о признании недействительным нормативного акта



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года ...

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Кулюкиной О.С., с участием прокурора Петрачонок И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2400/10 по заявлению Савостьянова Н.М. о признании недействительным нормативного правового акта, приказа,

УСТАНОВИЛ:

Савостьянов Н.М. обратился в суд с заявлением, в котором просит, уточнив и дополнив основания заявления в судебном заседании, признать недействительными решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования - Наро-Фоминский муниципальный район», приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области Номер обезличенГР от Дата обезличена г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования». По утверждению заявителя указанные решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района и приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о государственной регистрации данного изменений незаконны по следующим основаниям.

При проведении правовой экспертизы оспариваемого решения Управление юстиции, по утверждению заявителя, обязано было проверить процедуру принятия решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района и правомочность Совета депутатов, принявшего оспариваемое решение, Управление юстиции не имело права регистрировать изменения в устав Муниципального образования – Наро-Фоминский муниципальный район», в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и Приказом Минюста РФ от 26.08.2005 г. № 147.

Оспариваемое решение, по утверждению заявителя, противоречит п. 3 ст. 6 ФЗ № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан в Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», так как заявителем Дата обезличена г. была подана жалоба в Московский областной суд в обеспечение конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Решение суда по жалобе в законную силу на момент принятия оспариваемого решения не вступило.

Предложения по изменению устава внесены, оспариваемое решение подписано неуполномоченным лицом, по мнению заявителя. В соответствии с законодательством РФ и Уставом Наро-Фоминского района (п. 7 ст. 26), и.о. Главы муниципального образования, являющийся к тому же и.о. главы Администрации района, не может вносить в Совет депутатов предложения о поправках и пересмотре положений Устава, об изменении структуры органов местного самоуправления и структуры Администрации района, подписывать решения Совета депутатов, сформированного по принципу делегирования, поскольку является Главой Администрации.

Оспариваемое решение Номер обезличен принято нелигитимным Советом депутатов, поскольку, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 4 статьи 35, п. 5 ст. 35 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прядок формирования представительного органа Наро-Фоминского муниципального района не мог быть изменен ранее марта 2010 года.

Оспариваемое решение, по мнению заявителя, нарушает права заявителя на местное самоуправление, в том числе, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Заявитель в судебном заседании заявление поддержал, указав дополнительные основания незаконности оспариваемых решения и приказа. По утверждению заявителя, Управление юстиции при проведении правовой экспертизы представленного для государственной регистрации изменений в устав решения не проверило полномочия Совета депутатов, принявшего решение, хотя решение было принято Советом депутатов, сформированным в нарушение закона, поскольку порядок формирования Совета депутатов Наро-Фоминского района не мог быть изменен ранее марта 2012 года.

Представители Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района в судебном заседании против удовлетворения требований заявления возражали, обосновывая свои возражения тем, что оспариваемые заявителем изменения в Устав Наро-Фоминского муниципального района соответствуют действующему законодательству, процедура принятия решения Совета депутатов и процедура государственной регистрации изменений в устав муниципального образования соблюдены.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в судебном заседании отсутствовал, представил письменный отзыв.

Прокурор в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражал.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, суд считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статья 251 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. внесены изменения в Устав муниципального образования – Наро-Фоминский муниципальный район. Указанный муниципальный правовой акт зарегистрирован Управлением Министерства юстиции по Московской области, опубликовано в газете «Основа» л.д. 9-12). Решение подписано и.о. главы Наро-Фоминского муниципального района. Проект указанного решения был опубликован, назначены и проведены публичные слушания в установленном порядке.

Статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции в установленном законом порядке.

Значит, решение Совета депутатов о внесении изменений в устав муниципального образования вступает в законную силу только после его государственной регистрации.

На момент принятия оспариваемого решения Совета депутатов Номер обезличен от Дата обезличена г. полномочия Главы Наро-Фоминского муниципального района досрочно прекращены, что подтверждено постановлением Администрации Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г., поэтому оспариваемое решение подписано исполняющим обязанности Главы Наро-Фоминского муниципального района – первым заместителем Главы администрации Наро-Фоминского района ФИО6, в соответствии с пунктом 8 статьи 26 Устава Наро-Фоминского муниципального района в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения.

Таким образом, оспариваемое решение было подписано уполномоченным, в соответствии с Уставом муниципального образования Наро-Фоминский муниципальный район, лицом.

Ссылка заявителя на установленное частью 5 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ требование о том, что порядок формирования представительного органа местного самоуправления, установленный пунктом 2 части 4 статьи 35 данного Федерального закона, мог быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа несостоятельны, поскольку названный Федеральный закон в редакции Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ подобных ограничений не содержит. Указанные обстоятельства установлены также решением ... суда от Дата обезличена г. по гражданскому делу по заявлениям Савостьянова Н.М. и ФИО7 о назначении выборов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района ..., а также определением Верховного суда Российской Федерации от Дата обезличена г. по указанному гражданскому делу по кассационным жалобам Савостьянова Н.М. и ФИО7 Таким образом, доказательств того, что принявший оспариваемое решение Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района сформирован в нарушение закона, нелигитимен и поэтому не мог принимать оспариваемое решение, не представлено. Доводы заявителя опровергнуты представленными в материалы дела письменными доказательствами.

Довод заявителя о незаконности оспариваемых решений в связи с подачей им жалобы в Московский областной суд на нарушение конституционных прав, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона Номер обезличенФЗ от Дата обезличена г. «Об обеспечении конституционных прав граждан в Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», несостоятелен. В удовлетворении заявления отказано, о чем представлены решение Московского областного суда от 10 декабря 2009 г. по гражданскому делу по заявлению Савостьянова Н.М. и ФИО7 о назначении выборов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района и определение Верховного суда Российской Федерации от Дата обезличена г. по делу Номер обезличенГ10-3.

Указанными судебными постановлениями установлено, что решением от Дата обезличена г. Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области досрочно прекратил полномочия в связи с самороспуском. При этом Совет признал целесообразным формирование нового состава Совета депутатов в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ. Дата обезличена ... депутатов Наро-Фоминского муниципального района в новом составе был сформирован в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ. Дата обезличена г. состоялось его первое заседание. Основания для назначения даты выборов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области отсутствуют, поскольку данный представительный орган сформирован в соответствии с Уставом муниципального образования и осуществляет свои полномочия. Доводы заявителей о нарушении при формировании Совета требований закона признаны судом несостоятельными, каких-либо нарушений прав заявителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления суд не установил.

В соответствии с ч.2. ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 указанного федерального закона (по принципу делегирования глав и депутатов советов депутатов поселений) исполняет полномочия его председателя.

На момент формирования Совета депутатов по принципу делегирования в Дата обезличена г. избранный на муниципальных выборах Глава Наро-Фоминского муниципального района ФИО8 в соответствии со ст. 26 Устава Наро-фоминского муниципального района возглавлял Администрацию Наро-Фоминского муниципального района. Учитывая, что срок полномочий избранного на 4 года главы истекал только в 2012 году, а в силу п. 4. ч. 2 ст. 36 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, указанные нормы закона № 131-ФЗ не могли вступить одновременно и для Главы и для совета депутатов. В связи с чем на момент принятия оспариваемого решения полномочия органов местного самоуправления определялись Уставом муниципального образования – Наро-Фоминский муниципальный район.

Представленный заявителем ответ Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен.Номер обезличен подтверждает неправомочности Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района, принявшего оспариваемое решение, является разъяснением законодательства, выражает лишь мнение, не содержит установленных обстоятельств.

Противоречия внесенных оспариваемым решением изменений в Устав муниципального образования – Наро-Фоминский муниципальный район Федеральному закону от Дата обезличена г. № 131-ФЗ «Об Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не установлено.

Ссылка заявителя о нарушении при принятии оспариваемого решения Совета Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 23.10.1996 г. № 138-ФЗ в нарушение его прав, также не состоятельна, поскольку сфера действия этого закона установлена в ст. 1. Ни одного из перечисленных в указанной статье случаев в момент принятия оспариваемого решения не существовало.

Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований и изменений в устав установлен Федеральным законом от Дата обезличена г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований". Согласно статье 3 указанного Федерального закона, устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:

1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

Все необходимые документы для государственной регистрации изменений в устав были представлены в Управление Министерства юстиции по Московской области, что подтверждено сопроводительным письмом и.о. главы Наро-Фоминского муниципального района ФИО6 о направлении пакета документов для государственной регистрации изменений в устав от Дата обезличена г. и описью документов от Дата обезличена г. с отметкой о принятии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

Проверка соответствия оспариваемого муниципального правового акта Совета депутатов муниципального образования «Наро-Фоминский муниципальный район» Номер обезличен на соответствие законодательству РФ была проведена, что подтверждено заключением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области Номер обезличенГР от Дата обезличена г., приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области Номер обезличенГР от Дата обезличена г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования». Заключение и оспариваемый приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области подписаны уполномоченным на то приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ... от Дата обезличена г. Номер обезличенк «О распределении обязанностей» лицом.

Таким образом, доводы заявителя о противоречии оспариваемого решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района законодательству и нарушении прав заявителя несостоятельны.

Оснований для признания недействительным оспариваемого решения Совета депутатов Наро-Фоминского района, а также решения о государственной регистрации изменений в устав муниципального образования не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199, 245-258, ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Савостьянова Н.М. о признании недействительным нормативного правового акта Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области, приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области признать не обоснованным.

В удовлетворении требований заявления о признании недействительными решения Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования - Наро-Фоминский муниципальный район», приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области Номер обезличенГР от Дата обезличена г. «О государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования» отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200