РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Анискиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-133/11 по заявлению Савостьянова Д.Н. об оспаривании действий (бездействия) Главы Наро-Фоминского района Московской области,УСТАНОВИЛ:
Савостьянов Д.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Главы Наро-Фоминского района Московской области, в котором просит признать действия (бездействие) ответчика неправомерными, нарушающими права инвалида на доступ к информации, обязать ответчика восстановить нарушенное право заявителя, предоставить возможность заявителю ознакомиться со списками очередников жилищной очереди (обычными и льготными) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на момент передачи дел в Администрацию г.п. Наро-Фоминск, а также с перепиской между Министерством ЖКХ <адрес> и Администрацией <адрес> по вопросу составления списков льготной очереди инвалидов, детей-инвалидов и семей, в которых есть дети-инвалиды, для предоставления субсидий на приобретение жилья, списками граждан, улучшивших жилищные условия (по всем видам найма, договорам купли-продажи) в ДД.ММ.ГГГГ годах. Заявление обосновано тем, что заявитель подал несколько заявлений ФИО2 Наро-Фоминского муниципального района о предоставлении информации. На первое не получил никакого ответа. На повторное заявление первый заместитель главы администрации Наро-Фоминского муниципального района ФИО6 не отказал в предоставлении информации, но сообщил недостоверную информацию, будто все списки, с которыми хотел ознакомиться заявитель, переданы в Администрацию городского поселения Наро-Фоминск. Однако, выяснилось, что там этих списков нет, в Администрацию городского поселения Наро-Фоминск документы не передавались. Кроме того, переписка по составлению списков инвалидов, детей-инвалидов и семей, в которых есть дети-инвалиды, между Министерством ЖКХ Московской области и Администрацией Наро-Фоминского района по вопросу составления списков льготной очереди для предоставления субсидий на приобретение жилья, в Администрацию городского поселения Наро-Фоминск передаваться не могла. На третье обращение (жалобу на неправомерные действия первого заместителя главы администрации Наро-Фоминского муниципального района ФИО6) ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя получил ответ, датированный ДД.ММ.ГГГГ за подписью председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района ФИО7. Заявителю, по его утверждению, неправомерно без ссылки на конкретные нормы законодательства РФ отказано в ознакомлении со списками очередников жилищной очереди (обычными и льготными) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на момент передачи дел в Администрацию г.п. Наро-Фоминск, а также с перепиской между Министерством ЖКХ <адрес> и Администрацией <адрес> по вопросу составления списков льготной очереди инвалидов, детей-инвалидов и семей, в которых есть дети-инвалиды, для предоставления субсидий на приобретение жилья, списками граждан, улучшивших жилищные условия (по всем видам найма, договорам купли-продажи) в 2002ДД.ММ.ГГГГ годах. При этом в ответе утверждается, будто заявитель требует ознакомиться с делами граждан, в том числе с информацией о семейном положении, имеющихся заболеваниях и т.д., которые не подлежат огласке. Данное утверждение, по мнению заявителя, неверно, заявитель не требовал ознакомления с делами граждан, и, тем более, конфиденциальной информацией о семейном положении или заболеваниях.
Неправомерным отказом в предоставлении информации были нарушены права инвалида на доступ к информации, в том числе, непосредственно затрагивающей заявителя, гарантированные ст. 14 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст.ст. 7, 8 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях, защите информации», а также ФЗ-59 «Об обращениях граждан».
Представитель Савостьянова Д.Н. по доверенности в судебном заседании требования поддержал.
Представитель Главы Наро-Фоминского района в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, представил письменный отзыв, пояснил, что полномочия по предоставлению списков очередников на получение жилых помещений у Главы Наро-Фоминского района отсутствуют, в настоящее время все списки и документы переданы в органы местного самоуправления поселений, заявитель не имеет права на получение указанной в заявлениях информации, так как в этих документах содержатся персональные данные, содержащие конфиденциальную информацию. Переписка, которую запрашивает заявитель, не затрагивает права инвалида, не относится к заявителю, не имеет отношения к Главе Наро-Фоминского муниципального района, поэтому заявитель не вправе её получать.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает заявление частично обоснованным, требования заявления - подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно Федеральному закону № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (ст. 5), при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Согласно ст. 9 названного Федерального закона № 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ст. 10).
Статьей 12 указанного Федерального закона установлен 30-дневный срок рассмотрения письменного обращения гражданина со дня регистрации письменного обращения.
В подтверждение обращения Савостьянова Д.Н. к Главе Наро-Фоминского района ДД.ММ.ГГГГ представлено заявление о предоставлении возможности ознакомиться со списками очередников на улучшение жилищных условий за ДД.ММ.ГГГГ г.г., а также со списками лиц, улучшивших жилищные условия в эти годы (л.д. 39). Однако, данное заявление не содержит данных о его направлении Главе Наро-Фоминского района, о его поступлении Главе района и регистрации. Согласно ответу Администрации Наро-Фоминского муниципального района, такого обращения в Администрации Наро-Фоминского района не зарегистрировано (л.д. 48-49). При отсутствии данных о поступлении заявления у органа местного самоуправления нет обязанности на него отвечать.
ДД.ММ.ГГГГ представитель Савостьянова Д.Н. по доверенности обратился с заявлением к ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил предоставить ему копию письма заместителя Министра ЖКХ <адрес> Горюнова, на которое сослался первый заместитель ФИО2 <адрес> ФИО6 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, и со всеми материалами по рассмотрению заявления ФИО5 (л.д. 38). В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление первый зам. ФИО2-<адрес> направил заявителю копии материалов, имеющих отношение к рассмотрению заявления, в том числе, запрос министру жилищно-коммунального хозяйства Правительства Московской области, ответ заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Правительства Московской области Горюнова, на просьбу об ознакомлении со списками граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также обеспеченных жильем в ДД.ММ.ГГГГ заявителю сообщено, что все материалы и документы граждан, состоявших на учете, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ г., Комитетом по управлению имуществом переданы Администрации городского поселения Наро-Фоминск ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Таким образом, заявителю дан полный ответ на все поставленные в обращении вопросы.
Довод заявителя о недостоверности изложенной в ответе информации не подтвержден доказательствами. В подтверждение передачи дел граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представлен акт приемки-передачи дел от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-78).
Согласно ответу Администрации городского поселения Наро-Фоминск, надлежащим образом заверенные списки очередников жилищной очереди и списки лиц, улучшивших жилищные условия в ДД.ММ.ГГГГ годах, в Администрацию городского поселения Наро-Фоминск в установленном порядке не передавались (л.д. 47).
ДД.ММ.ГГГГ Савостьянов Д.Н. в лице представителя снова обратился с заявлением к ФИО2 <адрес>, в котором после получения информации из Администрации городского поселения Наро-Фоминск об отсутствии там списков очередников, а также переписки, повторно просил предоставить ему возможность ознакомиться с перепиской между Министерством ЖКХ <адрес> и Администрацией <адрес> по вопросу составления списков льготной очереди инвалидов, детей-инвалидов и семей, в которых есть дети-инвалиды, для предоставления субсидий на приобретение жилья, списками граждан, улучшивших жилищные условия (по всем видам найма, договорам купли-продажи) в ДД.ММ.ГГГГ годах (вх. №) (л.д. 6).
На данное заявление заявителю Савостьянову Д.Н. в ответе от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района сообщено и разъяснено, что, в соответствии с законом, гражданин имеет право на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, запрашиваемые заявителем сведения не затрагивают непосредственно, прав и законных интересов заявителя, в делах, с которым желает ознакомиться заявитель, содержатся сведения конфиденциального характера, дела граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых посещениях, переданы по акту от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского поселения Наро-Фоминск (л.д. 7).
Таким образом, заявителю дан неполный ответ, не дан ответ по существу на его просьбу об ознакомлении со списками граждан, улучшивших жилищные условия в ДД.ММ.ГГГГ годах, а также перепиской между Министерством ЖКХ <адрес> и Администрацией <адрес>, в нарушение Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», согласно которому заявитель вправе получить полный ответ на все поставленные в обращении вопросы.
Доводы ответчика о том, что на сегодняшний момент Глава Наро-Фоминского муниципального района не возглавляет Администрацию Наро-Фоминского района и в его компетенцию не входит рассмотрение обращений граждан, подобных обращению заявителя, несостоятельны, поскольку обращения Савостьянова Д.Н. адресованы именно Главе Наро-Фоминского района, заявителю не разъясняли, что он обратился не к тому лицу. Кроме того, органы местного самоуправления района, в силу закона, взаимодействуют между собой. Нарушенное право заявителя подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Савостьянова Д.Н. признать обоснованным частично.
Признать незаконными действия (бездействие) Главы Наро-Фоминского муниципального района по предоставлению неполного ответа на обращение Савостьянова Д.Н.
Обязать Главу Наро-Фоминского муниципального района дать Савостьянову Д.Н. полный ответ по существу заявления Савостьянова Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № №), а именно, о предоставлении возможности ознакомиться с перепиской между Министерством ЖКХ Московской области и Администрацией Наро-Фоминского района по вопросу составления списков льготной очереди инвалидов, детей-инвалидов и семей, в которых есть дети-инвалиды, для предоставления субсидий на приобретение жилья, списками граждан, улучшивших жилищные условия (по всем видам найма, договорам купли-продажи) в ДД.ММ.ГГГГ годах.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья