РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе судьи Котельниковой Т.В. при секретаре Кулюкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5244/10 по иску Силаевой В.Д. к ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой», ОСАО «Ресо-Гарантия» о возмещении материального ущерба, взыскании компенсации морального вреда, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Силаева В.Д. обратилась в суд с иском к ответчику ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой», ОСАО «Ресо-Гарантия», в котором просит взыскать с ОСАО «Ресо-Гарантия» расходы на погребение и возмещение вреда в размере № рублей, взыскать с ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» компенсацию морального вреда в размере № рублей. Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на 32 км автодороги «Украина» произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса Икарус гос. № № под управлением мужа истца ФИО1, и автомашины КамАз гос. № № RUS под управлением ФИО5. В результате ДТП погиб муж истца ФИО1 Водитель автомашины КамАз ФИО4 на момент ДТП состоял в трудовых отношениях с ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой», которому на праве собственности принадлежала на момент ДТП автомашина КамАз. Гражданская ответственность ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» была застрахована в ОСАО «Ресо-Гарантия». В соответствии с законом страховщик обязан осуществить страховую выплату потерпевшему в целях возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу. В связи с гибелью мужа истец понесла расходы на погребение, поминальный обед, установку памятника, которые составили № рублей. По вине водителя Яблокова Г.В. истцу причинены в результате потери близкого человека физические и нравственные страдания, которые истец оценила в один миллион рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, обосновывая свои возражения отсутствием вины ЗАО в причинении истцу морального вреда, однако, выразил готовность ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» выплатить истцу компенсацию морального вреда в размере № рублей, пояснив, что ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» является правопреемником ООО «ИнгеоКомАвиастрой», ДТП произошло по вине ФИО5, являвшегося в момент ДТП работником ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой».
Представитель ОСАО «Ресо-Гарантия», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, просил рассмотреть дело в отсутствие.
Третье лицо Яблоков Г.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что виновен в совершении ДТП, но денежных средств у него на возмещение ущерба нет.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Факт ДТП, вина Яблокова Г.В. в ДТП, гибель в результате ДТП мужа истца ФИО7 подтверждены вступившим в законную силу приговором Наро-Фоминского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Истец ФИО3 гражданского иска в рамках уголовного дела не предъявляла. Приговором суда Яблоков Г.В. признан виновным в совершении преступления, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в колонии-поселении. В момент ДТП ФИО5 являлся работником ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой», управлял принадлежащим ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» транспортным средством марки КАМАЗ по заданию работодателя на основании путевого листа. Гражданская ответственность ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» на момент ДТП была застрахована в ОСАО «Ресо-Гарантия» по полису № № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 140-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 263, установлено, что размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в целях возмещения вреда, причиненного его здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:
135 тыс. рублей - лицам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
не более 25 тыс. рублей - на возмещение расходов на погребение лицам, понесшим эти расходы (п. 49).
Согласно ст. 1088 ГК РФ, в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.
Истец Силаева В.Д. являлась на момент ДТП инвалидом первой группы (л.д. 11), находилась на иждивении мужа, поэтому имеет право на возмещение вреда за смерть кормильца в размере № рублей. Однако, по ст. 196 ГПК РФ, согласно которой суд принимает решение в пределах предъявленных в суд требований, взысканию с ОСАО «Ресо-Гарантия» подлежит сумма № рублей, которая документально подтверждена истцом (л.д. 14-23).
В соответствии со ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изменениями от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Действительно, смертью мужа истцу причинены физические и нравственные страдания. Право на возмещение вреда у истца возникло. Однако, причинителем морального вреда (физических и нравственных страданий) является Яблоков Г.В., который несет полную ответственность за причинение морального вреда. Вины же ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» в причинении морального вреда не имеется. Поэтому суд полагает заявленную ко взысканию с ЗАО истцом сумму компенсации морального вреда завышенной. Суд считает разумным и справедливым взыскание с ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» в пользу истца компенсации морального вреда в размере № рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ЗАО «ИнгеоКомАвиастрой» в пользу Силаевой В.Д. компенсацию морального вреда в размере №) рублей.
Взыскать с ОСАО «РЕСО-Гарантия» в пользу Силаевой В.Д. в возмещение вреда сумму в размере № рублей 09 копеек.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья