РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Кулюкиной О.С., с участием прокурора Фролова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1399/10 по заявлению Савостьянова Николая Михайловича о признании недействительным нормативного правового акта, приказа,
УСТАНОВИЛ:
Савостьянов Н.М. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействительными подпункт е подпункта 7 пункта 1 решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования - Наро-Фоминский муниципальный район», согласно которому пункт 14 статьи 25 Устава муниципального образования – Наро-Фоминский муниципальный район дополнен абзацем следующего содержания: «Досрочные выборы не проводятся в случае формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в соответствии с п. 3.1 настоящей статьи», приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ... Номер обезличенГР от Дата обезличена г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования». По утверждению заявителя указанное изменение в Устав Наро-Фоминского района и приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о государственной регистрации данного изменения прямо противоречат п. 18 ст. 35 Федерального закона Номер обезличенФЗ и абзацу 1 п. 14 ст. 25 Устава Наро-Фоминского муниципального района, согласно которым при досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, в обязательном порядке назначаются выборы. Оспариваемое решение, по мнению заявителя, нарушает права заявителя на местное самоуправление, в том числе, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
Оспариваемый приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о регистрации указанных изменений в Устав незаконен, по утверждению Савостьянова Н.М., по тем основаниям, что при проведении публичных слушаний в Дата обезличена г., как следует из публикации в газете «Основа», гражданином ФИО4 подавались предложения о противоречии действующему законодательству изменений в устав и о необходимости их отклонения, которые были проигнорированы Советом депутатов. При публикации проекта решения о публичных слушаниях по указанным изменениям в Устав не был опубликован установленный представительным органом порядок учета предложений по проекту нормативно правового акта о внесении изменений в устав, в нарушение п. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ. При проведении правовой экспертизы Управление юстиции обязано было проверить соблюдение процедуры принятия решения Совета депутатов, чего, по утверждению заявителя, не сделано, в нарушение Федерального закона № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», приказа Минюста РФ от 26.08.2005 г. № 147.Заявитель в судебном заседании заявление поддержал.
Представители Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, обосновывая свои возражения тем, что оспариваемые заявителем изменения в Устав Наро-Фоминского муниципального района соответствуют действующему законодательству, процедура принятия решения Совета депутатов и процедура государственной регистрации изменений в устав муниципального образования соблюдены, просили применить трехмесячный срок исковой давности к требованиям заявителя с момента публикации оспариваемого нормативного правового акта с отметкой о государственной регистрации изменений в устав.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в судебном заседании отсутствовал, представил письменный отзыв.
Прокурор в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражал.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, суд считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статья 251 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Савостьянов Н.М. просит признать недействительным в части подпункт е подпункта 7 пункта 1 решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района № 185/13 от 30.01.2009 г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования - Наро-Фоминский муниципальный район», согласно которому пункт 14 статьи 25 Устава муниципального образования – Наро-Фоминский муниципальный район дополнен абзацем следующего содержания: «Досрочные выборы не проводятся в случае формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в соответствии с п. 3.1 настоящей статьи» л.д. 16-25).
В соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального района: 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей, 2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом (п. 18 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ).
В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов (п. 19 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ).
Оспариваемым заявителем пунктом решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области Номер обезличен от Дата обезличена г. предусмотрено, что досрочные выборы не проводятся в случае формирования Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района по принципу представительства, что соответствует пп. 1 п. 4 и п. 19 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ.
Оспариваемым заявителем пунктом решения Совета депутатом не установлено, как трактует заявитель, что выборы не проводятся при досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального образования, избранного на муниципальных выборах.
Таким образом, доводы заявителя о противоречии оспариваемого пункта решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района законодательству и нарушении прав заявителя несостоятельны.
Довод заявителя о том, что при публикации решения о назначении публичных слушаний по проекту оспариваемого решения не опубликован порядок учета предложений по проекту решения, а также порядок участия граждан в его обсуждении опровергается опубликованным в газете «Основа» за Дата обезличена г. решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от Дата обезличена г. Номер обезличен «О назначении публичных слушаний по проекту решения»О внесении изменений в Устав муниципального образования – Наро-Фоминский район», порядке учета предложений и участия граждан в его обсуждении, которым назначены дата и место проведения публичных слушаний, утверждена комиссия для приема предложений от граждан и проведения публичных слушаний, установлен срок и порядок приема предложений.
Предложения гражданина ФИО4 были рассмотрены на публичных слушаниях Дата обезличена г., а также на заседании Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от Дата обезличена г., что подтверждено протоколом публичных слушаний от Дата обезличена г., протоколом Номер обезличен заседания Совета депутатов Наро-Фоминского района от Дата обезличена г. По результатам проведения публичных слушаний по проекту решения и рассмотрения поступивших предложений принято заключение, которое опубликовано в районной газете «Основа» от Дата обезличена г. и оспариваемое решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района.
Порядок государственной регистрации внесений изменений в устав муниципальных образований установлен Федеральным законом от Дата обезличена г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:
1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;
2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;
3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 3 ФЗ № 97-ФЗ).
Статьей 4 названного Федерального закона № 97-ФЗ установлен порядок принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования.
Заявителем не представлено доказательств нарушения установленного законом порядка государственной регистрации изменений в Устав муниципального образования –Наро-Фоминский муниципальный район. В подтверждение соблюдения порядка принятия решения о государственной регистрации изменений в Устав представлены заявление Главы Наро-Фоминского муниципального района о регистрации изменений в Устав от Дата обезличена г. с отметкой Управления Министерства юстиции РФ о принятии, заключение Управления Министерства юстиции РФ Номер обезличенГР от Дата обезличена г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования» л.д. 62-63), приказ Управления Министерства юстиции РФ о принятии, заключение Управления Министерства юстиции РФ Номер обезличенГР от Дата обезличена г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования» л.д. 60-61).
Все необходимые для принятия решения представительного органа местного самоуправления о внесении изменений в устав муниципального образования документы и государственной регистрации изменений в устав муниципального образования в суд представлены. Доводы заявителя несостоятельны, опровергаются представленными доказательствами.
Оснований для признания недействительным в части оспариваемого решения Совета депутатов Наро-Фоминского района, а также решения о государственной регистрации изменений в устав муниципального образования не установлено.
Предусмотренный статьей 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения с заявлением в суд распространятся на подачу заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, не применим при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199, 245-258, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Савостьянова Николая Михайловича о признании недействительным нормативного правового акта Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области, приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области признать не обоснованным.
В удовлетворении требований заявления о признании недействительными подпункта е подпункта 7 пункта 1 решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования - Наро-Фоминский муниципальный район», приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области Номер обезличенГР от Дата обезличена г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования» отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья