Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Зариповой Э.Р., при секретаре Шатуновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Андрея Ивановича в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Ковалева Игоря Андреевича и Ковалёвой Инны Ивановны и Ковалёва Артёма Андреевича к ФГ КЭУ Наро-Фоминской квартирно-эксплуатационной части района о признании незаконными отказа в оформлении документов на регистрацию по месту жительства, обязании предоставить документы на регистрацию, обязании зарегистрировать по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконными отказа в оформлении документов на регистрацию по месту жительства, обязании предоставить документы на регистрацию, обязании зарегистрировать по месту жительства. Основанием для предъявления иска в суд послужил отказ в регистрации Ковалева А.И. и членов его семьи по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, занимаемой им по договору найма служебного жилого помещения. Истцы просят обязать ответчика не чинить препятствия в регистрации по месту жительства, оформлении необходимых документов, зарегистрировать заявителя и членов его семьи по месту жительства в указанном жилом помещении.
Ковалев А.И., Ковалёва И.И. и Ковалёв А.А. в судебном заседании отсутствовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования удовлетворить.
Представитель Наро-Фоминской КЭЧ района в судебном заседании отсутствовал, извещен судебной повесткой о дне слушания дела, ходатайства об отложении в суд не представлено.
Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает требования обоснованными.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что Ковалев И.А. - военнослужащий по контракту проходил службу в войсковой части №, входившей в состав в\ч №. Совместно с членами семьи - супругой Ковалёвой Инной Ивановной, сыном Ковалёвым Артёмом Андреевичем и несовершеннолетним сыном Ковалевым Игорем Андреевичем ДД.ММ.ГГГГ.рожд. зарегистрированы постоянно при войсковой части, при прибытии на данное место службы жилое помещение не было предоставлено.
На основании выписки из решения жилищной комиссии в\ч № № от ДД.ММ.ГГГГ и списков распределения жилой площади, утвержденным начальником Нарофоминского гарнизона была предоставлена спорная квартира на семью по договору найма служебного жилого помещения на срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). С этого времени семья вселилась в квартиру и проживает в ней постоянно.
Ковалев И.А. обратился к Начальнику КЭЧ района с просьбой зарегистрировать его с семьей постоянно, ему было отказано по тем основаниям, что жилое помещение предоставлено для проживания на время прохождения военной службы. (л.д.11)
В судебном заседании установлено, что в ОУФМС России в Наро-Фоминском районе истец и члены его семьи не обращались, официального ответа не получали.
Истцы считают, что их права нарушены, поэтому оспаривают отказ в регистрации по месту жительства.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ ( Постановление № 4-П от 02.02.1998 г.), уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых и т.п.), а также иное жилое помещение.
Квартира является служебной, предоставлена заявителю и его семье для проживания на период прохождения военной службы, является местом проживания семьи истца, поэтому отказ в регистрации по месту жительства по указанному адресу не соответствует законодательству РФ, нарушает права граждан.
После расторжения договора найма служебного жилого помещения и утраты права пользования жилым помещением, заявитель и члены его семьи будут сняты с регистрационного учета по месту жительства в установленном порядке.
Суд считает возможным удовлетворить исковые требования частично, поскольку доказательств обращения истца и (или) членов его семьи в ОУФМС России в Наро-Фоминском районе Московской области и получение отказа в регистрации суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:
Исковые требования Ковалева Андрея Ивановича в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Ковалева Игоря Андреевича и Ковалёвой Инны Ивановны и Ковалёва Артёма Андреевича к ФГ КЭУ Наро-Фоминской квартирно-эксплуатационной части района о признании незаконными отказа в оформлении документов на регистрацию по месту жительства, обязании предоставить документы на регистрацию, обязании зарегистрировать по месту жительства удовлетворить частично.
Обязать начальника Наро-Фоминской КЭЧ района выдать разрешение на регистрацию по месту жительства и необходимые документы для осуществления регистрации по месту жительства Ковалеву Андрею Ивановичу и членам его семьи Ковалёвой Инне Ивановне, Ковалёву Артёму Андреевичу и несовершеннолетнему Ковалеву Игорю Андреевичу в жилом помещении по адресу: <адрес>.
В оставшейся части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней.
Судья: Э.Р.Зарипова