Дело № 2 -2791\2010 г.РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Нарофоминск
Нарофоминский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Зариповой Э.Р., при секретаре Оболонковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борзенкова Владимира Юрьевича, Борзенковой Натальи Алексеевны об обжаловании неправомерных действий должностных лиц,
Установил:
Борзенков В.Ю. и Борзенкова Н.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании неправомерных действий начальника Наро-Фоминской квартирно-эксплуатационной части района, просят:
Признать его отказ в оформлении документов о регистрации заявителей с несовершеннолетним ребенком ФИО6 по месту жительства незаконными
Обязать представить документы начальнику паспортно-визового отдела УВД Наро-Фоминского района для осуществления их регистрации по месту жительства с несовершеннолетним ребенком в жилом помещении по адресу: <адрес>,
обязать начальника ПВС Наро-Фоминского района после предоставления документов Наро-фоминской КЭЧ района зарегистрировать их с ребенком по указанному адресу.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителей, просивших рассмотреть дело в их отсутствие, представителей начальника Наро-Фоминской КЭЧ района, ПВС Наро-фоминского УВД, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд полагает требования частично подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявитель- прибыл для дальнейшего прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть № на должность заместителя командира танкового батальона по вооружению \л.д.19\.
ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения № на квартиру по указанному адресу для временного проживания в ней его и членов его семьи – супруги Борзенковой Н.А, и несовершеннолетнего сына 2002 г. рождения ФИО3 \л.д.17\.
ДД.ММ.ГГГГ Борзенков В.Ю. обратился к Начальнику КЭЧ района с просьбой зарегистрировать его с семьей постоянно, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано по тем основаниям, что жилое помещение предоставлено доля проживания на время прохождения военной службы \л.д.13, 14\.
Заявители считают, что их права нарушены и обратились с настоящим заявлением.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ ( Постановление № 4-П от 02.02.1998 г.), уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых и т.п.), а также иное жилое помещение.
Квартира является служебной, предоставлена заявителю и его семье для проживания на период прохождения военной службы, является местом проживания семьи заявителя, поэтому отказ в оформлении документов регистрации по месту жительства по указанному адресу не соответствует законодательству РФ, нарушает права граждан.
После расторжения договора найма служебного жилого помещения и утраты права пользования жилым помещением, заявитель и члены его семьи будут сняты с регистрационного учета по месту жительства в установленном порядке.
Вместе с тем, суд пришел к выводу о необоснованности требований к ПВС Наро-фоминского УВД, т.к. доказательств письменного обращения заявителем и нарушения его прав суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление удовлетворить частично.
Обязать начальника Наро-Фоминской КЭЧ выдать разрешение на регистрацию по месту жительства и необходимые документы для осуществления регистрации по месту жительства Борзенкова Владимира Юрьевича и Борзенковой Натальи Алексеевны с несовершеннолетним сыном ФИО3, 2002 г. рождения в жилом помещении по адресу: <адрес>,
В оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Э.Р.Зарипова