о признании недействительным акат органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2012 г. г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В. при секретаре Анискиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 по иску Войтович ФИО11 к Администрации Наро-Фоминского муниципального района о признании недействительными актов органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Истец Войтович Н.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Наро-Фоминского района, в котором просит признать недействительными постановление Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка НПИЗ «<адрес>», постановление Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, отнесении его к категории «земли населенных пунктов» и предоставлении НПИЗ <адрес>» земельного участка в аренду». Исковые требования обоснованы тем, что истец является жителем д. <адрес> В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос газификации населенных пунктов является вопросом местного значения и должен решаться органами местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "О мероприятиях по газификации сельских населенных пунктов в Московской области в ДД.ММ.ГГГГ годах" строительство газопровода высокого давления к д. <адрес> планировалось в ДД.ММ.ГГГГ г.г.

На газификацию <адрес> из областного бюджета было млн. руб. (в т.ч. ПИР - млн. руб., СМР - млн. руб.) Кроме этого бюджетом Наро-фоминского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ г. было предусмотрено финансирование проектных работ на прокладку газопровода низкого давления к <адрес> в размере . руб.

В то же время, в ДД.ММ.ГГГГ г. глава администрации сельского поселения <адрес>, в ответ на коллективное обращение жителей по вопросу проведения газификации сообщил жителям, что газификация дДД.ММ.ГГГГ (поле ) организована по инициативе правления НПИЗ "<адрес> и что жители могут отказаться от этого предложения, т.к. газификация указанной территории будет проводиться за счет средств областного бюджета.

Собрание жителей по данному вопросу администрацией сельского поселения Марушкинское не проводилось, мнение жителей не учитывалось.

Тем не менее, главой администрации Наро-Фоминского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ г. выдано разрешение НПИЗ "<адрес>" на строительство газопровода высокого, среднего давления и ГРГТБ на территории деревни, а также предоставлен в аренду земельный участок для осуществления строительства.

Принятыми Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области лишил жителей деревни возможности иметь на указанной территории газопровод, построенный за счет средств областного бюджета.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

По мнению истца, ответчиком нарушен порядок и процедура предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно ст.ст. 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ. Не проводилось публичное информирование населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство газопровода с предварительным согласованием места его размещения.

Несоблюдение Администрацией Наро-Фоминского муниципального района указанной процедуры повлекло не только нарушение закона, но и нарушение прав истца, а также неопределенного круга лиц, в том числе ограничило права иных хозяйствующих субъектов на аренду спорного земельного участка.

В действиях Администрации района, по мнению истца, имеются также нарушения антимонопольного законодательства, приведшие к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции путем несоблюдения администрацией процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Истец Войтович Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что оспариваемыми постановлениями нарушены её права как жителя деревни <адрес> на территории которой была программа газификации, в которой истец хотела бы участвовать, но не была информирована. Объем финансирования был определен. Контроль за реализацией программы осуществляет администрация. В программе стоит населенных пунктов, в том числе деревня <адрес>. Истец, по её утверждению, не имеет возможности пользоваться газопроводом, принадлежащим НПИЗ «<адрес>», поскольку за подключение к указанному газопроводу НПИЗ «<адрес>» требует уплаты денег. Газификация деревни относится к вопросам местного значения и должна была обеспечиваться Администрацией сельского поселения Марушкинское за счет средств бюджета. К НПИЗ «<адрес>» истец, с её слов, никакого отношения не имеет. Земельный участок под строительство газопровода предоставлен на землях общего пользования деревни для газификации только членов НПИЗ, что нарушает права жителей деревни. Вид разрешенного использования на земли общего пользования не распространяется. Земельный участок предоставлен не сформированным, не индивидуализированным, у участка нет адреса, указан только ориентир. Акт выбора земельного участка подписан не всеми членами комиссии. Акт выбора мог быть оформлен только после информирования населения, а поскольку процедура информирования населения не соблюдена, не было оснований для издания постановления. Выбора участка как такового не было, участок был один, площадь его была уже определена.

Представитель Администрации Наро-Фоминского муниципального района в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, утверждая, что информирование населения было, ФИО13 проводил информирование населения, что указано в протоколе НПИЗ «<адрес>», в Администрации с.п. <адрес> было объявление. Права истца, по утверждению представителя Администрации, оспариваемыми постановлениями не нарушены.

Представитель НПИЗ «<адрес>» в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что информирование населения было, объявления висели на столбах. Права истца, по мнению НПИЗ, не нарушены, отказа в газификации никому нет, но за это платится определенная денежная сумма. Газопровод принадлежит НПИЗ «<адрес>».

Представитель Администрации сельского поселения Марушкинское в судебном заседании отсутствовал, просил рассмотреть дело в отсутствие, представил письменные возражения на иск, согласно которым, оспариваемые постановления соответствуют закону. При участии сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ в Долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства Московской области на период ДД.ММ.ГГГГ годов» на газификацию де<адрес> было выделено из областного бюджета . рублей. Газопровод низкого давления построен и введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ г., сметная стоимость строительства составила . рублей, в том числе за счет средств бюджета сельского поселения . руб., средств Министерства сельского хозяйства МО . руб. По проекту газификации подлежали 7 двухэтажных, пятиэтажных муниципальных домов, индивидуальных жилых строений. Газификация НПИЗ «<адрес> данным проектом не предусматривалась, так как данное лицо решало этот вопрос самостоятельно в индивидуальном порядке (л.д. 178).

Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Истец Войтович Н.Г. является собственником земельного участка а поля д. <адрес> <адрес> площадью кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и жилого дома на земельном участке (л.д. 60-62).

Истцу выданы технические условия для присоединения от ДД.ММ.ГГГГ к источнику газоснабжения – существующему газопроводу среднего давления с установкой ДРП, в которых указано, что присоединение должно быть письменно согласовано с собственником газопровода-источника и согласие представлено в филиал ГУП МО «Мособлгаз» «<данные изъяты>» до момента врезки (л.д. 63).

Комиссией по координации и регулированию земельных отношений на территории <адрес>-<адрес> ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) решено обеспечить для НПИЗ «<адрес>» выбор земельного участка площадью кв.м. протяженностью м.п. под строительство трассы газопровода среднего давления для газоснабжения жилых домов НПИЗ «<адрес>» (л.д. 159).

На основании постановления Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт выбора земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>-<адрес>, <адрес>, испрашиваемого НПИЗ «<адрес>» под строительство трассы газопровода высокого, среднего давления и ГРПБ, НПИЗ «<адрес>» обязано провести государственный кадастровый учет земельного участка в территориальном отделе по <адрес>-Фоминскому району Управления Роснедвижимости по Московской области (л.д. 21, 152-154).

На основании постановления Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен вид разрешенного использования земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>-<адрес>, <адрес>, - «под строительство газопровода высокого, среднего давления и ГРПБ», земельный участок площадью кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>-<адрес>, сельское поселение <адрес>, отнесен к категории «земли населенных пунктов», предоставлен НПИЗ «<адрес>» в аренду сроком на месяцев, НПИЗ «<адрес>» обязано заключить договор аренды земельного участка с Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района (л.д. 15, 160).

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, действующим от имени муниципального образования «Наро-Фоминский муниципальный район Московской области», и НПИЗ «<адрес>» на основании указанного постановления заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-26).

Схема расположения земельного участка площадью кв.м. протяженностью .м. для строительства ГРПБ, линейного объекта – газопровода высокого и среднего давления для газоснабжения жилых домов НПИЗ «<адрес>» согласована службами и должностными лицами района (л.д. 58).

По сообщению Отдела капитального строительства Администрации Наро-Фоминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Н-, постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ФИО3 <адрес> «Газификация населенных пунктов Московской области на ДД.ММ.ГГГГ годы», задачей которой является развитие системы газоснабжения сельских населенных пунктов Московской области. В соответствии с постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по газификации сельских населенных пунктов в Московской области в ДД.ММ.ГГГГ годах» газификация (развитие газовых сетей низкого давления) в плане ДД.ММ.ГГГГ гг. Бюджетом Наро-Фоминского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрено финансирование проектных работ на прокладку газопровода низкого давления к <адрес> в размере тыс.руб., развод в пределах домовладения осуществляется за счет собственника. Функции заказчика-застройщика по газификации осуществляет ГУП МО «Мособлгаз» (л.д. 17, 68). Та же информация сообщена в ответе заместителя Главы Администрации Наро-Фоминского муниципального района ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Жит.-л.д. 18, 69-70). Завершение строительно-монтажных работ по уличным газопроводам низкого давления в д. Марушкино планировалось завершить в ДД.ММ.ГГГГ, по сообщению ГУП газового хозяйства Московской области «Мособлгаз» от ДД.ММ.ГГГГ исх. (л.д. 27). Финансирование указанных мероприятий предполагалось осуществить органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области за счет привлечения средств под гарантии муниципальных образований, по согласованию с Министерством финансов Московской области с учетом разработки муниципальных программ газификации сельских населенных пунктов на ДД.ММ.ГГГГ годы. Проектирование и строительство газопроводов-вводов, установку газового оборудования предполагалось осуществить по отдельному договору с подрядной организацией.

Согласно ответу Администрации сельского поселения Марушкинское Наро-Фоминского района от ДД.ММ.ГГГГ территория поля включена в границы де<адрес> и планируется газификация за счет средств областного бюджета. На ДД.ММ.ГГГГ год выделены денежные средства в размере . на проектные работы по газификации де<адрес> (л.д. 67).

По выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20), Некоммерческое партнерство индивидуальных застройщиков «<адрес>» является собственником газопровода среднего давления протяженностью и газопровода высокого давления и ГРПБ протяженностью м. по адресу: ФИО3 <адрес>, ФИО7-<адрес>, <адрес>, поле , НПИЗ «<адрес>» (л.д. 114-115).

Согласно уставу НПИЗ «<адрес>», партнерство является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач, возведения и эксплуатации индивидуальных жилых домов (п. 1.4) (л.д. 36-51). В составе членов НПИЗ «<адрес> человек согласно списку учредителей НПИЗ (л.д. 92-112). В состав поля д. Марушкино входят гораздо больше земельных участков - 348, согласно генеральному плану (л.д. 116), протоколу заседания Градостроительного Совета при главном архитекторе Наро-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному постановлением Главы Наро-Фоминского района Московской области (л.д. 175-176).

Топливно-энергетический комитет Московской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ № исх. сообщал, что Программой Правительства Московской области «Газификация населенных пунктов Московской области на годы» предусмотрено строительство газопровода высокого давления к деревне <адрес>, объект построен, сдача его в эксплуатацию запланирована на ДД.ММ.ГГГГ года, проектирование и строительство газораспределительных сетей в деревне Марушкино предусмотрено постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по газификации сельских населенных пунктов в Московской области в ДД.ММ.ГГГГ», на основании указанного постановления Правительства Московской области органы местного самоуправления разрабатывают и в установленном порядке утверждают муниципальные программы газификации, в качестве источников финансирования мероприятий по газификации используются средства местного бюджета, привлеченные средства (кредиты), в том числе средства организаций и граждан, причем, размер долевого участия жителей в финансировании работ определяется администрацией Наро-Фоминского муниципального района самостоятельно (л.д. 71-72).

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и дорожному строительству Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ на обращение собственников земельных участков поля д. Марушкино о проведении мероприятий по газификации жилых домов поля д. <адрес> сообщил, что газопровод высокого давления к д. Марушкино построен ГУП «Мособлгаз» за счет собственных средств, в рамках областной программы «Газификация населенных пунктов в Московской области на ДД.ММ.ГГГГ гг.», утвержденной постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, для подключения частных жилых домов поля к существующему газопроводу высокого давления в <адрес> необходимо обратиться в Наро-Фоминский межрайонный трест газового хозяйства для получения технических условий на присоединение частных жилых домов к указанному газопроводу (л.д. 74).

В ответе заместителя руководителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района жителям д. Марушкино от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что за счет средств бюджета сельского поселения Марушкинское ведется строительство газопровода низкого давления в д. Марушкино, где проживают постоянно зарегистрированные жители, согласно проекту, прошедшему государственную экспертизу ( от ДД.ММ.ГГГГ), который предусматривает газификацию -ми двухэтажных, -х пятиэтажных муниципальных жилых домов и индивидуальных жилых домов в д. <адрес> (л.д. 75). Газификация поля в <адрес> указанным проектом не предусмотрена, как указано в ответе.

Согласно информации Топливно-энергетического комитета ФИО3 <адрес> по вопросу газификации домовладений в д. Марушкино ( ответ от ДД.ММ.ГГГГ ) (л.д. 76-78), в рамках реализации ФИО3 <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. , к <адрес> подведен газопровод высокого давления, тем самым созданы условия для газификации перспективных потребителей.

В соответствии с Целевой программой Наро-Фоминского муниципального района «Газификация сельских населенных пунктов Наро-Фоминского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденной решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , д. <адрес> входила в перечень населенных пунктов, подлежащих газификации (л.д. 136-138). Источниками финансирования Программы являются средства муниципального бюджета, кредитные ресурсы, привлекаемые на возвратной основе (раздел 4 Программы).

Относимость кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером к спорному участку, предоставленному НПИЗ «<адрес>» под строительство газопровода, не подтверждена, так как кадастровый номер иной (л.д. 79-80).

Представленные акты Главы Наро-Фоминского района о выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, об утверждении проекта планировки индивидуальной жилой застройки (л.д. 155-158) не подтверждают и не опровергают доводов истца.

Согласно статье 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

К вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ).

Таким образом, довод истца о незаконном предоставлении земельного участка под строительство газопровода НПИЗ «Марушкино Южное» на основании акта органа местного самоуправления района несостоятелен, так как органы местного самоуправления поселения вправе передать свои полномочия по распоряжению земельными участками на территории поселения органам местного самоуправления района, что предусмотрено законом, органами местного самоуправления сельского поселения Марушкинское оспариваемые постановления признаны действительными, не оспорены. Разграничение полномочий между органами местного самоуправления поселений и района не влияет на права и законные интересы истца.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

Истцом не представлено доказательств нарушения прав истца оспариваемыми постановлениями, предоставлением земельного участка НПИЗ «Марушкино Южное» под строительство газопровода. Довод истца о том, что строительство газопровода НПИЗ «Марушкино Южное» лишило жителей деревни возможности иметь на указанной территории газопровод, построенный за счет средств областного бюджета, ничем не подтвержден. В Программу газификации населенных пунктов <адрес>, а именно деревни <адрес> не включено. Программа, либо не включение в программу газификации поля № истцом не оспорены. Возможность подключения к газопроводу, принадлежащему НПИЗ «<адрес>», у истца имеется. По объяснениям истца, права её нарушены тем, что в целях газификации принадлежащего ей жилого дома она должна платить деньги собственнику – НПИЗ «<адрес>». Однако, доказательств того, что за врезку к газопроводу НПИЗ «<адрес>» необходимо платить больше, чем за подключение к муниципальному газопроводу, не представлено.

Соблюдение или несоблюдение порядка предоставления земельного участка под строительство газопровода НПИЗ «<адрес>» с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренного ст. ст. 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ, не влияет на права и законные интересы истца.

В подтверждение инициативы застройщиков поля по вопросу газификации представлены протоколы общего собрания застройщиков поля по вопросу газификации от ДД.ММ.ГГГГ, собрания инвесторов строительства газораспределительной сети НПИЗ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, протоколы общего собрания членов НПИЗ «<адрес>» и застройщиков поля от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, население принимало участие в решении вопроса о газификации.

Неверное оформление заявления НПИЗ «<адрес> о предоставлении земельного участка, акта выбора земельного участка, на которые ссылается истец, не влияет на права и законные интересы истца.

Таким образом, условий для признания оспариваемых актов органа местного самоуправления недействительными, предусмотренных ст. 13 ГК РФ, как то одновременное несоответствие закону и нарушение прав и охраняемых законом интересов истца, судом не установлено.

Истцом выбран неверный способ защиты права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Войтович ФИО14 к Администрации Наро-Фоминского муниципального района о признании недействительными постановления Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Судья