об обязании принять меры к постановке на учет сооружения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Наро-Фоминский городской суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Федорченко Е.П., при секретаре Заварзиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наро-Фоминского городского прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района <адрес>, Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в <адрес> об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Наро-Фоминский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц по тем основаниям, что на территории ответчика имеется гидротехнические сооружения, собственник которого неизвестен. Гидротехнические сооружения- плотины в деревне Каменка и деревне Симбухово <адрес> имеют признаки бесхозяйного имущества. Отсутствие собственника, ответственного за содержание гидротехнических сооружений – плотин в д.Каменка и д.Симбухово городского поселения Верея не обеспечивает их безопасной эксплуатации и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. До настоящего времени администрацией городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района не принято действенных мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества – плотин в д.Каменка и д.Симбухово <адрес>.

Администрация Наро-Фоминского муниципального района <адрес> и Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в <адрес> привлечены к участию в деле протокольными определениями.

Представитель истца в судебное заседание явился.

Представители Администрации городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района <адрес>, Администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес> в судебное заседание явились.

Представитель территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился.

ИП ФИО3 в судебное заседание явился.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом (ч. 6).

В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.

На органы местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, возложена обязанность по обращению в органы Росрегистрации о постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества в соответствии с «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества и ряда документов, которые должны быть собраны органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что до настоящего времени администрацией городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района не принято действенных мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества – плотин в д.Каменка и д.Симбухово <адрес>.

Согласно статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулирует и устанавливает Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

В ст. 3 настоящего ФЗ дается понятие ГТС, которым являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

При этом в указанной статье установлено, что собственником ГТС являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В силу положений ст. 50 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (п. 1 ч. 1).

Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.102.003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Аналогичные положения отражены в п. 8 ст. 8 Устава муниципального образования городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района.

Бесхозяйное состояние плотин в д.Каменка и д.Симбухово <адрес> может привести к их разрушению и затоплению, заболачиванию окрестной зоны сельского поселения Верея и нарушению прав жителей поселения, собственников и землепользователей земельных участков на защиту от чрезвычайных ситуаций и благоприятную окружающую среду.

В связи с изложенным, единственным реальным способом защиты прав неопределенного круга лиц на безопасность при эксплуатации ГТС является обращение в суд в интересах такого круга именно прокурора, что предусмотрено ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет невозможность исполнения, предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Пунктом 3 ст.225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного, и следовательно обязан это делать. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждениях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

Рассматриваемые объекты расположены в границах муниципального образования городское поселение Верея Наро-Фоминского муниципального района <адрес>, следовательно бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии плотин свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Таким образом, отсутствие собственника гидротехнических сооружений с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данных сооружений на учет в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества.

Доводы представителей Администрации городского поселения Верея, изложенные в письменном отзыве на иск правового значения для разрешения данного дела не имеют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Наро-Фоминского городского прокурора - удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения Верея Наро-Фоминского муниципального района <адрес> принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в органах Росрегистрации гидротехнические сооружения – плотины в д.Каменка и д.Симбухово <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Федорченко Е.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200