о возложении обязанности произвести ремонт облицовочного покрытия стен и потолков в подъезде дома, устранить повреждения конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле дома



Мотивированное решение составлено 2 августа 2011 года.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 29 июля 2011 года.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

при секретаре Соболевой О.В.,

с участием помощника прокурора Азамова А.С.,

представителя ответчика ФИО2,

представителя администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов граждан к обществу с ограниченной ответственностью «Служба Заказчика» о возложении обязанности произвести ремонт облицовочного покрытия стен и потолков в подъезде дома, устранить повреждения конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле дома,

установил:

Прокурор Ненецкого автономного округа в интересах граждан ФИО6 и ФИО4, проживающих в <адрес> в <адрес>, обратился в суд с иском к ООО «Служба Заказчика» о возложении обязанности выполнить ремонт облицовочного покрытия стены и потолка в первом подъезде <адрес> в г. Нарьян-Маре, устранить повреждения конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле <адрес> в г. Нарьян-Маре в срок до 01 сентября 2011 года.

Свои требования мотивировал тем, что в связи с коллективным обращением жильцов <адрес> в г. Нарьян-Маре проведена проверка исполнения управляющей компанией ООО «Служба Заказчика» обязанности по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме.

Проверкой установлено, что управляющей организацией многоквартирного <адрес> в г. Нарьян-Маре с 1 февраля 2010 года является ответчик.

Квартиры с 1 по 12 в <адрес> в г. Нарьян-Маре принадлежат на праве собственности МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

На основании постановления администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту - администрация г. Нарьян-Мара) от 11 марта 2011 года , МБУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» заключен договор социального найма жилого помещения с ФИО6 от 20 апреля 2010 года , в соответствии с которым с нанимателем вселен член семьи (сын) ФИО4, 21 декабря 2009 года рождения.

Обязанность по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в <адрес> в г. Нарьян-Маре исполняется ответчиком ненадлежащим образом.

В ходе обследования данного дома 25 мая 2011 года установлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года , а именно:

имеет место неисправность облицовочного покрытия стен и потолков в лестничной клетке и тамбуре первого подъезда дома (п.п. 2.6.2, 3.2.2., 4.2.2.2.);

имеет место повреждение конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле дома. Деревянные конструкции в тепловом узле дома покрыты плесневелыми пятнами (п.п. 3.4.1, 3.4.4, 4.3.1, 4.3.2), а также установлены и другие нарушения.

Постановлением Государственной инспекцией по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого автономного округа от 2 июня 2011 года ООО «Служба Заказчика», на основании акта проверки технического состояния общего имущества собственников помещений в <адрес> в г. Нарьян-Маре от 25 мая 2011 года, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

10 июня 2011 года проведено повторное обследование технического состояния общего имущества собственников помещений в <адрес> в г. Нарьян-Маре и установлено, что нарушения, обнаруженные в данном доме ранее в виде неисправности облицовочного покрытия стен и потолков в лестничной клетке и тамбуре первого подъезда дома, а также повреждение конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле дома (покрыты плесневелыми пятнами) не устранены.

Ненадлежащее исполнение ООО «Служба Заказчика» обязанности по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Нарьян-Маре нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

В судебном заседании помощник прокурора Ненецкого автономного округа ФИО5 исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске. Дополнил, что до проведения проверки в доме ООО «Служба Заказчика» даже не знало, что в <адрес> в г. Нарьян-Маре 16 квартир, а не 12 квартир, поскольку счета на оплату жилищно-коммунальных услуг поступали жильцам только на 12 квартир. Неисправность в виде повреждения конструкций цокольного перекрытия необходимо устранить путем удаления плесени.

Истец ФИО6 действующая в своих интересах и интересах малолетнего ФИО4, извещена надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явилась, не сообщила суду о причинах неявки.

Представитель ООО «Служба Заказчика» ФИО2 иск не признала. Показала, что ООО «Служба Заказчика» устранило большую часть нарушений выявленных в ходе проверки прокурором в <адрес> в г. Нарьян-Маре. Денежных средств на выполнение работ, которые требует выполнить прокурор у ООО «Служба Заказчика» нет.

Представитель администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО3 исковое требование в части возложения на ответчика обязанности выполнить ремонт облицовочного покрытия стены и потолка в первом подъезде <адрес> в г. Нарьян-Маре поддержал. В части требования о возложении на ответчика обязанности устранить повреждения конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле дома просил отказать, сославшись на то, что данные работы относятся к капитальному ремонту и должны оплачиваться собственниками жилых помещений.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя администрации <адрес>, специалиста ФИО7, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 29 апреля 2011 года жильцы <адрес> в г. Нарьян-Маре, в том числе истец ФИО6, обратились в прокуратуру Ненецкого автономного округа с заявлением о том, что управляющая организация ООО «Служба Заказчика» в доме, где они проживают, ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее обязанности по содержанию общего имущества в доме.

На основании данного заявления прокурором проводилась проверка исполнения управляющей компанией ООО «Служба Заказчика» обязанности по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме.

Управляющей организацией многоквартирного <адрес> в г. Нарьян-Маре с 1 февраля 2010 года является ответчик, что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 1 февраля 2010 года.

В соответствии с данным договором, ООО «Служба Заказчика» за плату работ и услуг управляет многоквартирным домом (п.1.1). Управление многоквартирным домом осуществляется в интересах собственников и пользователей помещений (п.1.5.). Пользователями признаются собственники жилых помещений, наниматели и члены их семей (п.1.6). ООО «Служба Заказчика» обязана: обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме и проведение текущего ремонта общего имущества в данном доме в соответствии с договором (п.2.1.1.); осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, в том числе Правилами изменения размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, постановления органа местного самоуправления, регулирующими вопросы управления, содержания и текущего ремонта жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг, а также настоящим договором (п.2.1.2.).

Квартиры с 1 по 12 в <адрес> в г. Нарьян-Маре принадлежат на праве собственности МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

На основании постановления администрации г. Нарьян-Мара от 11 марта 2011 года , между МБУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара», с одной стороны наймодателем, и ФИО6, с другой нанимателем, заключен договор от 20 апреля 2011 года социального найма жилого помещения - на квартиру <адрес> в г. Нарьян-Маре, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности администрации г. Нарьян-Мара. С нанимателем вселен член семьи (сын) ФИО4, 21 декабря 2009 года рождения.

Исходя из пункта 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п.п. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу статьи 39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила содержания общего имущества дома).

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества дома предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 данных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества дома, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Таким образом, исходя из приведенного законодательства, как считает суд, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Установлено, что управляющей организацией ООО «Служба Заказчика» <адрес> в г. Нарьян-Маре принят к обслуживанию с 1 февраля 2010 года, при этом техническое состояние многоквартирного дома, в том числе общее имущество дома, в соответствии с приложением к договору управления многоквартирным домом от 1 февраля 2010 года находилось в удовлетворительном состоянии.

В соответствии с приложением к договору управления многоквартирным домом от 1 февраля 2010 года, установлен перечень работ и услуг по содержанию общего имущества собственников жилых помещений и их стоимость.

Ответчиком не предоставлено доказательств о том, производились ли осмотры дома на предмет технического состояния общего имущества многоквартирного дома.

25 мая 2011 года прокурором, заместителем начальника Государственной инспекцией по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого автономного округа, представителем ООО «Службы Заказчика» ФИО8, и одного из заявителей ФИО6, проведено обследование технического состояния общего имущества собственников помещений в <адрес> в г. Нарьян-Маре.

В ходе данного осмотра составлен акт от 25 мая 2011 года, в соответствии с которым установлены нарушения Правил эксплуатации, а именно:

- имеет место неисправность облицовочного покрытия стен и потолков в лестничной клетке и тамбуре первого подъезда дома (п.п. 2.6.2, 3.2.2, 4.2.2.2);

- имеет место повреждение конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле дома. Деревянные конструкции в тепловом узле дома покрыты плесневелыми пятнами (п.п. 3.4.1, 3.4.4, 4.3.1, 4.3.2), а также установлены и другие нарушения.

В соответствии с п. 2.6.2 Правил эксплуатации, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности стен.

Согласно п. 3.2.2. Правил эксплуатации, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток.

В соответствии с п. 4.2.2.2. Правил эксплуатации, на стенах деревянных не допускается повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

В силу п. 3.4.1. Правил эксплуатации, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций.

В случае выпадения на поверхностях конструкций конденсата или появления плесени необходимо устранить источники увлажнения воздуха и обеспечить интенсивное проветривание подвала или технического подполья через окна и двери, устанавливая в них дверные полотна и оконные переплеты с решетками или жалюзи (п. 3.4.4 Правил эксплуатации).

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития (п. 4.3.1 Правил эксплуатации).

Местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития. (п. 4.3.2. Правил эксплуатации).

Постановлением Государственной инспекцией по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого автономного округа от 2 июня 2011 года ООО «Служба Заказчика», на основании акта проверки технического состояния общего имущества собственников помещений в <адрес> в г. Нарьян-Маре от 25 мая 2011 года, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

10 июня 2011 года проведено повторное обследование технического состояния общего имущества собственников помещений в <адрес> в г. Нарьян-Маре и составлен акт от 10 июня 2011 года. В ходе проверки установлено, что нарушения, обнаруженные в данном доме ранее, в виде неисправности облицовочного покрытия стен и потолков в лестничной клетке и тамбуре первого подъезда дома, а также повреждение конструкций цокольного перекрытия (покрыты плесневелыми пятнами), не устранены.

На момент принятия ООО «Служба Заказчика» <адрес> в г. Нарьян-Маре к обслуживанию в первом подъезде данного дома отсутствовало облицовочное покрытие стен и потолка, поскольку там 26 декабря 2009 года произошел пожар, что подтверждается представленными доказательствами и не отрицается стороной ответчика.

Суд считает, что при принятии данного дома к обслуживанию, зная о том, что в подъезде № 1 ранее произошел пожар и там необходим ремонт, ООО «Служба Заказчика» должна была предусмотреть соответствующий, должный размер оплаты за содержание общего имущества в доме с учетом технического состояния дома либо предусмотреть соответствующие работы.

В судебное заседание ответчиком не представлено доказательств о том, что работы ООО «Служба Заказчика» в виде устранения неисправности облицовочного покрытия стен и потолков в лестничной клетке и тамбуре первого подъезде <адрес> в г. Нарьян-Маре, а также повреждения деревянных конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле данного дома не выполнены, в связи с обстоятельствами, которые ООО «Служба Заказчика» не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.

Довод представителя администрации г.Нарьян-Мара о том, что работы в виде устранения повреждений конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле дома относятся к капитальному ремонту, является несостоятельным, поскольку доказательств в подтверждение данному доводу не предоставлено.

Суд приходит к выводу о том, что работы в виде выполнения ремонта облицовочного покрытия стен и потолка в лестничной клетке и тамбуре первого подъезда <адрес> в г. Нарьян-Маре, а также работы в виде устранения повреждений конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле дома, в соответствии с действующим приведенным выше законодательством и договором управления многоквартирным домом, должны быть выполнены управляющей организацией ООО «Служба Заказчика».

Ненадлежащее исполнение ООО «Служба Заказчика» обязанности по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Нарьян-Маре нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, установленные Конституцией Российской Федерации и ст. 161 ЖК РФ, в том числе истцов ФИО6 и ФИО4, в интересах которых прокурор обратился в суд с иском, поэтому отсутствие денежных средств у ООО «Служба Заказчика» не является основанием для невыполнения ремонтных работ.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Прокурор требует обязать ответчика устранить ООО «Служба Заказчика» нарушения до 1 сентября 2011 года. Суд считает, что ответчик обязан устранить ООО «Служба Заказчика» нарушенные права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания немедленно по вступлению решения суда в законную силу.

На основании п. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С ООО «Служба Заказчика» следует взыскать государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, по неимущественному требованию в размере 200 рублей (ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Служба Заказчика»:

- выполнить ремонт облицовочного покрытия стен и потолков в лестничной клетке и тамбуре первого подъезда <адрес> в г. Нарьян-Маре.

- устранить повреждение деревянных конструкций цокольного перекрытия в тепловом узле <адрес> в г. Нарьян-Маре и привести данные деревянные конструкции в исправное состояние.

Взыскать с ООО «Служба Заказчика» государственную пошлину в размере 200 рублей с зачислением в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий