работы сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 представительного органа муниципального района. Установленный пунктом 2 части 4 статьи 35 порядок формирования представительного органа муниципального района может быть изменен в порядке, установленном абзацем вторым настоящей части. не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 представительного органа муниципального района, то есть в данном случае это март 2010 года.
На момент принятия оспариваемого решения Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района не имел полномочий принимать решение об утверждении размера платы за жилое помещение для населения, так как полномочия Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск, принявшего решение Номер обезличен от Дата обезличена г. «О порядке установления тарифов за жилищно-коммунальные услуги», истекли в середине октября 2009 г. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ для передачи полномочий по установлению тарифов по оплате за жилое помещение должно быть заключено соглашение о передаче полномочий. На момент принятия оспариваемого решения такого соглашения между Советом депутатов г.п. Наро-Фоминск, избранным на выборах Дата обезличена г. и Советом депутатов Наро-Фоминского района, не было и на это соглашение нет ссылки в оспариваемом решении. В соответствии с решением Совета депутатов г.п. Наро-Фоминск Номер обезличен «О порядке установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги» от Дата обезличена г., на территории г.п. Наро-Фоминск определялись решением Совета депутатов Наро-Фоминского района тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а не размер платы за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт помещения, капитальный ремонт многоквартирного дома.
Оспариваемое решение устанавливает тарифы на территории г.п. Наро-Фоминск, единые для всех поселений, средние для всех поселений района и для всех обслуживающих предприятий, в результате чего, заявитель, по его мнению, вынужден оплачивать не стоимость работ обслуживающей его дом организации МУП «Жилсервис», но и затраты других обслуживающих жилищный фонд организаций, находящихся в других поселениях. Совет депутатов не исследовал обоснованность тарифов организаций, а просто утвердил не предложенные предприятиями, а установленные тарифной комиссией тарифы.
Оспариваемое решение, по утверждению заявителя, нарушает его права потребителя, права на местное самоуправление, противоречит закону.
Заявитель в судебном заседании заявление поддержал.
Представители Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Прокурор в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражал.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, суд считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статья 251 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги (статья 154 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 156 Жилищного кодекса РФ установлен состав и порядок установления размера платы за жилое помещение. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, как рассчитывается и устанавливается размер платы за коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявитель Савостьянов Н.М. является жителем г. Наро-Фоминск.
Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от 27.11. 2009 г. утверждены и введены в действие с Дата обезличена г. размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) л.д. 14-16). Согласно тексту решения, оно принято на основании Жилищного кодекса РФ, постановления ФИО5от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», а также решений Советов депутатов поселений ..., в том числе городского поселения Наро-Фоминск, о порядке установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Решение подписано Главой ....
В соответствии со ст. 36 Федерального закона Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию, не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, в том числе, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Полномочия Главы Наро-Фоминского муниципального района по подписанию нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов Наро-Фоминского муниципального района предусмотрены подпунктом 4 пункта 2 статьи 26 Устава Наро-Фоминского района в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения.
Значит, оспариваемое решение подписано уполномоченным лицом.
Статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в том числе полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Нелигитимность Совета депутатов Наро-Фоминского района не установлена, заявителем не представлено вступившего в законную силу судебного постановления или иного доказательства в подтверждение данного довода. Довод о нелигитимности действующего Совета депутатов не впервые приводится заявителем в обоснование своих требований. Данный довод указывался заявителем при обращении совместно с ФИО7 с заявлением в Московский областной суд с заявлением об определении срока назначения выборов депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области, что усматривается из определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.03.2010 г. по делу № 4-Г10-3. Указанным судебным постановлением установлено, что 30 октября 2009 г. Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области в новом составе был сформирован в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, в соответствии с Уставом муниципального образования.
Представленный заявителем ответ Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10.12.2009 г. не может служить допустимым доказательством нелигитимности Совета депутатов Наро-Фоминского района.
В подтверждение передачи полномочий органами местного самоуправления поселений Наро-Фоминского района, в том числе городского поселения Наро-Фоминск, представлены соглашения о передаче Наро-Фоминскому муниципальному району отдельных полномочий по решению некоторых вопросов местного значения от Дата обезличена г., ссылка на которые имеется в оспариваемом решении. Довод заявителя о том, что данные соглашения заключены неуполномоченными органами доказательствами не подтвержден, доказательств недействительности данных соглашений не представлено. Уставом Наро-Фоминского муниципального района предусмотрено право Администрации Наро-Фоминского района заключать договоры и соглашения от имени муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления по передаче отдельных полномочий закреплены в статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ.
Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «Об определении на территории Наро-Фоминского муниципального района порядка установления цен (тарифов) на оказываемые услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства…» утверждено Положение об определении на территории порядка установления цен (тарифов) на оказываемые услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно которому до установления цен (тарифов) определенный муниципальный орган осуществляет предварительную проверку обоснованности расчета и доступности цен (тарифов) и дает свое заключение органу местного самоуправления, уполномоченному утверждать эти цены (тарифы) (п. 3.4). Положением также установлено, что обоснованность тарифов и их расчетов должна быть подтверждена в случаях, установленных действующим законодательством, заключением независимой экспертизы (п. 2.2). Действующее законодательство РФ не содержит требования о проведении обязательной независимой экспертизы цен и тарифов за жилищно-коммунальные услуги до их утверждения. Таким образом, довод заявителя об обязательном проведении независимой экспертизы несостоятелен. Заключение тарифной комиссии Наро-Фоминского муниципального района, уполномоченного органа, от Дата обезличена г. об экономической обоснованности тарифов представлено. Отсутствие в данном заключении конкретных цифр не влечет его необоснованность.
Установление единых тарифов на территории всего Наро-Фоминского муниципального района не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, оспариваемое решение принято в установленном законом порядке, в соответствии с предусмотренной законом компетенцией, не нарушает прав и охраняемых заявителя.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района соответствует закону, оснований для признания его недействительным не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199, 245, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Савостьянова Николая Михайловича о признании недействительным нормативного правового акта признать не обоснованным.
В удовлетворении требований заявления о признании недействительным решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «Об утверждении размера платы за жилое помещение для населения Наро-Фоминского муниципального района» отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья