о заключении договора социального найма



Дело года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г. Наро-Фоминск

Наро-фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ивлева Д.Б., секретаря Борзых Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотникова Игоря Николаевича к Администрации г.п. Кокошкино Наро-Фоминского района о снятии статуса служебного жилого помещения и заключении договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о снятии статуса служебного жилого помещения и заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>.

Исковые требования истца основаны на том, что жилое помещение утратило статус служебного в силу временных факторов и так как сменился собственник жилого помещения. Он проживает с семьей в квартире более 10 лет.

В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме, просит их удовлетворить, пояснил что он отработал более чем 10 лет после получения квартиры. Кроме того нет доказательств, что квартира служебная. Согласен на принятие заочного решения.

Ответчик Администрация г.п. Кокошкино Наро-Фоминского района надлежащим образом извещалась о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился представитель, ходатайств не представили.

Третье лицо и представитель третьих лиц Сотникова А.А. пояснила, что с требованиями она согласна, самостоятельных требований не заявляет.

Суд считает возможным рассмотреть дело без стороны ответчика, так как это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие возникновение у истца права на снятие с квартиры статуса служебной и заключения договора социального найма.

Истец Сотников И.Н. является нанимателем спорной квартиры, что подтверждено служебным ордером от ДД.ММ.ГГГГ , который выдан на основании постановления главы администрации п. Кокошкино от ДД.ММ.ГГГГ квартира была отнесена в разряд служебной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ , но надлежащим образом не оформлена как служебная, что подтверждается сведениями из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. поэтому суд считает, что статус служебной спорная квартира не имеет, и предоставлялась как не служебная.

В квартире зарегистрированными значатся и проживают 4 человека. Как установлено и подтверждено, спорная квартира на момент предоставления её истцу принадлежала МУП ЖКХ «Кокошкино», что подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ .

Как указано в письме Администрации г.п. Кокошкино, квартира отнесена к муниципальной собственности, что суд учитывает что произошла смена собственника квартиры, при которой утрачен статус служебной квартиры.

Истцу квартира предоставлялась как работнику ЖКХ, с которым он состоял в трудовых отношениях, что подтверждается письмом и.о. главы администрации п. Кокошкино от ДД.ММ.ГГГГ.

Квартира истца не передавалась в специализированный жилой фонд, ответчиком не представлено доказательств, того что данная квартира относится к специализированному жилищному фонду и в установленном законом порядке оформлена как служебная..

После того как истец прекратил работу в ЖКХ и устроился на работу в другие организации он и его семья не были выселены из служебной квартиры при прекращении им трудовых обязанностей, что подтверждает не служебный статус квартиры.

Истцу отказано в заключении договора социального найма по пояснениям, что его квартира имеет статус служебной. Но данный отказ суд считает не обоснованным.

Порядок отнесения к служебному жилищному фонду определен п.12, и 14 «Правил отнесения жилого помещения специализированному жилому фонду» утвержденных Постановлением Правительства №42 от 26.01.2006 года, по которым принимается решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.

Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней, с даты принятия такого решения.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда направляется так же в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Таких доказательств ответчиками не представлено.

Правоотношения у сторон возникли в силу ЖК РСФСР, действовавшем на момент предоставления квартиры по ордеру.

Нормами ч.1 ст. 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Из ст. 105 ЖК РСФСР видно, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Суд установил, что квартира истцу была предоставлена как служебная в соответствии с действующим на тот момент ЖК РСФСР.

Как указано в ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Решая вопрос о правомерности отказа в заключении договора социального найма необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно ч.2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании ранее квартира на момент предоставления находилась в ведении ФИО9, позже в силу закона квартира принадлежит Администрации г.п. Кокошкино, что подтверждается постановлением от 30.10.2000 г. №1522 и ответом администрации г.п. Кокошкино от 12.03.2012 г. №128/1-6, а так же письмом администрации п. Кокошкино от 23.11.2000 г. №120/1-6

При таких обстоятельствах истец приобрел в силу закона в отношении спорной квартиры все права и обязанности предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Нормами ст. 60 ЖК РФ определено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Поэтому при передаче в муниципальную собственность указанной квартиры она утратила статус служебной и к ним необходимо применять правила установленные для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Значит, истец занимает жилое помещение по договору социального найма, в соответствии с ЖК РФ, а не специализированное жилое помещение.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

После принятия решения о включении жилой площади в число служебных данная квартира должна была быть зарегистрирована в качестве таковой в органах регистрации, как указывается в определении Верховного Суда РФ от 23.06.2006 г. по делу

Суд, при принятии решения, учитывает норму ст. 445 ГК РФ, когда сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

По выше установленным обстоятельствам и доказательствам, Администрация г.п. Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, в силу действующего закона обязана заключить с истцом договор социального найма спорного жилого помещения, которое утратило статус служебного.

Как установлено ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Администрацией г.п. Кокошкино истцу отказано в заключении договора социального найма, данный отказ суд считает необоснованным.

Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поэтому, имеются основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40

Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным

правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного,

постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его

на законных основаниях, в предоставлении жилища из

государственного, муниципального и других жилищных фондов

малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в

жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих

жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности

жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища

(статьи 25,40Конституции Российской Федерации).

Согласно п.21 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 07.06.2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Суд пришел к выводу о том, что хотя на момент предоставления спорное жилое помещение могло являться служебным, но при передаче в муниципальную собственность оно утратило такой статус, и к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, служебные помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации.

Согласно Закона Московской области от 25 июля 2007 года № 140/2007 «О разграничении муниципального имущества между Наро-Фоминским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» собственником жилых помещений расположенных на территории городского поселения Кокошкино Наро-Фоминского района Московской области является городское поселение Кокошкино.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности закрепляется за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве владения, пользования и распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права собственника в отношении муниципального имущества на территории городского поселения Кокошкино реализует Администрация городского поселения Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района Московской области. Следовательно Глава Администрации городского поселения Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района имел право, как и имеет его сейчас распоряжаться имуществом городского поселения по своему усмотрению, в пределах полномочий определенных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем:

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

самозащиты права;

прекращения или изменения правоотношения;

из ст. 56 ГПК РФ

Оценив в совокупности доказательства представленные сторонами, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований истца, так как согласно доказательствам, имеющимся в материалах дела, которые не оспорены ответчиком, квартира истца утратила статуса «служебная», так как находится в ведении органов местного самоуправления, в то время как была ранее МУП ЖКХ Кокошкино, истец продолжает проживать в спорной квартире он не выселен, отработал истец положенные 10 лет с момента предоставления квартиры.

Представленные заявителем доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основания своих требований. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

Ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу. Возражений ответчика не подано, доказательств опровергающих доводы истца не представлено.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется защита его прав и свобод.

В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» отмечено, что согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным требованиям.

Указание в исковом заявлении на предмет и основание иска определяют весь дальнейший ход процесса.

Определено ч.1 ст.56 ГПК РФ, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Заявленные требования рассматриваются и разрешаются судом по основаниям указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сотникова ФИО10 к Администрации г.п. Кокошкино Наро-Фоминского района о снятии статуса служебного жилого помещения и заключении договора социального найма удовлетворить.

Признать жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> <адрес>, г.<адрес> утратившим статус служебного.

Обязать Администрацию г.п. Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района МО заключить с Сотниковым ФИО11 ФИО12 договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу <адрес> <адрес>, г.<адрес>.

Сторона не присутствовавшая в судебном заседании вправе подать в Наро-Фоминский городской суд вынесшему заочное решение, заявление о пересмотре этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: