РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Наро-Фоминский городской суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Федорченко Е.П., при секретаре Заварзиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Цветкова И В, Цветкова В А, Цветковой ЛВ, Никонова А А, Батурина В И, Никоновой ЗА, Скворцовой АИ, Поярковой Н В, Сазонова Ю И, Шелухиной ВД об оспаривании бездействия Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Цветков И.В., Цветков В.А., Цветкова Л.В., Никонов А.А., Батурин В.И., Никонова З.А., Скворцова А.И., Пояркова Н.В., Сазонов Ю.И., Шелухина В.Д. обратились в Наро-Фоминский городской суд <адрес> с указанным заявлением, которое мотивируют следующим. ДД.ММ.ГГГГ заявители письменно обратились в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района <адрес> с требованиями обеспечить (в т.ч. уполномоченными органами) проведение работ по формированию земельных участков как объектов гражданско-правовых отношений - недвижимости для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства из земель населенных пунктов в порядке ст.30 ЗК РФ (без предварительного согласования места размещения объекта), в т.ч. принять решения (обеспечить подготовку и издание распорядительных документов) об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно относительно ориентира: - Цветкову И В– общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Цветковой ЛВ - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Цветкову В А – общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Батурину В И - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Никонову АА - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Никоновой З А - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; -Скворцовой А И - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Поярковой НВ - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Сазонову Ю И - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Шелухиной ВД - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №. Из полученного на данное обращения ответа Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № следовало, что принять положительное решение по вопросу, поставленному в обращении, не представляется возможным. В Наро-Фоминском городском суде рассматривались гражданские дела о спорных участках, о формировании которых ставился вопрос в заявлении, в удовлетворении требований заявителей было отказано, органы местного самоуправления не вправе принимать решения об участках, противоречащие выводам суда. Заявители указывают, что бездействие Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес> состоит в том, что ею, не совершено ни одного из необходимых и обязательных действий по обеспечению формирования земельных участков, установленных: - подпунктом 1 пункта 4 ст.30 ЗК РФ; - подпунктом 1 пункта 2 ст. 2 закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ( в послед. ред.) «О регулировании земельных отношений в <адрес>» пунктами 2-7 ст.31 ЗК РФ, о чем заявители были письменно уведомлены ДД.ММ.ГГГГ Заявители указывают, что уклонение заинтересованного лица от обеспечения формирования земельных участков как объектов земельно-правовых отношений (недвижимости) из земель неразграниченной госсобственности создает препятствия осуществлению заявителями их прав и свобод, а именно: т.к. ввиду не совершения вышеуказанной процедуры формирования каждого земельного участка не могут быть образованы объекты недвижимости – земельные участки, и соответственно не может быть решена судьба несуществующих участков – нечего (нет объекта) для предоставления на определенном праве (в аренду) очевидно заинтересованным гражданам – заявителям. Таким образом, заявители просят суд: - признать незаконным бездействие Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес>, выраженное в уклонении от обеспечения проведения работ по формированию земельных участков (подпункт 1 пункта 4 ст.30 ЗК РФ), площадью каждого в № кв.м, ввиду отсутствия препятствий для обеспечения такого формирования; - признать незаконным бездействие Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес>, выраженное в уклонении от исполнения обязанности, установленной прямым указанием закона – подпунктом 1 пункта 2 статьи <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. и доп.): - уклонение от принятия решений об утверждении схем расположения земельных участков (испрашиваемых заявителями) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ввиду отсутствия установленных законом препятствий для принятия таких решений; -обязать Администрацию Наро-Фоминского муниципального района <адрес> обеспечить проведение работ по формированию земельных участков (подпункт 1 пункта 4 ст.30 ЗК РФ), испрашиваемых заявителями заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия препятствий для обеспечения такого формирования; -обязать Администрацию Наро-Фоминского муниципального района <адрес> исполнить обязанность, установленную прямым указанием закона – подпунктом 1 пункта 2 статьи <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ( с изм. и доп.): - принять решения об утверждении схем расположения земельных участков (испрашиваемых заявителями) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ввиду отсутствия установленных законом препятствий для принятия таких решений. Представитель заявителей в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Представитель заинтересованного лица Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес> в судебное заседание явился, представил отзыв на заявление. Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу, что заявление Цветкова ВА, Цветковой ЛВ, Никонова АА, Батурина ВИ, Никоновой ЗА, Скворцовой А И, Поярковой Н В, Сазонова ЮИ, Шелухиной ВД удовлетворению не подлежит. При этом суд исходит из следующего. ДД.ММ.ГГГГ заявители адресовали требование обеспечить проведение работ по формированию земельных участков как объектов гражданско-правовых отношений - недвижимости для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства из земель населенных пунктов в порядке ст.30 ЗК РФ (без предварительного согласования места размещения объекта), в т.ч. принять решения (обеспечить подготовку и издание распорядительных документов) об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно относительно ориентира: - Цветкову И В – общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Цветковой Л В - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Цветкову ВА – общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№ кадастровый квартал №; - Батурину ВИ - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Никонову А А - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Никоновой З А - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; -Скворцовой АИ - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал №; - Поярковой Н В - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№», кадастровый квартал № - Сазонову Ю И - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> в литерах «№ кадастровый квартал №; - Шелухиной ВД - общей площадью № кв.м., находящийся местоположением: <адрес> литерах «№», кадастровый квартал №. Из полученного на данное обращения ответа Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № № следовало, что принять положительное решение по вопросу, поставленному в обращении, не представляется возможным. В Наро-Фоминском городском суде рассматривались гражданские дела о спорных участках, о формировании которых ставился вопрос в заявлении, в удовлетворении требований заявителей было отказано, органы местного самоуправления не вправе принимать решения об участках, противоречащие выводам суда. Настоящее заявление подано Цветковым И.В., Цветковым В.А., Цветковой Л.В., Никоновым А.А., Батуриным В.И., Никоновой З.А., Скворцовой А.И., Поярковой Н.В., Сазоновым Ю.И., Шелухиной В.Д. в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Принятый решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области 21 апреля 2006 года за N 3/29 Устав Наро-Фоминского муниципального района Московской области, содержит положения об отраслевых функциональных органах Администрации, согласно которым отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района наделяются частью исполнительно-распорядительных полномочий, возложенных федеральным законодательством, законодательством Московской области и настоящим Уставом на администрацию Наро-Фоминского муниципального района. Отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района от имени муниципального образования приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности, выступают в суде без доверенности в пределах предоставленных им полномочий. Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 16 июля 2010 года за N 167/12 утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области. В соответствии с пунктами 1.1,1.2 раздела 1 указанного Положения, Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района входит в структуру Администрации Наро-Фоминского муниципального района и является функциональным исполнительно-распорядительным органом в области приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом Наро-Фоминского муниципального района. Комитет является по статусу муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество, закрепленное на праве оперативного управления, печать со своим наименованием, в том числе гербовую, штампы и фирменные бланки и другие реквизиты. Ответ на обращение заявителей был подготовлен и направлен им Комитетом по управлению имуществом, который, как указано выше, является самостоятельным юридическим лицом. Со стороны Администрации Наро-Фоминского муниципального района не было совершено в адрес заявителей действий либо допущено бездействия, которые нарушили бы их права и законные интересы. Требований к Комитету по управлению имуществом заявителями предъявлено не было. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрации Наро-Фоминского муниципального района надлежащим заинтересованным лицом по делу не является, вследствие чего законные основания для удовлетворения заявления заявителей не имеется. В соответствии со ст.29 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 34). В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3). В п. 3, 4 комментируемой статьи проводится различие прав граждан на получение земельных участков по критерию места их проживания - в городских либо сельских поселениях. Гражданам, постоянное место жительство которых находится в городских населенных пунктах, земельные участки для ведения ЛПХ из государственной или муниципальной собственности предоставляются только при наличии свободных земельных участков. По мнению суда, формирование и предоставление свободных земельных участков гражданам возможно лишь исключительно с согласия собственника этого земельного участка, иных законных оснований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Цветкова ИВ, Цветкова ВА, Цветковой ЛВ, Никонова АА, Батурина ВИ, Никоновой З А, Скворцовой А И, Поярковой Н В, Сазонова Ю И, Шелухиной В Д об оспаривании бездействия Администрации Наро-Фоминского муниципального района, – отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения суда в окончательной форме. Судья: Е.П. Федорченко