об оспаривании действий



Дело 2-3907\10 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего: судьи Зариповой Э.Р., при секретаре Оболонковой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Барвет Нины Олеговны, Огиенко Александра Сергеевича, Барвет Риммы Владимировны, Даллакян Арсена Арсеновича об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ Барвет Нина Олеговна получила решение Наро-Фоминского городского суда Московской области по иску о признании незаконными: отказа в оформлении документов на регистрацию по месту жительства, обязании представить документы на регистрацию, обязании зарегистрировать по месту жительства.

После вынесения положительного решения суда по этому вопросу Барвет Нина Олеговна не стала регистрировать себя и членов своей семьи по причине сложных отношений, сложившихся в отношении мужа, Желонкина А.С. ДД.ММ.ГГГГ брак с ним был расторгнут, и в ДД.ММ.ГГГГ г. Барвет Нина Олеговна и Желонкин А.С. расстались окончательно.

ДД.ММ.ГГГГ Барвет Нина Олеговна вступила в брак с Огиенко А.С.

В жилищную комиссию в/ч № Барвет Нина Олеговна написала заявление с просьбой внесения изменений в договор найма служебного жилого помещения, а именно: в место Желонкина А.С. внести Огиенко А.С. ДД.ММ.ГГГГ выдана выписка из протокола заседания жилищной комиссии в/ч № за № на основании которой был изменён Договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ По прежнему решению суда регистрировать заявителя и ее семью Наро-Фоминская КЭЧ и Наро-Фоминская паспортно-визовая служба отказались по причине отсутствия в решении суда Огиенко А.С., и посоветовали снова обратиться в суд.

В настоящее время заявители просят зарегистрировать их по месту жительства.

В содержании письма начальника Наро-Фоминской КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.18/ выражено мнение об отсутствии прав заявителя на регистрацию по месту жительства.

В судебном заседании Барвет Н.О. поддержала требования. Огиенко А.С., Барвет Р.В., Даллакян А.А. просят рассмотреть требования в их отсутствие.

Наро-Фоминская КЭЧ района и Управление Федеральной миграционной службы извещены о дне слушания дела, представители в зале суда отсутствуют.

Суд, выслушав Барвет Н.О., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом

Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ ( Постановление № 4-П от 02.02.1998 г.), уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых и т.п.), а также иное жилое помещение.

После расторжения договора найма служебного жилого помещения и утраты права пользования жилым помещением, заявитель и члены его семьи будут сняты с регистрационного учета по месту жительства в установленном порядке.

Таким образом, требования Огиенко А.С. правомерны.

В то же время, решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, Наро-Фоминская КЭЧ района обязана предоставить документы начальнику Паспортно-визового отдела УВД Наро-Фоминского района для осуществления регистрации по месту жительства Барвет Р.В., Даллакян А.А. и Барвет Н.О., а паспортно-визовая служба УВД Наро-Фоминского района обязана зарегистрировать указанных лиц по месту жительства в жилом помещении – по адресу: <адрес> после предоставления документов на регистрацию в установленном порядке. Указанное решение суда вступило в законную силу, не отменено, а потому подлежит исполнению.

В связи с этим, по настоящему заявлению подлежит удовлетворению требования Огиенко А.С.

Производство по повторным требованиям Барвет Р.В., Даллакян А.А. и Барвет Н.О. подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Огиенко Александра Сергеевича, признать обоснованным.

Признать действия начальника Наро-Фоминской КЭЧ района по отказу в оформлении документов о регистрации по месту жительства Огиенко А.С. незаконными, обязать начальника Наро-Фоминской КЭЧ района предоставить документы начальнику Паспортно-визового отдела УВД Наро-Фоминского района для осуществления регистрации по месту жительства Огиенко А.С.

Обязать начальника Наро-Фоминской КЭЧ района выдать разрешение на регистрацию по месту жительства и необходимые документы для осуществления регистрации по месту жительства Огиенко А.С.,. в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Обязать паспортно-визовую службу УВД Наро-Фоминского района зарегистрировать Огиенко Александра Сергеевича по месту жительства в жилом помещении – адресу: <адрес>, после предоставления документов на регистрацию в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в 10 дней.

Судья: Зарипова Э.Р.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200