Решение об отказе в признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело № 2- 3151/2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Наро-Фоминск ДД.ММ.ГГГГ

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Зариповой Э.Р., при секретаре Оболонковой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарева Сергея Михайловича, Бондаревой Надежды Владимировны, Аркаевой Наталии Александровны к Наро-Фоминской КЭЧ района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Бондарев С.М., Бондарева Н.В., Аркаева Н.А. обратились в суд с иском к Наро-Фоминской КЭЧ района о признании права собственности на жилое помещение - квартиру № №, расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование иска истцы ссылаются на то, что не имеют возможности воспользоваться своим правом на приватизацию жилья, поскольку у Наро-Фоминской КЭЧ района отсутствует надлежаще оформленное право оперативного управления на жилой фонд.

Бондарева Н.В., и ее представитель поддерживают исковые требования и предъявленные письменные доводы по иску.

Бондарев С.М. и Аркаева Н.А., извещенные о дне слушания дела, в зале суда отсутствуют.

3 лицо — Администрация Наро-Фоминского района Московской области извещена о дне слушания дела, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Наро-Фоминской КЭЧ района извещен о дне слушания дела, в зале суда отсутствует.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав Бондареву Н.В., ее представителя, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Бондарев Сергей Михайлович на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, с членами семьи, состоящей из 3-х человек, заселен в квартиру № в доме № <адрес> /л.д.13/

Данный ордер выдан на основании решения жилищной комиссии в/ч 22040 (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ ) и Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ

Из содержания Постановления Главы Наро-Фоминского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что спорная квартира включена в разряд служебных. Сведений о том, что на момент рассмотрения дела жилое помещение исключено из разряда служебных, не имеется.

Представитель Бондаревой Н.В. в подтверждение исковых требований ссылается на Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. №, что после включения жилого помещения в разряд служебных, оно должно было быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости, а таких сведений не имеется. Кроме того, представитель обращает внимание суда на то, что Бондарев С.Н. является военным пенсионером, уволившимся из рядов Вооруженных Сил РФ в 2005 году, с выслугой - более 20 лет, и вправе приватизировать квартиру в которой он проживал на основании Федерального Закона «О статусе военнослужащих», поскольку не состоит на очереди как нуждающийся в получении жилья, не может быть выселен, жилое помещение находится не в закрытом городке.

На вопрос суда, истец Бондарева Н.В., ее представитель указали на то, что суд обязан принять решение на основе представленных документов и не заниматься сбором доказательств по своей инициативе, иных доказательств представлять не желают, и не считают необходимым.

В соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти жилые помещения в собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Таким образом, право на приватизацию жилых помещений, имеют граждане, которым выделено жилье по договору социального найма.

Согласно ответа Наро-Фоминской КЭЧ района /л.д.8/ она не возражает против передачи в собственность истца жилого помещения, однако, в настоящее время оформление документа не представляется возможным, в связи с тем, что у Наро-Фоминской КЭЧ отсутствует надлежащее оформление права оперативного управления на спорное жилое помещение.

Анализ представленных доказательств приводит к выводу о том, что на момент выдачи ордера от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение являлось служебным на основании Постановления Главы Наро-Фоминского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №. что отражено в самом ордере. На момент предоставления жилого помещения действовал Жилищный кодекс РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями), согласно ст. 47 которого, ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Истцами ордер и Постановление Главы Наро-Фоминского района Московской области от 17.03.2004 года №577, не оспаривается.

Ссылка истца Бондаревой Н.В. и его представителя на Постановление Правительства Российской Федерации о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не убедительна, поскольку в Положении о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденном указанным Постановлением, содержатся условия о порядке государственного учета жилищного фонда органами бюро технической инвентаризации и не содержит норм, предусматривающих возможность или не возможность признания права собственности в порядке приватизации на служебные жилые помещения.

Доводы истцов о том, что Бондарев С. Н.:

– является военным пенсионером, имеет право на приватизацию спорного жилого помещения, в связи с наличием двадцатилетней выслуги военной службы;

– на момент увольнения на очереди, как нуждающийся в получении жилого помещения не состоял, первый контракт Бондарев С.Н. заключил до 1998 года, а потому, он и его семья вправе приватизировать занимаемое ими жилое помещение, также не может быть принято судом, по следующим основаниям:

В силу ст. 15 п.1 абзац 3, 9,10 Федерального Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27мая1998года N76-ФЗ (с последующими изменениями)

«…Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях….

…Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ)

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

С принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2005 г., система обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпела существенные изменения.

Так, до 1 января 2005 г. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливал, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы жилые помещения за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепляемых за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанным лицам жилье предоставляется в государственных и муниципальных жилищных фондах социального использования по договору социального найма жилого помещения.

С 1 января 2005 г. Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусматривается, что всем указанным категориям военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок - на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Таким образом, государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих). Это положение распространяется на военнослужащих, которые стали нуждаться в жилых помещениях после 1 января 2005 г.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, принятием ЖК РФ и согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (далее - Вводный закон) все граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на этом учете (ст. 6). Указанным лицам жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, который значительно ограничивает круг лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, и исключает возможность его получения в первоочередном порядке, на чем более подробно остановимся ниже.

Следовательно, для военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с ЖК РФ (ст. 49), а ранее - Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд социального использования выделен для социально слабозащищенных слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный ("особый") статус в силу специфики их предназначения, например государственные служащие, военнослужащие (до 1 января 2005 г. согласно ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и другие лица, указанные в Законе.

Основания признания военнослужащих нуждающимися в бесплатном получении жилых помещений и порядок их учета в целом те же, что и для других граждан, но имеются отдельные особенности. Жилые помещения предоставляются военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях (ранее - улучшении жилищных условий). К ним относятся:

- те, кто вообще не имеет жилого помещения - бесквартирные, что особенно характерно для военнослужащих, вынужденных периодически менять место военной службы при ее прохождении. Согласно Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации они именуются "лицами, нуждающимися в получении жилых помещений".

(Утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.)

К "бесквартирным" относятся лица, не имеющие жилой площади на условиях бессрочного договора социального найма (заселение которой осуществляется по ордерам) в домах государственного и муниципального жилищного фондов как по месту службы, так и в другой местности. Не может считаться обеспеченным жилой площадью лицо, получившее право на ее заселение на основании срочного ордера (что предусматривается для отдельных категорий военнослужащих Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР 1977 г. N 75), а также пользующееся жилой площадью по договору коммерческого найма.

Не имеющими жилой площади для постоянного проживания являются также военнослужащие, проживающие в общежитиях, гостиницах, в служебных помещениях (имеющие право на предоставление жилых помещений постоянного пользования, на жилой площади, снимаемой в порядке поднайма, и на забронированной жилой площади;

К ним относятся военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, прослужившие не менее пяти лет (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

- лица, улучшающие жилищные условия (имеющие жилые помещения площадью менее установленных норм или неблагоустроенные и в других случаях).

Согласно Вводному закону все граждане, принятые на учет до 1 января 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на этом учете. Однако предоставление жилых помещений будет осуществляться в порядке, установленном ЖК РФ, а не ЖК РСФСР, т.е. не сохраняется прежний порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

В силу ст. 56 ГПК РФ 1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из представленных доказательств, на которых настаивают истцы, Бондарев Н.С. на учет как нуждающийся в жилом помещении не встал ни до 01.01.2005 года, ни после. Требований о выселении истцов из занимаемого жилого помещения, не заявляется. На момент рассмотрения дела, спорное жилое помещение является служебной, данных о том, что оно выведено из разряда служебных не имеется.

Между тем, согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22.08.2004 N 122-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, истец не лишен права на защиту жилищных прав путем предъявления иных требований.

Проанализировав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворении иска в соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года N 1541-1(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1;Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 01.05.1999 N 88-ФЗ,о т 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 26.11.2002 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 N 25-П, Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П)

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бондарева Сергея Михайловича, Бондаревой Надежды Владимировны, Аркаевой Наталии Александровны к Наро-Фоминской КЭЧ района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней, со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Э.Р. Зарипова

Копия верна

Судья

Секретарь

-32300: transport error - HTTP status code was not 200