РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года ...
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Кулюкиной О.С., с участием прокурора Петрачонок И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1005/10 по заявлению Савостьянова Николая Михайловича, Корчагина Александра Ивановича о признании недействительными актов органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Савостьянов Н.М., Корчагин А.И. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать недействительным решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от Дата обезличена г. Номер обезличен от Дата обезличена г. «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района», Номер обезличен от Дата обезличена г. «Об избрании секретаря заседания…», Номер обезличен от Дата обезличена г. «О повестке дня первого заседания Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района пятого созыва». Заявление обосновано тем, что Дата обезличена состоялось первое заседание Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, сформированного по принципу делегирования. На нем были приняты решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, сформированного по принципу делегирования Дата обезличена года, опубликованные в газете «Основа» Дата обезличена года, в том числе, решение «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района» от Дата обезличена года Номер обезличен. Два решения (Номер обезличен Номер обезличен) не были опубликованы. Они незаконны, по утверждению заявителей, по следующим основаниям. Федеральный закон Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( п.5. ст. 35) запрещает формирование представительного органа муниципального района ранее 2-х лет со дня начала работы сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 представительного органа муниципального района. «Установленный пунктом 2 части 4 статьи 35 порядок формирования представительного органа муниципального района может быть изменен в порядке, установленном абзацем вторым настоящей части, не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 представительного органа муниципального района, в данном случае не ранее Дата обезличена года.
В соответствии с п. 5 ст. 35 ФЗ Номер обезличенФЗ, «день начала работы данного органа, сформированного в порядке, установленном пунктом 1 части 4 статьи 35 не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, то есть не может быть ранее Дата обезличена года и может наступить только в результате истечения срока полномочий, а не досрочного прекращения полномочий, по мнению заявителя.
В соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ-138 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», со дня приема судом первой инстанции жалобы гражданина, проживающего на территории муниципального образования,... поданных в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и до вступления решения суда в законную силу не допускается изменение устава, а также правового положения муниципального образования, органов местного самоуправления и выборных должностных лип местного самоуправления.
Нормативные правовые акты и решения, в том числе принятые на референдуме, противоречащие абзацу первому настоящего пункта, не имеют силы и не применяются.
Кроме того, решения Номер обезличен, Номер обезличен не были опубликованы.
Решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от Дата обезличена г. «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района», опубликованное в газете «Основа» Дата обезличена года подписано неправомочным лицом ФИО5, который на момент принятия этого решения не был председателем Совета депутатов и не мог быть, поскольку в соответствии с. п. 5 части 2 статьи 36 ФЗ Номер обезличенФЗ, Номер обезличен Устава ..., председателем Совета депутатов является ..., который подписывает решения Совета. ФИО5 не был избран в Совет депутатов района, а вошел туда по должности, что противоречит чт. Номер обезличен Устава .... Таким же образом в Совет депутатов ... вошли остальные 13 председателей Советов депутатов поселений, что, по мнению заявителей, подтверждает незаконность оспариваемого решения.
Оспариваемые решения, по утверждению заявителей, нарушают права заявителя на местное самоуправление, в том числе, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
Позже заявитель Савостьянов Н.М. уточнил заявление, дополнив его доводами следующего содержания. Решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от Дата обезличена года, «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, опубликованное в газете «Основа» Дата обезличена года, имеет пункт 2 нормативного характера. Между тем Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района не имеет полномочий своим решением определять, изменять, дополнять полномочия Главы муниципального образования ( ст.17 ФЗ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), Председателя Совета, изменять структуру органов местного самоуправления. Определение, изменение, дополнение полномочий Главы муниципального образования, Председателя Совета, изменение структуры органов местного самоуправления возможно только путем внесения изменений в Устав района, которым регулируются полномочия органов, должностных лиц местного самоуправления. ( п. 5 ч. l ст. 44 ФЗ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ). Изменения в Устав в обязательном порядке проходят процедуру публичных слушаний, должны быть зарегистрированы в Управлении юстиции по Московской области и вступают в силу после их регистрации и официальной публикации ( ч.4,6 ст.44, ст.28 ФЗ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»). Пункт 2 оспариваемого решения, устанавливающий полномочия органов местного самоуправления, принят по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня - оспариваемым решением о составе Совета, что влечет его недействительность.
Заявитель Савостьянов Н.М., являющийся также представителем представитель заявителя Корчагина А.И., в судебном заседании заявление поддержал, пояснил, что, по его мнению, Совет депутатов Наро-Фоминского района сформирован по принципу делегирования Администрацией Наро-Фоминского района, о чем свидетельствует сообщение начальника организационного отдела Администрации Наро-Фоминского района в газету «Основа» о повестке дня первого заседания Совета депутатов Дата обезличена г. Объявление о повестке дня опубликовано до делегирования полномочий поселениями. Суд признал недействительным пункт 3 решения Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск о дате первого заседания Совета депутатов Наро-Фоминского района, что свидетельствует о недействительности всех принятых Советами депутатов поселений аналогичных решений. Решения Совета депутатов поселений опубликованы Дата обезличена г., значит, по мнению заявителя, эти решения, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, вступили в силу только Дата обезличена г., на следующий день после опубликования. Оспариваемые решения, по утверждению заявителя, прекратило выборы в Совет депутатов Наро-Фоминского района и лишило заявителей права избирать и быть избранными в Совет депутатов Наро-Фоминского района.
Представители Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Прокурор в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражал.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, суд считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статья 251 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Совет депутатов сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского муниципального района в решении от Дата обезличена г. Номер обезличен выдвинул инициативу о формировании Совета депутатов Наро - Фоминского муниципального района из глав городских и сельских поселений, входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района и депутатов советов депутатов указанных поселений, избираемых Советами депутатов из своего состава в соответствии с равной, независимой от численности населения поселения нормой представительства, оформив ее в виде решения Совета депутатов.
Указанная инициатива поддержана Советами депутатов всех поселений, входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района.
Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. прекращены досрочно полномочия Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района четвертого созыва в связи с самороспуском.
Решения Советов депутатов поселений Наро-Фоминского муниципального района опубликованы в районной газете «Основа» Дата обезличена г. л.д. 61-69).
В соответствии с решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района» л.д. 26-29) на основании решений Советов депутатов поселений Наро-Фоминского муниципального района о выдвижении и поддержке инициативы формирования Совета депутатов Наро-Фоминского района по принципу делегирования, на основании решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О досрочном прекращении деятельности Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района четвертого созыва», пунктов Номер обезличен Устава Наро-Фоминского района установлено, что Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района формируется из глав городских и сельских поселений, входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района, избранных на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также депутатов Советов депутатов городских поселений, избранных Советами депутатов соответствующих поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства – по два депутата от каждого Совета депутатов поселения.
В соответствии с п.п. 7, 2 Устава Наро-Фоминского муниципального района при формировании Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района путем делегирования представителей органов местного самоуправления поселений Глава Наро-Фоминского муниципального района исполняет полномочия Председателя Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района и входит в его состав с правом решающего голоса, при этом не может одновременно исполнять полномочия главы Администрации Наро-Фоминского муниципального района.
Согласно решению, на период до вступления в должность вновь избранного Главы Наро-Фоминского муниципального района полномочия председателя Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района осуществляет председатель Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района из своего состава.
Пунктом 2 оспариваемого решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от Дата обезличена г. установлена численность депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района – 43 человека.
Пунктом 3 решения на основании решений Территориальной избирательной комиссии об определении результатов выборов глав поселений, решений Советов депутатов поселений о представителях Советов депутатов поселений в Совете депутатов Наро-Фоминского района утвержден состав Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района.
Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. избран секретарь первого заседания Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района.
Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. утверждена повестка дня первого заседания Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района пятого созыва л.д. 42).
Указанные решения Номер обезличен и Номер обезличен не являются нормативными правовыми актами, не подлежат обязательному опубликованию, касаются организационных вопросов проведения заседания Совета депутатов, не затрагивают и не нарушают прав и законных интересов заявителей. Поэтому нет оснований для их недействительности.
Сообщение о проведении первого заседания Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Дата обезличена г. и повестке дня было опубликовано в газете ... «Основа» Дата обезличена г. Публикация в газете осуществлена на основании обращения Администрации Наро-Фоминского района от Дата обезличена г. л.д. 40-41).
В соответствии со ст. 26 Устава Наро-Фоминского муниципального района в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, Глава Наро-Фоминского муниципального района является высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляет Администрацию Наро-Фоминского района, вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов района. Процедура созыва первого заседания Совета депутатов, сформированного по принципу делегирования, не предусмотрена законом. Поэтому решение организационных вопросов созыва первого заседания Совета депутатов Главой Наро-Фоминского района и Администрацией Наро-Фомиснкого района, органами местного самоуправления Наро-Фоминского района, не противоречит закону.
Структура органов местного самоуправления Наро-Фоминского муниципального района определена статьей 24 Устава Наро-Фоминского района. В неё входят Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района, Глава Наро-Фоминского муниципального района, Администрация Наро-Фоминского муниципального района.
Таким образом, структура органов местного самоуправления пунктом 2 указанного оспариваемого решения Номер обезличен не изменялась. Довод заявителя о превышении полномочий по изменению Устава Наро-Фоминского района несостоятелен.
Согласно ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от Дата обезличена г. в редакции, действовавшей на момент прекращения полномочий Совета депутатов Наро-Фоминского района четвертого созыва в связи с самороспуском, представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.
Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.
Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.
Установленный пунктом 2 части 4 настоящей статьи порядок формирования представительного органа муниципального района может быть изменен в порядке, установленном абзацем вторым настоящей части, не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи представительного органа муниципального района.
Согласно п. Номер обезличен Устава Наро-Фоминского муниципального района (в редакции на дату принятия оспариваемых решений) Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района может состоять из Глав городских и сельских поселений, избранных на муниципальных выборах на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также депутатов Советов депутатов городских и сельских поселений, избранных Советами депутатов, из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном федеральным законодательством.
В соответствии с п. Номер обезличен Устава Наро-Фоминского муниципального района досрочные выборы не проводятся в случае формирования Совета депутатов НароФоминского муниципального района в соответствии с п. Номер обезличен настоящей статьи.
Таким образом, учитывая наличие в Уставе указанных норм, а также инициативы, поддержанной всеми Советами депутатов поселений, входящих в состав Наро - Фоминского муниципального района, Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района сформирован из глав городских и сельских поселений, входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района и депутатов советов депутатов поселений, избираемых советами депутатов из своего состава в соответствии с равной, независимой от численности населения поселения нормой представительства. Довод заявителя о том, что формирование Совета депутатов по принципу делегирования не могло состояться до истечения года с даты выдвижения инициативы об этом необоснован, поскольку законом предусмотрено как условие поддержание инициативы формирования по принципу делегирования в течение года со дня выдвижения соответствующей инициативы, а не по истечению года. На момент самороспуска Совета выдвинутая Дата обезличена ... депутатов сельского поселения Веселёвское инициатива о формировании Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в порядке пункта 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, была поддержана всеми поселениями Наро-Фоминского муниципального района в течение года.
Таким образом, представительный орган Наро-Фоминского муниципального района сформирован и осуществляет свои полномочия в соответствии с Уставом муниципального образования. На момент прекращения полномочий Совета депутатов в Уставе муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район ... была закреплена возможность формирования Совета из глав городских и сельских поселений, избранных на муниципальных выборах на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также депутатов Советов депутатов соответствующих поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения нормой представительства (пункт Номер обезличен Устава).
Ссылки заявителей на установленное частью 5 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ требование о том, что порядок формирования представительного органа местного самоуправления, установленный пунктом 2 части 4 статьи 35 данного Федерального закона, мог быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа несостоятельны, поскольку, во первых, Совет депутатов Наро-Фомиснкого района четвертого созыва прекратил свои полномочия в связи с самороспуском, во-вторых, названный Федеральный закон в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ подобных ограничений не содержит. Указанные обстоятельства установлены также решением Московского областного суда от Дата обезличена г. по гражданскому делу по заявлениям Савостьянова Н.М. и Корчагина А.И. о назначении выборов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области л.д. 87-91), а также определением Верховного суда Российской Федерации от Дата обезличена г. по указанному гражданскому делу по кассационным жалобам Савостьянова Н.М. и Корчагина А.И.
Дата обезличена года состоялось первое заседание Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, сформированного по новому принципу, что подтверждается протоколом заседания Совета депутатов л.д. 31-39). На указанном заседании в соответствии с требованиями ст. 35 Федерального Закона от Дата обезличена г. Номер обезличен 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» приняты за основу изменения в Устав Наро-Фоминского муниципального района в части исключения норм, устанавливающих формирование Совета депутатов на муниципальных выборах.
Доводы заявителей о том, что на момент принятия оспариваемых решений депутаты, делегированные в Совет депутатов ..., были неуполномочены, поскольку решения Советов депутатов поселений опубликованы только Дата обезличена г., а, значит, вступили в силу только Дата обезличена г., также несостоятельны, поскольку, в силу статьи 40 п. 3 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию, не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, в том числе, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Таким образом, законом установлена невозможность одновременного исполнения Главой муниципального образования полномочий Главы местной администрации и председателя представительного органа муниципального образования.
Порядок формирования представительного органа муниципального образования Наро-Фоминский район в соответствии с частью 5 ст. 35 указанного Федерального закона № 131-ФЗ изменился в Дата обезличена г., пункт 11.1 части 6 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ о прекращении полномочий Главы муниципального образования в связи с изменением порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, введен в действие Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ.
Оспариваемые решения Совета депутатов Наро-Фоминского района подписаны председателем Совета депутатов Наро-Фоминского района ФИО5, избранным решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д. 30), что не противоречит законодательству.
Представленные заявителем решение Наро-Фоминского городского суда от Дата обезличена г. и решение Наро-Фоминского городского суда от Дата обезличена г. не влекут юридических последствий в целях признания недействительными оспариваемых в данном деле решений.
Доводы заявителей о том, что нарушены их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от Дата обезличена г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» несостоятельны. Порядок формирования органа местного самоуправления установлен Федеральным законом. Оспариваемые решения соответствуют закону, не нарушают права и законные интересы заявителей, оснований для признания их недействительными не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199, 245, 253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявления Савостьянова ФИО7, Корчагина ФИО8 о признании недействительными актов органа местного самоуправления признать не обоснованными.
В удовлетворении требований заявлений о признании недействительными решений Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района», Номер обезличен от Дата обезличена г. «Об избрании секретаря заседания…», Номер обезличен от Дата обезличена г. «О повестке дня первого заседания Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района пятого созыва» отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья