Дело 2- 207/11г.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ
Наро-Фоминский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Чепуриной Л.Н.
при секретаре – Ульяновой. С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Наро-Фоминского горпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Маяк», индивидуальному предпринимателю Ромашкиной Надежде Валентиновне. об обязании установления пандуса и поручней при входе в помещение парикмахерской по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л :
Наро-Фоминский горпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Маяк», индивидуальному предпринимателю Ромашкиной ФИО6. об обязании установления пандуса и поручней при входе в помещение парикмахерской по адресу: <адрес>.
В обоснование своего заявления ссылается на то, что Наро-Фоминской городской прокуратурой совместно с Наро-Фоминским Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.
Проверкой выявлены нарушения федерального законодательства, регламентирующего социальную защиту инвалидов, допущенные ОАО «Маяк», индивидуальным предпринимателем Ромашкиной Н.В.
Установлено, что ОАО «Маяк» принадлежит здание по адресу <адрес>, в котором располагается парикмахерская, являющаяся объектом бытового обслуживания населения., не оборудованное пандусом и поручнями при входе.
В судебном заседании представитель прокуратуры Петроченок И.И. поддержала заявление и прорсила суд удовлетворить его.
Представитель ОАО « Маяк» Алексеев Ю.П., действующий на основании нотариально удостверенной доверенности, с доводами заявления соголасился. Пояснил, что собстьвеник здания ОАОЛ «Маяк» обязуется установить пандусы, поручни в соотвеитствии с действующим законодательством и в установоленные судом сроки.
Представитель Наро-Фоминского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты Московской области Королёва Т.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявление и просила его удовлетворить.
Индивидуальный предприниматель Ромашкина Н.В. в судебное заседание не явилась по неизвестиной суду причине, хотя о дне слушания дела была уведомлена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственногс доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным у производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), г также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно статьи 1 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся:
- жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда;
- административные здания и сооружения государственных органов Московской области и органов местного самоуправления в Московской области;
- объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
- объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
- объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
- гостиницы, отели, иные места временного проживания;
- физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
- объекты и сооружения транспортного обслуживания населения: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
- станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
- почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
- производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
- тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
- прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади и другие объекты.
Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В силу положений статьи 2 Закона Московской области объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
- средствами визуальной и звуковой информации;
- специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
- звуковой сигнализацией у светофоров;
- телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
- санитарно-гигиеническими помещениями;
- пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
- пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта;
- специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, парков и других рекреационных зон;
- пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
-пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
В соответстьвии с актом проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что лестничный проем при входе в парикмахерскую, расположенную по адресу <адрес> не оснащен пандусом и поручнем для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов.( № что затрудняет либо делает невозможным беспрепятственный доступ инвалидов к объекту бытового обслуживания населения и нарушает их права на нормальные условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Количество инвалидов, которые могут воспользоваться услугами, оказываемые ответчиком, не поддается учету, поскольку ими могут воспользоваться не только проживающие в непосредственной близости инвалиды, но и другие инвалиды, количество которых постоянно меняется.
Способом защиты гражданских прав в данном случае в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании собственником здания по адресу: <адрес> является ОАО «Маяк», что подтверждается Уставом данного общества ( №) и письменными объяснениями генерального директора ФИО4 ( №), который обязался установить пандусы и поручни в соответствии с действующим законодательством ( №).
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязательства по установлению пандуса и поручней при входе в помещение парикмахерской по адресу: <адрес>. надлежит возложить на собственника указанного здания – ОАО «Маяк».
Установление пандуса и поручней должно быть установлено в соответствии с нормами СНиП 35-01-2001 Системы нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73.
В соответствии с указанными нормами СНиП 35-01-2001 « Лестницы и пандусы (п.п. 3.27 – 3.33)
3.27.Ширина марша лестниц, доступных МГН, должна быть, как правило, не менее 1,35 м. При расчетной ширине | марша лестницы 2,5 м и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни.
Все ступени в пределах марша должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема ступеней. Допускается изменять рисунок проступей нижних ступеней первого марша открытых лестниц.
3.28.Ширина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м, а высота подъема ступеней - не более 0,15 м. Уклоны лестниц должны быть не более 1:2.
Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не м 0,02 м.
3.29.Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.
3.30.Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120.
3.31.Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а так вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывай трости или ноги.
3.32.Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м. у лестниц - на высоте 0,9 м.
Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
3.33.На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил доля предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина - 0,01, высота- 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002 м.».
3.34.
Требования о возложении таких обязательств на арендатора – индивидуального предпринимателя Ромашкину Н.В. суд считает необоснованными, поскольку Ромашкина Н.В. является только арендатором и договором аренды части площади от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено производить какие –либо строительные работы.
Так, согласно п. 3.2.3 Договора аренды арендатор обязался не производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемых помещений без письменного согласия арендодателя.
Поэтому в части обязания ИП Ромашкину Н.В. установить пандус и поручни по указанному адресу, суд не находит оснований. В отношении указанного лица заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Маяк», в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, установить пандус и поручни при входе в помещение парикмахерской по адресу: <адрес> соответствии с нормами СНиП 35-01-2001.
В остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья