Наро-Фоминский городской суд
Московской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-4958/10
г. Наро-Фоминск ДД.ММ.ГГГГ
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Заволодько Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Скалыги Юрия Васильевича к начальнику ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства
установил:
Скалыга Юрий Васильевич обратился в суд с заявлением к начальнику ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства.
Заявитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Считает отказ начальника ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района в регистрации по месту жительства незаконным, поскольку как военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, он имеет право на регистрацию по месту жительства, а не по месту пребывания. Просит обязать начальника ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района выдать ходатайство о регистрации по месту жительства.
Начальник ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между старшим прапорщиком Скалыга Ю.В. и Министерством обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт о прохождении военной службы в № на срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района и Скалыга Ю.В. заключен договор найма жилого помещения в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> №, <адрес>, <адрес>
Скалыга Ю.В. обратился в ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района с заявлением о регистрации по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу.
Письмом ФИО2-Фоминская КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в регистрации по месту жительства на том основании, что регистрация граждан по месту жительства осуществляется при предоставлении гражданам жилого помещения для постоянного проживания; в служебные жилые помещения, предоставленные на срок контракта (на период трудовых отношений) по договорам найма, регистрация производится по месту пребывания.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. ст. 1,2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Ограничения этого права с исчерпывающей полнотой установлены в ст. 8 данного Закона; ограничения могут быть введены в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Только эти ограничения могут служить основанием для разрешительной регистрации места пребывания и места жительства.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правил).
Согласно п. 3 раздела I Правил местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
В вышеуказанном жилом помещении Скалыга Ю.В. проживает постоянно. Следовательно, данное жилое помещение является местом жительства, а не местом пребывания Ю.В. Скалыги.
Согласно пунктам 23, 24, 70 раздела IV Правил регистрация военнослужащих осуществляется по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).
При регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина; документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенной копии.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Как следует из части первой статьи 6 указанного Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования Скалыги Юрия Васильевича к начальнику ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства подлежат удовлетворению.
В связи с чем, руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Скалыги Юрия Васильевича к начальнику ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района о признании незаконным отказа в регистрации гражданина по месту жительства признать обоснованным.
Обязать начальника ФГКЭУ Наро-Фоминская КЭЧ района выдать Скалыге Юрию Васильевичу документы, необходимые для регистрации его по месту жительства, в жилое помещение по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Козленкова