о включении в страховой стаж периодов работы



Р Е Ш Е Н И Е Дело

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2011 года г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Коноваловой С. П.,

при секретаре Соболевой О. В.,

представителей ответчика ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного Фонду РФ по Ненецкому автономному округу о включении в страховой стаж периодов работы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ по Ненецкому автономному округу о включении периодов работы - с 9 апреля 2002 года по 31 декабря 2003 года в ООО «Бовэл»;

-с 1 февраля 2005 года по 31 марта 2005 года в ООО «Лукойл-Заполярнефть»;

-с 1 апреля 2005 года по 28 февраля 2007 года в ООО «Лукойл-Север»;

-с 1 марта 2007 года по 27 февраля 2010 года в ООО «Лукойл-Коми» в страховой стаж. Данные требования мотивированы тем, что, являясь гражданином Республики Беларусь, в указанный период работал в Ненецком автономном округе. С 1991 года происходили отчисления страховых взносов в ПФ, имеется страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с территориальной удаленностью, также, согласно телефонограмме, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представители ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ по Ненецкому автономному округу по доверенности ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения исковых требований, так как в эти периоды истец работал на территории НАО, организаций были уплачены страховые взносы, но ФИО1 не имел постоянной регистрации и вида на жительства, в связи с чем, страховой стаж не включается в период трудовой деятельности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению частично.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1 Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ международные договоры РФ имеют приоритет над внутренним законодательством. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены внутренними нормативными актами, то применяются правилами, предусмотренными международным договором.

Объяснениями лиц, участвующих в деле, письменными материалами дела установлено:

24 декабря 2009 года комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ ОПФР по Ненецкому автономному округу были рассмотрены документы на имя ФИО1, поступившие в установленном законом порядке из ПФ РФ и заявителю отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.

Согласно протокола, комиссия мотивировала отказ тем, что ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 10 мая 2000 года, в списке из индивидуального лицевого счета ФИО1 имеются сведения о стаже работы:

-с 16 марта 2000 года по 15 октября 2000 года;

-с 19 ноября 2000 года по 21 декабря 2001 года;

-с 9 апреля 2002 года по 31 декабря 2008 года. Однако, иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ не подлежат государственному пенсионному страхованию, поэтому, за периоды работы в РФ таких граждан, на их заработную плату не должны начисляться страховые взносы, они не подлежат регистрации в системе ОПС и на них не должны предоставлять индивидуальные сведения (л. д. 10-11).

Согласно протокола от 9 декабря 2010 года Светлогорского районного исполнительного комитета Гомельской области республики Берарусь, в назначении пенсии по возрасту ФИО1 отказано в связи с отсутствием общего стажа работы 25 лет (л. д. 14).

В приобщенной в судебном заседании справке Управления по труду, занятости и социальной защите г. Светлогорска, на 1 сентября 2011 года ФИО1 на учете не состоит и не получает ряд выплат, в том числе и пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений.

По объяснению представителя ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ по Ненецкому автономному округу ФИО3, ФИО4, в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании», обязательному страхованию подлежат граждане РФ, а также иностранные граждане, которые постоянно или временно проживают на территории РФ, ФИО1 относится к категории временно пребывающих на территории РФ. ФИО1, согласно трудового договора и его заявления, был зарегистрирован по месту нахождения офиса, но это не то место, где гражданин может проживать.

Каких-либо сведений ООО «Лукойл-Севернефтегаз» о регистрации на территории НАО, не представил.

Данная позиция Пенсионного фонда, его представителей является незаконной и необоснованной.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривается, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 10); при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 13).

В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407), поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

Согласно приобщенной в судебном заседании выписке из лицевого счета застрахованного лица, ФИО1, за последнего были произведены начисления и оплата страховых взносов:

- с 9 апреля 2002 года по 31 декабря 2003 года в ООО «Бовэл»;

-с 1 февраля 2005 года по 31 марта 2005 года в ООО «Лукойл-Заполярнефть»;

-с 1 апреля 2005 года по 28 февраля 2007 года в ООО «Лукойл-Север»;

-с 1 марта 2007 года по 7 июля 2007 года и с 6 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года в ООО «Лукойл-Коми».

ФИО1 имел страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (л. д. 31).

Согласно трудового договора, заключенного между ООО «Лукойл-Коми» и ФИО1, истец при заключении трудового договора на неопределенный срок, был зарегистрирован в г. Нарьян-Маре, <адрес>

ОФМС по Ненецкому автономному округу, согласно представленного сообщения, приобщенного к материалам дела в судебном заседании, не имеет сведений о наличии разрешения на временное проживание либо вида на жительства у ФИО1

В представленных к исковому заявлению документах, приложена копия паспорта, согласно которого ФИО1 является гражданином Республики Беларусь (л. д. 36-37).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (в редакции от 18. 07. 2011 года), иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со ст. 4 названного Закона иностранные граждане пользуются в России правами и выполняют обязанности наравне с российскими гражданами. В частности, они могут свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это определено в п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» все иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, в зависимости от их правового статуса подразделяются на три категории: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в России.

Иностранный гражданин, получивший вид на жительство в России, является постоянно проживающим в РФ. Вид на жительство представляет собой документ, подтверждающий права иностранца на постоянное проживание в России, на свободный въезд и выезд с ее территории. Он выдается на срок действия документа, удостоверяющего личность, но не более чем на пять лет. В документе, удостоверяющем личность, делается отметка о выдаче вида на жительство.

Если иностранец имеет разрешение на временное проживание в России, он признается временно проживающим в РФ. Данное разрешение оформляется в виде штампа в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, и служит подтверждением его права проживать в России до получения вида на жительство. Разрешение выдается на три года.

Иностранный гражданин, не имеющий ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание в России, считается временно пребывающим в РФ. Правовой статус временно пребывающего гражданина подтверждается миграционной картой (Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413).

Однако, граждане Республики Беларусь находятся на особом положении, определенном законом.

В ст. 25 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции от 11.07.2011 г.) закреплен приоритет норм международного права над российским законодательством. Так, если международными договорами Российской Федерации либо ратифицированными Россией международными конвенциями установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством об обязательном социальном страховании, необходимо применять нормы этих международных договоров РФ или международные конвенции.

Подобный Договор от 25.12.1998 "О равных правах граждан" заключен, в частности, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Согласно ст. 8 Договора белорусским и российским гражданам должны обеспечиваться равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях Договаривающихся Сторон. Взаиморасчеты за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.

Об обеспечении гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий говорится также в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий"

В п. 2 названного Решения, установлено, что граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Возраст, с которого допускается прием граждан на работу, определяется законодательством государства трудоустройства.

Впоследствии между Российской Федерацией и Республикой Беларусь был подписан отдельный Договор от 24 января 2006 года «О сотрудничестве в области социального обеспечения». Он ратифицирован Федеральным законом от 07.12.2006 N 227-ФЗ.

Действие Договора о сотрудничестве распространяется в том числе на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к: трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (ст. 3 Договора).

При этом каких-либо особенностей для белорусских граждан, имеющих статус временно пребывающих в России, не установлено.

Следовательно, все без исключения граждане Республики Беларусь, работающие на территории России на основании трудового договора, признаются застрахованными лицами и в случае назначения пенсии приравниваются в правах к гражданам России.

В соответствии со ст. 7 Договора о сотрудничестве и ст. 7 Договора от 25.12.1998 "О равных правах граждан" в страховом (трудовом) стаже белорусского работника полностью учитывается время его работы на территориях обоих государств - и России, и Белоруссии. Исключение - случаи, когда эти периоды работы совпадают. Тогда в страховой стаж включается период работы в одной из стран. Выбор делается самим застрахованным лицом и подтверждается его письменным заявлением (п. 22 Правил).

Истец ФИО1 не имеет ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что ФИО1 является временно пребывающим в Российской Федерации, страховой стаж должен быть включен в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии.. Основанием служит Договор о сотрудничестве.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР РФ.

Подпунктом «а» п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 предусмотрено, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица).

Периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 34 Правил).

По смыслу статей 39 (части 1, 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "в", "е"), государство гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и других установленных законом случаях. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил обязательное пенсионное страхование граждан в целях защиты их социальных интересов. Страховое обеспечение, полагающееся гражданам в соответствии с Законами РФ «Об обязательном пенсионном обеспечении в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», входит в гарантированный государством объем защиты прав граждан на социальное обеспечение, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страхового случая, в т.ч. достижения пенсионного возраста, в связи с чем они оказались лишены либо ограничены в возможности трудиться и тем самым обеспечить себе достойный уровень жизни.

Таким образом, посредством обязательного пенсионного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату гражданам при наступлении страховых случаев соответствующих сумм, предусмотренных Законом «О трудовых пенсиях в РФ», обеспечивается защита имущественных прав граждан, ставших нетрудоспособными в силу их возраста (статья 7, часть 2) Конституции Российской Федерации), а также осуществляется гарантируемое статьей 39 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Суд считает несостоятельным довод представителей ПФ о том, что согласно закона, на иностранных граждан страховые взносы начисляться не должны, поэтому, даже, если они перечислялись, то в страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, эти периоды не включаются.

Представителями ПФ сделана ссылка на Письмо ПФ РФ за от 19.11.2008 года, согласно которого лица, временно пребывающие на территории РФ под действие ФЗ от 15.12.2001 года №167 –ФЗ не подпадают и соответственно российский режим обязательного пенсионного страхования на них не распространяется. Регистрация в качестве застрахованных в системе пенсионного страхования граждан Республики Беларусь, а также уплата работодателем за них страховых взносов не основаны на нормах действующего законодательства.

Однако, с указанными доводами ГУ УПФ РФ суд не может согласиться, так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право истца на пенсионное обеспечение.

Данное Письмо не является нормативной нормой и не может быть положено в основу решения.

Только с 1 января 2010 года на основании части 15 статьи 9 Закона № 212-ФЗ от24.07.2009 года (в редакции от 18.07.2011 года) «О страховых взносах в ПФ РФ……», суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих (прибывших в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих вида на жительство или разрешения на временное проживание), в том числе граждан Республики Беларусь, на территории России, не подлежат обложению страховыми взносами.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В тоже время, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично, так как уплата страховых взносов за истца была произведена:

- с 9 апреля 2002 года по 31 декабря 2003 года в ООО «Бовэл»;

-с 1 февраля 2005 года по 31 марта 2005 года в ООО «Лукойл-Заполярнефть»;

-с 1 апреля 2005 года по 28 февраля 2007 года в ООО «Лукойл-Север»;

-с 1 марта 2007 года по 7 июля 2007 года и с 6 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года в ООО «Лукойл-Коми».

Иных доказательств в судебное заседание истцом не предоставлено.

В тоже время, в судебном заседании было установлено, что за истца ФИО1 были также перечислены страховые взносы с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, данный период работы подтверждается и приобщенной в судебном заседании трудовой книжкой, однако, требований о включении указанного периода в страховой стаж, истцом не заявлено.

Суд не может выйти за пределы искового заявления и решает вопрос только в части заявленных требований.

Согласно ст. 98 ч. 1 ГПК РФ с Государственного учреждения-Отдела Пенсионного фонда РФ по Ненецкому автономному округу пользу ФИО1 должны быть взысканы расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного Фонду РФ по Ненецкому автономному округу о включении в страховой стаж периодов работы - удовлетворить частично.

Включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:

- с 9 апреля 2002 года по 31 декабря 2003 года в ООО «Бовэл»;

-с 1 февраля 2005 года по 31 марта 2005 года в ООО «Лукойл-Заполярнефть»;

-с 1 апреля 2005 года по 28 февраля 2007 года в ООО «Лукойл-Север»;

-с 1 марта 2007 года по 7 июля 2007 года и с 6 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года в ООО «Лукойл-Коми».

В удовлетворении остальной части иска ФИО1 - отказать.

Взыскать с ГУ - Отделение Пенсионного Фонду РФ по Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано или внесено представление в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С. П. Коновалова

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 года.

Судья С. П.Коновалова