Наро-Фоминский городской суд
<адрес>
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу №
г. Наро-Фоминск ДД.ММ.ГГГГ
Наро-Фоминский городской суд <адрес> в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Заволодько Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернобаева Владимира Петровича к Наро-Фоминскому управлению социальной защиты населения о предоставлении социальных льгот
установил:
Чернобаев Владимир Петрович обратился в суд с заявлением к Наро-Фоминскому управлению социальной защиты населения о предоставлении социальных льгот.
Заявитель в судебное заседание явился, просит признать незаконным отказ Наро-Фоминского управления социальной защиты населения в выдаче социальной карты жителя Московской области, обязать Наро-Фоминское управление социальной защиты населения выдать социальную карту жителя Московской области и включить в базу данных информацию о получателе социальной поддержки. В обоснование своих требований ссылается на то, что постоянно проживает на территории Наро-Фоминского района Московской области, получение данной карты необходимо для бесплатного проезда.
Представитель Наро-Фоминского управления социальной защиты населения в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласен. Свои возражения основывает на том, что Чернобаев В.П. зарегистрирован на территории Наро-Фоминского района Московской области временно, имеет регистрацию по месту жительства в Курской области.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Чернобаеву В.П. на основании договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлено до ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общежитие №, кв. (комн.) № (л.д. 11-12).
Чернобаев В.П. имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, что подтверждается паспортом. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, выданному ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту пребывания по вышеуказанному адресу на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Чернобаев В.П. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным Минобороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Чернобаев В.П. как ветеран боевых действий обратился с заявлением о выдаче социальной карты жителя <адрес> в Наро-Фоминское управление социальной защиты населения. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в оформлении социальной карты жителя <адрес> в связи с тем, что основанием для предоставления мер социальной поддержки является наличие регистрации по месту жительства.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>» (далее – ОЗ) настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <адрес>.
Настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в <адрес>, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 34 ст. 1 ОЗ настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся ветераны боевых действий.
Согласно ст. 2 ОЗ документом, подтверждающим право на бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя <адрес>, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения
В соответствии со ст. 16 ОЗ лицам, указанным в пункте 34 статьи 1 настоящего Закона, пользовавшимся правом бесплатного проезда транспортом общего пользования до ДД.ММ.ГГГГ, а также членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) по социальной карте жителя <адрес>;
2) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на внутреннем водном транспорте пригородного сообщения по удостоверению единого образца.
В соответствии с Положением о социальной карте жителя <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в <адрес> и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами <адрес> или муниципального образования <адрес>.
Социальная карта жителя <адрес> - многофункциональная именная пластиковая карта, которая выдается получателю социальной поддержки, зарегистрированному в региональном регистре социальных карт.
Региональный регистр социальных карт (регистр карт) информационный ресурс <адрес>, содержащий информацию о выданных социальных картах, персональную информацию о держателях социальных карт и их правах на социальную поддержку, перечень видов и кодов социальной поддержки, а также информацию, необходимую для взаимодействия участников региональной системы социальных карт.
Социальный регистр населения (регистр населения) - информационный ресурс <адрес>, формируемый в виде базы данных, содержащей информацию о получателях социальной поддержки.
Социальное приложение включает виды социальной поддержки и сроки действия предоставляемых видов социальной поддержки.
В регистре карт собирается и хранится информация о держателях социальных карт, которая включает перечень видов социальной поддержки, на которые у гражданина есть право (с указанием начала и окончания срока).
В силу вышеуказанного ОЗ и Положения следует, что право на получение мер социальной поддержки возникает по месту жительства лица, имеющего такое право.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Решением Наро-Фоминского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт преимущественного проживания Чернобаева В.П. на территории <адрес>.
В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Наличие постоянной регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия реализации права граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ОЗ, противоречит ст. 3 ФЗ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и нарушает право заявителя на получение данных льгот.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение прав граждан допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
Чернобаев В.П. является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован на территории Российской Федерации по месту пребывания, фактически проживает по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) по вышеуказанному адресу, решением суда установлен факт преимущественного проживания В.П. Чернобаева на территории Московской области, что в силу ст. 20 ГК РФ признается местом жительства.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Чернобаевым В.П. требования подлежат удовлетворению.
В связи с чем, руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Чернобаева Владимира Петровича к Наро-Фоминскому управлению социальной защиты населения о предоставлении социальных льгот удовлетворить.
Признать незаконным отказ Наро-Фоминского управления социальной защиты населения в выдаче социальной карты жителя Московской области Чернобаеву В.П. по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Московской области.
Обязать Наро-Фоминское управление социальной защиты населения выдать Чернобаеву В.П. социальную карту жителя Московской области при условии отсутствия иных причин к отказу в выдаче, ограничив срок действия социальной карты временем регистрации Чернобаева В.П. по месту пребывания на территории Наро-Фоминского района Московской области, включить в базу данных информацию о получателе социальной поддержки.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Козленкова