Дело Номер обезличен г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличенагода ...
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Зариповой Э.Р., при секретаре Полторак Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мягкова Олега Владимировича и Мягковой Натальи Михайловны в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Мягкова Игоря Олеговича к начальнику Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района, ОУФМС Наро-Фоминского УВД Московской области о признании незаконными отказа в оформлении документов на регистрацию по месту жительства, обязании предоставить документы на регистрацию, обязании зарегистрировать по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании незаконными отказа в оформлении документов на регистрацию по месту жительства, обязании предоставить документы на регистрацию, обязании зарегистрировать по месту жительства. Основанием для предъявления иска в суд послужил отказ в регистрации Мягкова О.В. и членов его семьи по месту жительства в квартире по адресу: ..., ..., ... ..., занимаемой им по договору найма служебного жилого помещения. Истцы просят обязать ответчиков не чинить препятствия в регистрации по месту жительства, оформлении необходимых документов, зарегистрировать заявителя и членов его семьи по месту жительства в указанном жилом помещении.
Мягков О.В, и Мягкова Н.М. в судебном заседании поддержали исковые требования. Представитель начальника Наро-Фоминской КЭЧ района в судебном заседании отсутствовал, извещен судебной повесткой о дне слушания дела, ходатайства об отложении в суд не представлено.
ОУФМС России УВД Наро-Фоминского района в судебном заседании отсутствовал, извещен судебной повесткой о дне слушания дела, ходатайства об отложении в суд не представлено.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения истцов, полагает требования обоснованными.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что Мягков О.В. - военнослужащий по контракту проходит службу в войсковой части Номер обезличен с Дата обезличена. Совместно с членами семьи - супругой Мягковой Натальей Михайловной и несовершеннолетним сыном Мягковым Игорем Олеговичем Дата обезличена. зарегистрированы постоянно при войсковой части, при прибытии на данное место службы жилое помещение не было предоставлено.
На основании выписки из решения жилищной комиссии в\ч Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличенаг. и списков распределения жилой площади, утвержденным начальником Нарофоминского гарнизона была предоставлена спорная квартира на семью по договору найма служебного жилого помещения на срок действия контракта до Дата обезличенаг. л.д.6). С этого времени семья вселилась в квартиру и проживает в ней постоянно. Согласно копии контракта о прохождении военной службы, вступившего в силу приказом командира 4 ОТБр Номер обезличен от Дата обезличенаг., Мягков О.В. заключил контракт на прохождение военной службы сроком на 5 лет л.д.8).
Мягков О.В. обратился к Начальнику КЭЧ района с просьбой зарегистрировать его с семьей постоянно, ему было отказано по тем основаниям, что жилое помещение предоставлено доля проживания на время прохождения военной службы. л.д.7)
В судебном заседании установлено, что в ОУФМС России в Наро-Фоминском районе истец и члены его семьи не обращались, официального ответа не получали.
Истцы считают, что их права нарушены, поэтому оспаривают отказ в регистрации по месту жительства.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ ( Постановление № 4-П от 02.02.1998 г.), уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых и т.п.), а также иное жилое помещение.
Квартира является служебной, предоставлена заявителю и его семье для проживания на период прохождения военной службы, является местом проживания семьи истца, поэтому отказ в регистрации по месту жительства по указанному адресу не соответствует законодательству РФ, нарушает права граждан.
После расторжения договора найма служебного жилого помещения и утраты права пользования жилым помещением, заявитель и члены его семьи будут сняты с регистрационного учета по месту жительства в установленном порядке.
Суд считает возможным удовлетворить исковые требования частично, поскольку доказательств обращения истца и (или) членов его семьи в ОУФМС России в Наро-Фоминском районе Московской области и получение отказа в регистрации суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:
Исковые требования Мягкова Олега Владимировича и Мягковой Натальи Михайловны в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Мягкова Игоря Олеговича к начальнику Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района, ОУФМС Наро-Фоминского УВД Московской области о признании незаконными отказа в оформлении документов на регистрацию по месту жительства, обязании предоставить документы на регистрацию, обязании зарегистрировать по месту жительства удовлетворить частично.
Обязать начальника Наро-Фоминской КЭЧ района выдать разрешение на регистрацию по месту жительства и необходимые документы для осуществления регистрации по месту жительства Мягкову Олегу Владимировичу и членам его семьи Мягковой Наталье Михайловне и несовершеннолетнему Мягкову Игорю Олеговичу в жилом помещении по адресу: ..., ... ... ....
В оставшейся части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней.
Судья: Э.Р.Зарипова