о признании незаконным бездействия администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и обязать данную администрацию принять меры, направленные на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значени



Мотивированное решение составлено 23 июня 2011 года.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 23 июня 2011 года.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

при секретаре Ганечко Т.Л.,

с участием старшего помощника прокурора Елисеевой А.Г.,

представителя администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и обязать данную администрацию принять меры, направленные на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар»,

установил:

Прокурор Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» направленных на реализацию предусмотренных законодательством полномочий в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер в части разработки и утверждении проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар»,

и обязать данную администрацию в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.

В ходе проверки установлено, на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения, что является обязанностью администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Непринятие администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» мер по разработке и утверждения проекта организации дорожного движения, нарушает права граждан в обеспечении безопасности дорожного движения, одним из основных принципов которых относится приоритет жизни и здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, а также ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения.

В судебном заседании прокурор Елисеева А.Г. требования прокурора поддержала по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Представитель администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО2 просил отказать в удовлетворении заявления прокурора, сославшись на то, что администрацией г. Нарьян-Мара проводятся работы по установке дорожных знаков, строительству дорог.

Администрация г. Нарьян-Мара признает факт того, что ей необходимо принять меры, направленные на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, однако не может их выполнить в короткие сроки по объективным причинам, поскольку бюджет муниципального образования дотационный, дефицитный. В настоящее время нет денежных средств для разработки проекта организации дорожного движения, на что потребуется 2 миллиона рублей.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

К вопросам местного значения городского округа, в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, в том числе устанавливает полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Одновременно, в силу п. 4 ст. 6 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

К организации дорожного движения, согласно положениям ст. 2 данного Федерального закона, относится комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ст. 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

На основании п. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, от 8ноября2007года №257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно Уставу МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», к вопросам местного значения городского округа относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письмом Министерства внутренних дел РФ от 2 августа 2006 года и Федеральным дорожным агентством от 7 августа 2006 года, на основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", утверждены рекомендации по порядку разработки проекта организации дорожного движения, в том числе для муниципальных автомобильных дорог, заказчиками проектов которых выступают органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.

Учитывая приведенное выше законодательство, суд приходит к выводу о том, что осуществление организации дорожного движения в пределах автомобильных дорог местного значения обеспечивается местным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в данном случае администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Как установлено в суде, до настоящего времени, в нарушении действующего законодательства, орган местного самоуправления – администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», не приняла мер по направленных на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.

Как считает суд, непринятие администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» мер по разработке и утверждения проекта организации дорожного движения, нарушает права граждан в обеспечении безопасности дорожного движения, одним из основных принципов которых относится приоритет жизни и здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, а также ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения.

Отсутствие у муниципального образования денежных средств на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, не дает право администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не осуществлять возложенные на нее законодательством обязанности по организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. Тем более, как следует из представленных доказательств, еще в 2009 году письмом от 25 марта 2009 года ГИБДД при УВД по НАО просило администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» принять меры к разработке проекта организации дорожного движения, при этом администрация сообщила, что данные работы буду планироваться в 2010 году, однако данные работы администрация не выполнила до настоящего времени.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация

МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» бездействует в части реализации возложенных на ее законодательством полномочий в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждении проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения и обязана устранить нарушения путем возложения на нее соответствующей обязанности.

При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» направленных на реализацию предусмотренных законодательством полномочий в области безопасности дорожного движения, выразившееся в непринятии мер в части разработки и утверждении проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Обязать администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий-