о признании права собственности на земельный участок



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Наро-Фоминский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Кудрявцевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Клещевой ФИО7 к Никулину ФИО8, Тарасовой ФИО9 о прекращении права собственности, признании договора дарения недействительным, признании права собственности на земельный участок,

у с т а н о в и л:

Истец Клещева А.В. обратилась в суд с иском к Никулину С.Я., Тарасовой Н.С., в котором просит прекратить право собственности Тарасовой Н.С. на <данные изъяты> долю в праве на земельный участок № <адрес>, признать за истцом право собственности на <данные изъяты> долю указанного земельного участка, признать договор дарения доли жилого <адрес> <адрес> между Никулиным С.Я. и Тарасовой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части дарения <данные изъяты> доли земельного участка. Исковые требования обоснованы тем, что указанный земельный участок принадлежал на праве собственности Никулину С.Я. на основании акта органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ г. ДД.ММ.ГГГГ Никулин С.Я. подарил Клещевой А.В. <данные изъяты> долю в праве на жилой дом, возведенный на этом земельном участке, однако, права собственности на земельный участок не передал, он остался в собственности Никулина С.Я. По утверждению истца, с передачей права собственности на <данные изъяты> долю дома к ней перешло в силу закона и право на <данные изъяты> долю в праве на земельный участок. В нарушение прав истца, Никулин С.Я. заключил с Тарасовой Н.С. оспариваемый договор дарения, передав Тарасовой Н.С. в собственности весь земельный участок при жилом доме. По мнению истца, данная сделки не соответствует закону и на основании ст. 167 ГК РФ недействительна.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчиков в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, утверждая, что Земельный кодекс РСФСР не запрещал отчуждения доли жилого дома без доли земельного участка, к истцу с переходом права на дом перешло лишь право пользования земельным участком, но не право собственности.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ Никулин С.Я. заключил с Клещевой А.В. договор дарения доли жилого дома, по которому передал в собственность Клещевой А.В<данные изъяты> долю в праве на жилой <адрес>. <адрес> (л.д. 9).

Земельный участок площадью № кв.м., на котором расположен жилой дом, принадлежал ФИО2 на праве собственности на основании постановления Главы администрации Ташировского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8).

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст.ст. 218, 235 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, уничтожении имущества.

Никулин С.Я., являясь собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, передал истцу в собственность на основании сделки дарения только <данные изъяты> долю в праве на жилой дом. Действовавший на момент совершения сделки дарения ДД.ММ.ГГГГ <адрес> кодекс РСФСР не запрещал отчуждения здания без земельного участка. По действовавшей тогда ст. 37 Земельного кодекса РСФСР с переходом права на строение к новому собственнику переходило право пользования соответствующей частью земельного участка. Таким образом, истец по заключенному с ней договору дарения имеет право на пользование земельным участком. Оснований для возникновения у истца на основании заключенной с ней сделки дарения доли жилого дома права собственности на земельный участок в силу ст. 218 ГК РФ не имеется.

Принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем строений введен Земельным кодексом РФ в 2001 г.

В соответствии со ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Являясь собственником земельного участка № <адрес> Московской и <данные изъяты> доли жилого дома, Никулин С.Я. заключил с Тарасовой Н.С. договор дарения земельного участка и доли жилого дома ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому передал <данные изъяты> долю в праве на жилой дом и право собственности на земельный участок Тарасовой Н.С. (л.д. 30-33). Оснований для признания указанной сделки недействительной не имеется, согласно ст.ст. 167-168 ГК РФ. Договор заключен собственником имущества, право которого не прекращено. Собственник в силу ст. 209 ГКРФ вправе распоряжаться своим имуществом.

Право собственности Тарасовой Н.С. на спорный земельный участок возникло на основании сделки в соответствии со ст. 235 ГК РФ не установлено.

Таким образом, исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Клещевой ФИО10 к Никулину ФИО11, Тарасовой ФИО12 ФИО13 о прекращении права собственности, признании договора дарения недействительным в части, признании права собственности на <данные изъяты> долю в праве на земельный участок № <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200