о признании права на получение жилья



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Наро-Фоминский городской суд в составе председательствующего судьи Федорченко Е.П., при секретаре Заварзиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1659/11 по иску Кужелева Е А к Администрации <адрес> о признании права на получение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратились в суд с иском к Администрации <адрес> о признании права на получение жилого помещения на семью из четырех человек. В обосновании своих требований истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию <адрес> с ходатайством о постановке на учет для получения жилого помещения в <адрес>, как ветерана ВС РФ. Документы были приняты к исполнению. Постановление Главы <адрес> за о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец узнал, что в связи с изданием ДД.ММ.ГГГГ не по вине истца постановления о постановке на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он и члены его семьи не могут быть включены в списки участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на ДД.ММ.ГГГГ г.

Представитель истца в судебное заседание явилась, на исковых требованиях настаивает.

Представители ответчиков в судебное заседание явились, с исковыми требованиями не согласны.

ФИО4, А.Е., С.Е. в судебное заседание не явились, извещены.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кужелев Е.А. включен в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и поставлен на очередь для получения жилых помещений в домах муниципального фонда.

Из письма комитета по Управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления не вправе были осуществлять дальнейшее формирование списков граждан, уволенных с военной службы – в целях обеспечения их жилыми помещениями на основании п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Обеспечить истца жилым помещением в порядке, предусмотренном п.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.

Суду представлено ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для получения жилого помещения в <адрес> и заявление от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии со справкой о проверке жилищных условий Кужелев Е.А., проживает по адресу: Наро-Фоминск-10, <адрес>, общей площадью кв.м.; вместе с ним проживают ФИО4, ФИО5, ФИО6.

ДД.ММ.ГГГГ Кужелеву Е.А. выдано удостоверение в том, что он ДД.ММ.ГГГГ уволен с действительной военной службы по состоянию здоровья.

Суду представлена справка о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ .

В <адрес>.<адрес> <адрес> проживают: Кужелев Е.А., ФИО4, ФИО5, ФИО6, что подтверждается выпиской из домовой книги и финансового лицевого счета.

Статья 8 ГК РФ определяет круг порождающих гражданские права и обязанности оснований, указывая, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153, право на участие в Подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

В судебном заседании установлено, что Кужелев Е.А. обратился с заявлением о включении его совместно с членами семьи в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на ДД.ММ.ГГГГ год» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Главой <адрес> было издано постановление «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», в соответствии с которым было постановлено включить ФИО7 семья человека в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 8 ст. 100 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ..." предусмотрено улучшение жилищных условий граждан, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Условием получения данного жилищного сертификата являлась постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на жилище, Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что в условиях рыночной экономики граждане России осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы и, обязывая согласно ч. ч. 2, 3 указанной статьи органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации также закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П указано, что п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом в действовавшей редакции п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывалось, что те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

В качестве промежуточного вывода Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что до ДД.ММ.ГГГГ законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формы - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом в соответствии с п. 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета.

При вынесении решения суд принимает во внимание, что у истца общая продолжительность военной службы составляет лет месяцев, заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося и включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата было подано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Вынесенным ДД.ММ.ГГГГ ущемляются права истца.

Суд считает возможным положить в основу решения позицию Конституционного Суда Российской Федерации, относя к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу ч. ч. 1, 3 ст. 37 и ст. 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее правовыми нормами, закрепленными в пункте "м" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 и п. п. "д", "е" ч. 1 ст. 114, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений, что также следует из анализа Определений Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 275-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 428-О. При этом Конституционным Судом Российской Федерации указано, что, реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив тем самым на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации в очередной раз подчеркнул существование особого правового статуса военнослужащих и регулирование его нормами специального законодательства, которое имеет приоритет в порядке правоприменения по отношению к общим нормам права.

В судебном заседании представители ответчиков просили суд применить последствия пропуска срока исковой давности.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Суд не соглашается с доводами представителей ответчиков, что истцом пропущен срок исковой давности, т.к. о нарушении своих прав в части не включения его в списки участников подпрограммы истец узнал, получив ДД.ММ.ГГГГ ответ Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района за № К-, а заявление в суд им подано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течении -х месяцев.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кужелева Е А – удовлетворить.

Признать за Кужелевым Е А право на получение жилого помещения на семью из четырех человек в соответствии с п.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», изменив дату постановки на очередь Кужелева Е А и членов его семьи о признании его нуждающимся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, с даты подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней.

Судья

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Наро-Фоминский городской суд в составе председательствующего судьи Федорченко Е.П., при секретаре Заварзиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кужелева Евгения Александровича к Администрации <адрес> о признании права на получение жилого помещения,

Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кужелева Евгения Александровича – удовлетворить.

Признать за Кужелевым Евгением Александровичем право на получение жилого помещения на семью из четырех человек в соответствии с п.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», изменив дату постановки на очередь Кужелева Евгения Александровича и членов его семьи о признании его нуждающимся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, с даты подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200