Дело № года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Зариповой Э.Р., при секретаре Шатуновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торяник Ирины Сергеевны в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Торяник Евгения Владимировича, Торяник Максима Владимировича к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Алабинская КЭЧ района", Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признания права пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Торяник И.С. обратилась в суд в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Торяник Евгения Владимировича, Торяник Максима Владимировича, с иском к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Алабинская КЭЧ района" Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признания права пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения и обязании заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование иска истец указал на то. что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. являлась военнослужащей. В период прохождения службы истцу предоставлена спорная квартира по договору найма служебного жилого помещения. В настоящее время истец уволена с военной службы. Поскольку истец не обеспечена жилым помещением, считает, что имеет право на заключение договора социального найма, на занимаемое ею, жилое помещение.
Дело рассмотрено в порядке заочного производства, в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела и с учетом мнения истца.
Представитель Управления опеки и попечительства извещен о дне слушания дела, в судебном заседании отсутствует.
В судебном заседании истец, представитель истцов поддержали исковые требования в полном объеме,
Суд выслушав истца, представителя истцов, исследовав псьменные материалы дела приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Торяник И.С. являлась военнослужащим, проходила военную службу по контракту до ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается данными из послужного списка /л.д.17-20/. Первый контракт истец заключил в ДД.ММ.ГГГГ г
На основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.10/ истцу и двум сыновьям предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.11/ заключенного между истцом и Алабинской КЭЧ района - на основании норм действующего законодательства и условий договора п. 1.1. указанного договора, п. 1.1. необходимо читать в новой редакции, а именно: По договору найма социального найма Наймодатель обязуется предоставить нанимателю в возмездное владение и пользование изолированное жилое помещение, от носящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны РФ.... В соответствии с п.4.1 указанного договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, все изменения, дополнения к настоящему договору, действительны, если они изложены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.
В силу решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.19/ Торяник И.С. выделено служебное жилое помещение по вышеуказанному адресу.
Истец уволена с военной службы по приказу от ДД.ММ.ГГГГ Исключена из списков личного состава ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ году истец обращалась с заявлением о предоставлении спорного жилого помещения в, в порядке приватизации, на что получила отказ /л.д.13-15/.
Согласно письменного заявления представителя Алабинской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ № - Торяник И.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья, в настоящее время обеспечена служебным жилым помещением. Данный факт не оспаривается истцом.
Согласно Плана распределения жилых помещений в домах-новостройках по адресу: М.о. <адрес> <адрес> заселяла Алабинская КЭЧ района. В договоре найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. п. 4.1, предусмотрено письменное изменение условий договора. В связи с получением гражданства и необходимостью регистрации по месту жительства, было составлено указанное дополнительное соглашение, которым супруг нанимателя Торяник В.В. был вписан в качестве члена семьи в указанный договор.
Согласно заявления начальника Алабинской КЭЧ района Абрамова Л.Г. квартирам в домах - новостройках № и № был придан статус "служебные", что утверждено начальником Московского квартирно-эксплуатационного управления Московского военного округа ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. 15 п.1 абзац 3, 9,10 Федерального Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27мая1998года N76-ФЗ (с последующими изменениями)
«…Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях….
…Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ)
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»
С принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2005 г., система обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпела существенные изменения.
Так, до 1 января 2005 г. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливал, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы жилые помещения за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепляемых за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанным лицам жилье предоставляется в государственных и муниципальных жилищных фондах социального использования по договору социального найма жилого помещения.
С 1 января 2005 г. Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусматривается, что всем указанным категориям военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок - на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Таким образом, государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих). Это положение распространяется на военнослужащих, которые стали нуждаться в жилых помещениях после 1 января 2005 г.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, принятием ЖК РФ и согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (далее - Вводный закон) все граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на этом учете (ст. 6). Указанным лицам жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, который значительно ограничивает круг лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, и исключает возможность его получения в первоочередном порядке.
Следовательно, для военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с ЖК РФ (ст. 49), а ранее - Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд социального использования выделен для социально слабозащищенных слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный ("особый") статус в силу специфики их предназначения, например государственные служащие, военнослужащие (до 1 января 2005 г. согласно ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и другие лица, указанные в Законе.
Основания признания военнослужащих нуждающимися в бесплатном получении жилых помещений и порядок их учета в целом те же, что и для других граждан, но имеются отдельные особенности. Жилые помещения предоставляются военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях (ранее - улучшении жилищных условий). К ним относятся:
- те, кто вообще не имеет жилого помещения - бесквартирные, что особенно характерно для военнослужащих, вынужденных периодически менять место военной службы при ее прохождении. Согласно Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации они именуются "лицами, нуждающимися в получении жилых помещений".
(Утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.)
К "бесквартирным" относятся лица, не имеющие жилой площади на условиях бессрочного договора социального найма (заселение которой осуществляется по ордерам) в домах государственного и муниципального жилищного фондов как по месту службы, так и в другой местности. Не может считаться обеспеченным жилой площадью лицо, получившее право на ее заселение на основании срочного ордера (что предусматривается для отдельных категорий военнослужащих Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР 1977 г. N 75), а также пользующееся жилой площадью по договору коммерческого найма.
Не имеющими жилой площади для постоянного проживания являются также военнослужащие, проживающие в общежитиях, гостиницах, в служебных помещениях (имеющие право на предоставление жилых помещений постоянного пользования, на жилой площади, снимаемой в порядке поднайма, и на забронированной жилой площади;
К ним относятся военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, прослужившие не менее пяти лет (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
- лица, улучшающие жилищные условия (имеющие жилые помещения площадью менее установленных норм или неблагоустроенные и в других случаях).
Согласно Вводному закону все граждане, принятые на учет до 1 января 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на этом учете. Однако предоставление жилых помещений будет осуществляться в порядке, установленном ЖК РФ, а не ЖК РСФСР, т.е. не сохраняется прежний порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений по договорам социального найма.
В силу ст. 56 ГПК РФ 1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22.08.2004 N 122-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, истец не лишен права на защиту жилищных прав путем предъявления иных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Торяник Ирины Сергеевны в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Торяник Евгения Владимировича, Торяник Максима Владимировича к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Алабинская КЭЧ района", Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признания права пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения и обязании заключить договор социального найма жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Э.Р. Зарипова