о признании отказа незаконным



Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

г. Наро-Фоминск ДД.ММ.ГГГГ

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего: судьи Зариповой Э.Р., при секретаре Шатуновой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усовой Елены Юрьевны, Усова Алексея Сергеевича в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Усова Дмитрия Алексеевича к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению Наро-фоминская квартирно-эксплуатационная часть, Управлению Федеральной миграционной службе по Московской области о признании незаконным отказа в оформлении документов на регистрацию по месту жительства, обязании предоставить документы на регистрацию, обязании зарегистрировать по месту жительства,

Установил:

Истцы обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) начальника Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района, в котором просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в регистрации их и сына по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, занимаемой им по договору найма служебного жилого помещения, и обязать ответчика не чинить препятствия в регистрации по месту жительства, оформлении необходимых документов, зарегистрировать истцов по месту жительства в указанном жилом помещении.

Истец Усов А.С. в судебном заседании отсутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.

Усова Е.Ю. просит удовлетворить исковые требования.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков: начальника Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района, начальника ОУФМС УВД Наро-Фоминского района, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте слушания дела, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав Усову Е.Ю., суд полагает требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что заявитель- военнослужащий по контракту проходит службу в войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ, совместно с членами семьи – супругой Усовой Е.Ю., сыном Усовым Д.А., зарегистрированы в здании штаба МВО.

На основании решения жилищно-бытовой комиссии была предоставлена спорная квартира на семью по договору найма служебного жилого помещения.

С ДД.ММ.ГГГГ семья вселилась в квартиру и проживает в ней постоянно.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к Начальнику ФГУ КЭУ Наро-Фоминского КЭЧ района с просьбой зарегистрировать их с семьей постоянно, им было отказано по тем основаниям, что жилое помещение предоставлено для проживания на время прохождения военной службы.

Истцы считают, что права их и членов их семьи нарушены, поэтому оспаривает отказ в регистрации по месту жительства.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом

Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ ( Постановление № 4-П от 02.02.1998 г.), уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых и т.п.), а также иное жилое помещение.

Квартира является служебной, предоставлена заявителю и его семье для проживания на период прохождения военной службы, является местом проживания семьи заявителей, поэтому отказ в регистрации по месту жительства по указанному адресу не соответствует законодательству РФ, нарушает права граждан.

После расторжения договора найма служебного жилого помещения и утраты права пользования жилым помещением, заявитель и члены его семьи будут сняты с регистрационного учета по месту жительства в установленном порядке.

Исковые требования об обязании паспортно-визовую службу УВД Наро-Фоминского района Московской области зарегистрировать истцов по месту жительства в спорном жилом помещении не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что истцы в паспортно-визовую службу не обращались и отказа в регистрации не получали.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Усовой Елены Юрьевны, Усова Алексея Сергеевича в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Усова Дмитрия Алексеевича удовлетворить частично.

Обязать начальника Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение Наро-фоминская квартирно-эксплуатационная часть выдать разрешение на регистрацию по месту жительства и необходимые документы для осуществления регистрации по месту жительства Усовой Елены Юрьевны, Усову Алексею Сергеевичу в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Усова Дмитрия Алексеевича.

В оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней, со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200