о признании действий недействительными, возложении обязанности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре Анискиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-943/11 по иску Выбойченко ФИО6 к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации сельского поселения Марушкинское Наро-Фоминского района Московской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Выбойченко Т.Н. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес>, Администрации сельского поселения <адрес> <адрес>, в котором просит, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать недействительными решение (письмо) Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение (письмо) Администрации сельского поселения Марушкинское <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , обязать Администрацию сельского поселения подготовить заключение о возможности и целесообразности перевода земельного участка по <адрес> пос. <адрес> <адрес> для индивидуального жилищного строительства общей площадью кв.м. с кадастровым номером из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» в соответствии с действующим законодательством, обязать Министерство имущественных отношений <адрес> принять акт о переводе указанного земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов». Исковые требования обоснованы тем, что истцу принадлежит на праве собственности указанный земельный участок с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения». На земельном участке истцом построен жилой дом. Истец обратилась в Администрацию сельского поселения <адрес> с заявлением об изменении категории земли «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов», представив все необходимые документы. Администрация с.п. <адрес> направило в Министерство имущественных отношений МО заключение по данному вопросу, ходатайство и документы для принятия решения. ДД.ММ.ГГГГ из Администрации с.п. Марушкинское истцу пришел ответ от ДД.ММ.ГГГГ с рекомендацией выполнить определенные действия и представить необходимые документы, требуемые Министерством имущественных отношений МО в письме от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. По мнению истца, ответчики нарушили права истца, поскольку требования о проведении межевания земельного участка незаконны, заявление было написано истцом по форме, которую рекомендовала Администрация с.п. Марушкинское, корректировать или вносить изменения в заключение Администрации с.п. Марушкинское, а также согласовывать данный вопрос с организациями и ведомствами истец не вправе и не обязана в силу Федерального закона № 191-ФЗ. Предоставление выписки из ЕГРП, мнения (согласования) органа местного самоуправления района, справки об уплате налогов, картографического материала (ситуационного плана) законом не предусмотрено.

Истец, представитель истца в судебном заседании заявление поддержали.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, представил письменный отзыв.

Представитель Администрации с.п. Марушкинское, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения заявителя, суд полагает заявление частично обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты нарушенного права, в том числе: путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Истец Выбойченко Т.Н. является собственником земельного участка по <адрес> пос<адрес> <адрес> для индивидуального жилищного строительства общей площадью кв.м. с кадастровым номером на основании договора купли-продажи земельного участка, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО4, зарегистрированного в реестре за ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено договором купли-продажи, зарегистрированным в Наро-Фоминском Райкомземе за от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством на право собственности на землю, выданным Выбойченко Т.Н. Наро-Фоминским Райкомземом за от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 8-16). Истцу принадлежит на праве собственности жилой дом, возведенный на земельном участке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10). Согласно кадастровому паспорту земельного участка, площадь земельного участка ориентировочная, подлежит уточнению при межевании (л.д. 15).

На обращение Выбойченко Т.Н. в Администрацию с.п. Марушкинское о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства в категорию земель населенного пункта с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства Администрацией сельского поселения <адрес> направлено в адрес <адрес> заключение с ходатайством «о целесообразности изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка «с земли сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства» на «земли населенного пункта для индивидуального жилищного строительства» и включении земельного участка в границы населенного пункта» (л.д. 17).

Министерство имущественных отношений, рассмотрев обращение Главы сельского поселения Марушкинское, направило в адрес Главы сельского поселения Марушкинское ответ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому для принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта необходимо осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, представить выписку из Единого государственного прав на недвижимое имущество и сделок с ним с целью подтверждения прав на земельный участок (л.д. 19). Кроме того, в ответе указано, что заявление Выбойченко Т.Н. не указаны площадь земельного участка, кадастровый номер земельного участка, мотив включения земельного участка в границы населенного пункта. В ответе также указано, что заключение главы сельского поселения содержит и просьбу об изменении вида разрешенного использования земельного участка, хотя необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка отсутствует. В заключении рекомендовано отразить сведения об отнесении земельного участка к землям лесного фонда или землям, предоставленным воинским формированиям, мнение (согласование) органа местного самоуправления муниципального района, справку об исполнении Выбойченко Т.Н. обязанности по уплате налогов, а также заверенный органом местного самоуправления картографический материал (ситуационный план), позволяющий определить местоположение земельного участка по отношению к пос. с-за . Представленные документы указанным письмом Министерства имущественных отношений возвращены в связи с несоответствием их требованиям федерального законодательства.

Письмом Администрации с.п. Марушкинское от ДД.ММ.ГГГГ Выбойченко Т.Н. рекомендовано для повторного направления заключения на имя <адрес> представить требуемые в письме Министерства имущественных отношений документы (л.д. 20).

Статьей 11.1 Земельного кодекса РФ определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ст. 1).

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка, сведения о площади земельного участка (ст. 7).

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Требование министерства имущественных отношений о проведении государственного кадастрового учета земельного участка с указанием точной площади и установления местонахождения границ земельного участка обоснованно, соответствует закону, поскольку без установления местоположения границ земельного участка и площади невозможно определить включаемый в черту населенного пункта земельный участок как объект права.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (ст. 9-10), государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

Право собственности истца подтверждено документально договором купли-продажи земельного участка, зарегистрированным в установленном законом порядке на момент заключения договора, а также выданным истцу свидетельством на право собственности на землю. Поэтому требование Министерства имущественных отношений о предоставлении выписки из ЕГРП о праве истца на земельный участок не соответствует закону.

Заключение Главы администрации с.п. Марушкинское, действительно, составлено неверно, поскольку изменения вида разрешенного использования не требуется.

Все остальные требования, указанные в письме Министерства имущественных отношений Московской области носят рекомендательный характер. Кроме того, эти требования адресованы Администрации с.п. Марушкинское, а не истцу.

Заключение Главы с.п. Марушкинское может быть исправлено и подготовлено новое только Главой с.п. Марушкинское.

В письме Администрации с.п. Марушкинское, адресованном истцу, рекомендовано представить требуемые документы, однако не указано конкретно какие, в нарушение Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Решение Министерства имущественных отношений по рассматриваемого вопросу может быть принято только после устранения недостатков заключения, предоставления кадастрового плана, поэтому обязать Министерство имущественных отношений Московской области принять акт о переводе земельного участка без наличия этих документов невозможно.

Требования истца частично обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.

Заявление Министерства имущественных отношений о применении срока исковой давности согласно ст. 256 ГПК РФ, необоснованно, так как истец обратилась в суд в порядке искового производства, а не производства из публичных правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать требование о предоставлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с целью подтверждения права собственности Выбойченко ФИО7 на земельный участок, изложенное в письме Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> рассмотреть вопрос о включении в границы населенного пункта пос. с-за Крекшино с.п. Марушкинское <адрес> принадлежащего Выбойченко ФИО8 земельного участка по <адрес> <адрес> <адрес> без предоставления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признать действия Администрации сельского поселения Марушкинское <адрес>, выразившиеся в направлении Выбойченко Т.Н. письма от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Обязать Администрацию сельского поселения Марушкинское <адрес> подготовить заключение о возможности включения земельного участка в границы населенного пункта по заявлению Выбойченко Т.Н., устранив недостатки, ранее указанные в письме Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней с даты принятия решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200