РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года ...
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Кулюкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3807/10 по заявлению Труфен А.И., Труфен Е.Е. об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Труфен обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) начальника Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района, начальника Наро-Фоминского Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области, в котором просят признать незаконными действия ответчиков, выразившиеся в отказе ответчиков в регистрации заявителей по месту жительства в квартире Номер обезличен ... по ... ... ..., занимаемой ими по договору найма служебного жилого помещения, и обязать ответчиков оформить необходимые документы для регистрации заявителей и членов их семьи по месту жительства, зарегистрировать заявителей и их несовершеннолетних детей по месту жительства в указанном жилом помещении. Заявление обосновано тем, что истцы являются нанимателями жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения. Наро-Фоминская КЭЧ не оформляет документы для регистрации истцов по месту жительства, утверждая, что они имеют право на регистрацию только по месту пребывания. ОУФМС не регистрирует истцов по месту жительства пока Наро-Фоминская КЭЧ не представит все документы.
Заявители в судебном заседании заявление поддержали.
Представитель Наро-Фоминской КЭЧ в судебном заседании осутствовал, просил рассмотреть дело в отсутствие. Представитель Наро-Фоминского ОУФМС России по Московской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявление обоснованным, требования – подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Истцы Труфен являются нанимателями служебного жилого помещения – квартиры Номер обезличен ... по ... ... ... по договору найма служебного жилого помещения от Дата обезличена г. Номер обезличен л.д. 9). Договор заключен на срок до Дата обезличена г.
Истцы обращались к начальнику Наро-Фоминской КЭЧ района с заявлением о разрешении регистрации по месту жительства по указанному адресу. Наро-Фоминская КЭЧ ходатайствовала о регистрации заявителей и их детей по месту пребывания л.д. 10). Заявители считают, что права их нарушены, поэтому оспаривают отказ в регистрации по месту жительства.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ ( Постановление № 4-П от 02.02.1998 г.), уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых и т.п.), а также иное жилое помещение.
Квартира предоставлена заявителям для проживания, является местом проживания семьи Труфен, поэтому отказ в регистрации по месту жительства заявителей по указанному адресу не соответствует законодательству РФ, нарушает права граждан. Они имеют право на регистрацию по месту жительства в указанном жилом помещении. По прекращению срока договора и утрате оснований пользования жилым помещением Труфен могут быть сняты с регистрационного учета по месту жительства в установленном законом порядке.
Регистрация по месту жительства граждан в Наро-Фоминском районе осуществляется Наро-Фоминским ОУФМС по Московской области, возглавляемом начальником. Однако, доказательств нарушения прав заявителей со стороны ОУФМС по Наро-Фоминскому району не представлено, они не обращались в ОУФМС по данному вопросу, поэтому оснований для признания незаконными действий ОУФМС по отказу в регистрации по месту жительства и возложения на ОУФМС обязанности зарегистрировать по месту жительства не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц признать обоснованным частично.
Обязать начальника Наро-Фоминской КЭЧ района представить в Наро-Фоминский отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области необходимые документы для регистрации Труфен А.И., Труфен Е.Е. и их несовершеннолетних детей по месту жительства в жилом помещении – квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ... ..., выдать разрешение на регистрацию по месту жительства с оформлением необходимых документов.
В удовлетворении требований к отделу по Наро-Фоминскому району Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Судья