Дело №-5592/2010г.
Решение
Именем российской Федерации
20 декабря 2010 года
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего: судьи Черткова М.Е.
при секретаре Шкуратовой Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щеколдина Валерия Валерьевича, Щеколдиной Елены Николаевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: Щеколдина Михаила Валерьевича и Щеколдина Евгения Валерьевича об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц,
Установил:
Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) начальника ФГКЭУ Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района, в котором просят признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в регистрации их по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, занимаемой ими по договору найма служебного жилого помещения, и обязать ответчика не чинить препятствия в регистрации по месту жительства, оформлении необходимых документов, зарегистрировать заявителя и членов его семьи по месту жительства в указанном жилом помещении.
Представитель Щеколдина В.В., в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков: начальника ФГКЭУ Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района, начальника ОУФМС УВД Наро-Фоминского района, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте слушания дела, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд полагает требования обоснованными.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права или свободы. К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что Щеколдин В.В. - военнослужащий по контракту, проходит службу в войсковой части №, совместно с членами семьи – супругой Щеколдиной Е.Н., несовершеннолетними детьми Михаилом ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Евгением ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма жилого помещения в общежитии, проживают по адресу: <адрес>. Однако ответчик чинит им препятствия в регистрации по месту жительства, оформлении необходимых документов и зарегистрироваться по месту жительства в указанном жилом помещении.
На основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, Щеколдину В.В. была предоставлена спорная квартира на семью по договору найма служебного жилого помещения.
С этого времени семья вселилась в квартиру и проживает в ней постоянно.
ДД.ММ.ГГГГ Щеколдин В.В. обратился к Начальнику КЭЧ района с просьбой зарегистрировать его с семьей постоянно, ему было отказано по тем основаниям, что жилое помещение предоставлено доля проживания на время прохождения военной службы.
Заявитель считает, что права его и членов его семьи нарушены, поэтому оспаривает отказ в регистрации по месту жительства.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ ( Постановление № 4-П от 02.02.1998 г.), уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких и престарелых и т.п.), а также иное жилое помещение.
Квартира является служебной, предоставлена заявителю и его семье для проживания на период прохождения военной службы, является местом проживания семьи заявителя, поэтому отказ в регистрации по месту жительства по указанному адресу не соответствует законодательству РФ, нарушает права граждан.
После расторжения договора найма служебного жилого помещения и утраты права пользования жилым помещением, заявитель и члены его семьи будут сняты с регистрационного учета по месту жительства в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-257 ГПК РФ, суд Решил:
Заявление Щеколдина Валерия Валерьевича, Щеколдиной Елены Николаевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: Щеколдина Михаила Валерьевича и Щеколдина Евгения Валерьевича об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц признать обоснованным.
Обязать начальника ФГКЭУ Наро-Фоминской кватирно-эксплуатационной части района выдать разрешение на регистрацию по месту жительства и необходимые документы для осуществления регистрации по месту жительства Щеколдину Валерию Валерьевичу и членам его семьи Щеколдиной Елене Николаевне с несовершеннолетними детьми: Щеколдиным Михаилом Валерьевичем и Щеколдиным Евгением Валерьевичем в жилом помещении адресу: <адрес> <адрес>
Обязать паспортно-визовую службу УВД Наро-Фоминского района зарегистрировать указанных лиц по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес> после предоставления документов на регистрацию в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в 10 дней.
Судья: М.Е. Чертков.